Эти бессмертные черепахи

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Заняться черепахами меня побудила недавняя поездка на Дальний Восток, где сначала в Уссурийске, а затем и Хабаровске я увидел их огромные, высеченные из камня изваяния.

Впервые эти каменные скульптуры в Уссурийском крае обнаружил в 1868 году известный русский исследователь Николай Михайлович Пржевальский. Они находились среди каких-то старинных полуразрушенных  укреплений,  и путешественник мог только предположить, «что позднейшие археологические изыскания, вероятно, прольют больший свет на эти находки и разъяснят нам историю народа, оставившего таинственные памятники».
Сегодня мы знаем, что найденные тогда городища и черепахи относятся к XII веку — времени расцвета империи Цзинь, Золотой империи чжурчженей.  Тогда объединенные племена этого воинственного народа не только разбили своих соседей киданей, по имени которых русские назвали соседнюю страну Китаем, но и вторглись в сам Китай. После нескольких крупных поражений китайский император Хэй сдался на милость победителей и государство чжурчженей распространило свою власть  от реки Керулен до Тихого океана. Но, как это всегда и происходило в Китае, новые завоеватели оказались в покоренном государстве национальным меньшинством, а вскоре к границам империи Цзинь подошли войска Чингисхана, и Золотая империя погибла. И только каменные черепахи с погребальных комплексов чжурчженьских князей веками молчаливо хранили тайну небольшого, но воинственного народа.
Однако культура каменной черепахи была известна  различным народам мира и в более древние времена. В разных вариантах подобные черепахи встречаются  в Китае,  Вьетнаме, Корее, Японии. В Индии образ черепахи связан со строением мироздания —  в основании его находится черепаха, держащая на своей спине слона, на котором покоится весь мир. В монгольских мифах золотая черепаха держит центральную гору универсума.  И многие знаменитые стелы с древнетюркскими руническими надписями установлены на подобных черепахах. Расшифровка этих памятников помогает в изучении истории государственности и культуры древних тюрков. Один из таких великолепных памятников на берегу Орхона, названный именем Кюль-тегина, стал известен после его открытия  в 1889 году сибирским этнографом Николаем Михайловичем Ядринцевым.
В китайских традициях черепаха является символом баснословного долголетия. В легендарном романе-сказке У Чэн-Эня «Путешествие на Запад» черепаха становится бессмертной потому, что странствующий в поисках священных книг монах Сюань-цзан при встрече с Буддой забыл замолвить о ней словечко —  спросить,  долго ли ей еще осталось жить на свете. А  он обязан был сделать это за услугу черепахи, которая на своем панцире перевезла паломника и его спутников через Небесную реку.  Но, достигнув священной обители, путешественник обо всем позабыл и горел лишь одним  желанием — получить священные книги, не спросил о долголетии черепахи, а та продолжает жить вечно.
В течение многовекового развития традиции изображения черепах их облик претерпевал изменения. Они сохраняли черепаший панцирь, но головы и лапы нередко делали их всё более похожими на драконов.
Не миновали бессмертные черепахи и нашу землю. В коллекции древних наскальных рисунков Николая Дмитриевича Черкасова встречаются изображения черепах, иногда напоминающие каких-то мутантов — черепахоящеров,  как и на поздних китайских постаментах.
Во время научной экскурсии 1929 года археолог Алексей Иванович Тереножкин посетил село Юрьевка Иссык-Атинского района. Здесь во дворе местного жителя Даниила Митрофановича Лесового он обнаружил много больших древних предметов из камня. Оказалось, что в районе Юрьевки находится старое городище Сынташ, которое разрушается от всяких земляных работ. И местные жители собирают в свои коллекции различные находки -монеты, светильники, жернова, ступы.
Наибольший интерес представляла каменная черепаха, найденная Лесовым  во время пахоты. Она была высечена из местного белого камня, особенно рельефно были обработаны ее подогнутые ноги и панцирь. Голова и хвост отбиты. Длина черепахи без них  составляла 55 см. На спине сохранилось продолговатое отверстие, где когда-то размещалась утерянная стела. Была ли она  с письменами и в честь какого события и кем установлена? Это, по-видимому, навсегда останется вопросом.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.

Бишкек.

 

Добавить комментарий