Эти бессмертные черепахи

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Заняться черепахами меня побудила недавняя поездка на Дальний Восток, где сначала в Уссурийске, а затем и Хабаровске я увидел их огромные, высеченные из камня изваяния.

Впервые эти каменные скульптуры в Уссурийском крае обнаружил в 1868 году известный русский исследователь Николай Михайлович Пржевальский. Они находились среди каких-то старинных полуразрушенных  укреплений,  и путешественник мог только предположить, «что позднейшие археологические изыскания, вероятно, прольют больший свет на эти находки и разъяснят нам историю народа, оставившего таинственные памятники».
Сегодня мы знаем, что найденные тогда городища и черепахи относятся к XII веку — времени расцвета империи Цзинь, Золотой империи чжурчженей.  Тогда объединенные племена этого воинственного народа не только разбили своих соседей киданей, по имени которых русские назвали соседнюю страну Китаем, но и вторглись в сам Китай. После нескольких крупных поражений китайский император Хэй сдался на милость победителей и государство чжурчженей распространило свою власть  от реки Керулен до Тихого океана. Но, как это всегда и происходило в Китае, новые завоеватели оказались в покоренном государстве национальным меньшинством, а вскоре к границам империи Цзинь подошли войска Чингисхана, и Золотая империя погибла. И только каменные черепахи с погребальных комплексов чжурчженьских князей веками молчаливо хранили тайну небольшого, но воинственного народа.
Однако культура каменной черепахи была известна  различным народам мира и в более древние времена. В разных вариантах подобные черепахи встречаются  в Китае,  Вьетнаме, Корее, Японии. В Индии образ черепахи связан со строением мироздания —  в основании его находится черепаха, держащая на своей спине слона, на котором покоится весь мир. В монгольских мифах золотая черепаха держит центральную гору универсума.  И многие знаменитые стелы с древнетюркскими руническими надписями установлены на подобных черепахах. Расшифровка этих памятников помогает в изучении истории государственности и культуры древних тюрков. Один из таких великолепных памятников на берегу Орхона, названный именем Кюль-тегина, стал известен после его открытия  в 1889 году сибирским этнографом Николаем Михайловичем Ядринцевым.
В китайских традициях черепаха является символом баснословного долголетия. В легендарном романе-сказке У Чэн-Эня «Путешествие на Запад» черепаха становится бессмертной потому, что странствующий в поисках священных книг монах Сюань-цзан при встрече с Буддой забыл замолвить о ней словечко —  спросить,  долго ли ей еще осталось жить на свете. А  он обязан был сделать это за услугу черепахи, которая на своем панцире перевезла паломника и его спутников через Небесную реку.  Но, достигнув священной обители, путешественник обо всем позабыл и горел лишь одним  желанием — получить священные книги, не спросил о долголетии черепахи, а та продолжает жить вечно.
В течение многовекового развития традиции изображения черепах их облик претерпевал изменения. Они сохраняли черепаший панцирь, но головы и лапы нередко делали их всё более похожими на драконов.
Не миновали бессмертные черепахи и нашу землю. В коллекции древних наскальных рисунков Николая Дмитриевича Черкасова встречаются изображения черепах, иногда напоминающие каких-то мутантов — черепахоящеров,  как и на поздних китайских постаментах.
Во время научной экскурсии 1929 года археолог Алексей Иванович Тереножкин посетил село Юрьевка Иссык-Атинского района. Здесь во дворе местного жителя Даниила Митрофановича Лесового он обнаружил много больших древних предметов из камня. Оказалось, что в районе Юрьевки находится старое городище Сынташ, которое разрушается от всяких земляных работ. И местные жители собирают в свои коллекции различные находки -монеты, светильники, жернова, ступы.
Наибольший интерес представляла каменная черепаха, найденная Лесовым  во время пахоты. Она была высечена из местного белого камня, особенно рельефно были обработаны ее подогнутые ноги и панцирь. Голова и хвост отбиты. Длина черепахи без них  составляла 55 см. На спине сохранилось продолговатое отверстие, где когда-то размещалась утерянная стела. Была ли она  с письменами и в честь какого события и кем установлена? Это, по-видимому, навсегда останется вопросом.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.

Бишкек.

 

Добавить комментарий