ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Интегрироваться нельзя возвращаться, или О кыргызских диаспорах, их потенциале и проблемах


По данным Министерства труда, социального обеспечения и миграции КР, в России находится на заработках свыше 650 тысяч кыргызстанцев. Если приплюсовать к ним почти полмиллиона кыргызов, принявших гражданство России, то кыргызская община в РФ довольно внушительная. По данным МВД России, число мигрантов уже давно перевалило за миллион. Величина эта непостоянная, и к тому же, данные уполномоченных госорганов КР и РФ часто разнятся.

 

Прежде чем вести разговор о кыргызской диаспоре, представляется необходимым определить, что подразумевает понятие «диаспора». В чём отличие его от терминов «мигрант», «община», «соотечественники», и каковы его отличительные признаки и типы. Поэтому небольшой экскурс в историю вопроса просто необходим.

 

Итак, термин «диаспора» имеет греческое происхождение. Он образован от глагола diaspeirein — рассеивать (ся), рассыпать, раздавать, расточать, состоящего из приставки dia- и глагола sperein (сеять, засевать, сыпать).

 

По мнению учёных Ж. Тощенко и Т. Чаптыковой, «диаспора — это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая за пределами своей исторической родины (вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности».

 

Иное определение даёт американский исследователь М. Эсман: диаспора — это «группа этнического меньшинства, имеющая иммигрантские корни и поддерживающая эмоциональную и материальную связь со своей родиной».

 

Авторитетный исследователь В. Дятлов понимает диаспору как «особый тип человеческих взаимоотношений, как специфическую систему формальных и неформальных связей, жизненных стратегий и практик людей, основанных на общности исхода с «исторической родины», на усилиях по поддержанию образа жизни в «рассеянии» — в качестве национального меньшинства в иноэтничном обществе».

 

Таким образом, употребляя термин «диаспора», мы имеем в виду совокупность общин конкретной этнической группы, по разным причинам объективного и субъективного характера покинувшей историческую родину, рассеявшейся и проживающей в разных странах, сохраняя родной язык, национальные обычаи и традиции и, главное, национальное самосознание.

 

Ж. Тощенко и Т. Чаптыкова указывают, что способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только тот, который устойчив к ассимиляции. Они выделяют для этого как объективные факторы, например, институты диаспоры (органы самоуправления, землячества, школы, церкви, общественные организации и политические партии), так и факторы субъективного характера, на основе чего данная этническая группа сплачивается (язык, вера, коллективная историческая память, национальная идея, общие надежды на будущее).

 

Как отмечается, определить понятие «диаспора» невозможно без классификации диаспор, которая даёт более полное представление об этом феномене. Современное его понимание значительно углубилось, поскольку в условиях глобализации различные народы массово расселяются. В результате учёные стали выделять два вида диаспор — «классическую», куда входят еврейская и армянская, и «новую», «современную», порождённую сравнительно недавно трудовой миграцией.

 

Представляется, что кыргызскую диаспору можно отнести к современному виду диаспоры, возникшей на территории России в конце XX и начале XXI века. Кыргызская диаспора в России является самой многочисленной по сравнению с кыргызскими диаспорами в других зарубежных странах мира. В настоящее время в органах юстиции России зарегистрировано довольно много диаспоральных организаций в форме общественных организаций, национально-культурных объединений, фондов.

 

Вместе с тем эти организации зачастую разобщены, отсутствует чётко структурированная система взаимодействия как между собой, так и с отечественными и российскими государственными органами. Сегодня неизвестно ни точного количества диаспоральных организаций кыргызов, ни точного количества их членов, никаких чётко подтверждённых статистических данных о характере их деятельности. В такой ситуации, разумеется, кыргызским диаспорам сложно сохранять свою идентичность, культуру, язык, отстаивать свои права, и в том числе налаживать связи с представителями власти, бизнеса Кыргызстана, что, конечно же, должно стать предметом пристального внимания уполномоченных государственных органов КР.

 

При этом следует учесть, что многие кыргызы приехали в российские города и осели там ещё до распада СССР. Поэтому многие кыргызские диаспоры возглавляют люди, которые уже давно являются гражданами России, построили свою жизнь здесь, но они помогают своим соотечественникам, которые в поисках работы и лучшей доли массово начали прибывать в Россию с начала нулевых. Уже в 2012 году за пределами КР, преимущественно в России и Казахстане, находилось около 700 тыс. граждан КР. По мнению экспертов, численность трудовых мигрантов на тот период составляла порядка 25% трудовых ресурсов страны, а по поступлению денежных переводов мигрантов в процентах от ВВП страны она занимала третье место в мире. Сегодня ситуация примерно такая же. Впереди нас, возможно, только таджики и узбеки.

 

Сложившаяся ситуация и новая реальность, складывающаяся в свете происходящих событий на Украине и в РФ, представляется, должна внести определённые коррективы и в деятельность диаспоральных организаций как в части институализации кыргызских диаспор в стране проживания, так в части репатриации или возращения кыргызов на историческую родину, но уже в качестве инвесторов и квалифицированной рабочей силы.

 

Как известно, функцией кыргызской диаспоры является активное участие в поддержании, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании культурных связей со своей исторической родиной. Если кыргызские диаспоры сумеют социализироваться, при этом сумев не ассимилироваться и сохранить свою идентичность, то, конечно, это тоже неплохо. Однако, в свете происходящих сегодня геополитических изменений, в том числе ситуации в Украине и в самой России, представляется целесообразным предпринять определённые меры по возращению наших соотечественников на Родину, создав, если нужно, преференции и льготные кредиты для них, с тем чтобы они могли применить свои знания и опыт на благо своей страны, своего народа. Причём отдельные из них могли бы вложить свои силы и средства в развитие бизнеса на Родине, нужно только их поддержать и помочь им, к примеру, предоставив налоговые каникулы на 3-4 года. Руководитель кыргызской диаспоры в г. Екатеринбурге Гульшан Долонбаева, выступая на Курултае, предложила властям Кыргызстана разработать программу по возвращению трудовых мигрантов на Родину, в которой были бы предусмотрены мотивирующие их условия для возращения, в том числе чёткие и ясные механизмы инвестирования, защиты их инвестиций, как денежных так и интеллектуальных, со стороны государства.

 

В целом, сегодня характерной особенностью современного мира становится активизация миграционных процессов. Миллионы людей в поисках лучшей доли покидают родину и устремляются в другие страны.

 

Наши граждане тоже активно вовлечены в этот процесс. Оказавшись на новом месте, они стремятся объединиться, чтобы не только выжить, но и сохранить свои обычаи, традиции, язык в чуждой для них, нередко враждебной, этнокультурной среде. Между тем отличительной особенностью зарождающихся новых диаспор, к коим относятся и кыргызские диаспоры, появившиеся в России в значительной мере в результате массовой трудовой миграции, является то, что многие из них мечтают вернуться на Родину, вложив накопленные средства и знания в экономику родной страны. Это есть своего рода «кыргызская мечта», ведь в сущности мало кто из трудовых мигрантов намерен остаться в РФ и пустить там свои корни.

 

Сегодня ситуация такова, что могут сложиться благоприятные условия для возврата на Родину трудовых мигрантов. Прежде всего из-за ужесточения миграционного законодательства, угрозы быть мобилизованным, роста безработицы и других причин роста социальной напряжённости в РФ, которые могут подтолкнуть к исходу трудовых мигрантов из этой страны. Поэтому, где поставить запятую в проблеме «интегрироваться нельзя возвращаться», вопрос далеко не праздный.

Сейитжан Апышев.

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:57, 27-01-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова