Дороги, которые нас убивают

В городе идут масштабное дорожное строительство и не менее масштабный ремонт обветшавшего дорожного полотна. Но пока одни трассы ремонтируют, латая дыры, на соседних улицах как грибы после дождя образуются новые. По маленьким улочкам, заставленным вдоль обочин машинами, езда по рытвинам и выбоинам не выше 20 километров в час оставляет ощущение фронтовых дорог, на широких улицах и проспектах объезд ям и разбитых люков приводит к аварийным ситуациям или как минимум ремонту подвески. Погнутые или лопнувшие диски, сломанные амортизаторы — это цветочки по сравнению с вырванной шаровой опорой.

Двигаясь по Молодой Гвардии в направлении Льва Толстого, пересекая Боконбаева и начиная съезжать под мост, нарываемся на несколько ям, которые вынуждены объезжать. То же самое на противоположной стороне дороги. Выныривая из-под моста по Молодой Гвардии и подъезжая к Боконбаева, также вынуждены маневрировать, чтобы не угодить в ямы и люк. Эти участки проспекта узкие, как бутылочное горлышко, из-за чего транспортная нагрузка здесь очень высокая. Складки, трещины и ямы образуются быстро, плюс разбитые люки без крышек. Езда, как по минному полю.

Пока дороги починят, водители будут демонстрировать высший пилотаж, нервничать, платить свои кровные за ремонт. Бегать по судам, доказывая, что авария произошла по вине некачественного дорожного покрытия.

По улице Льва Толстого днем и ночью идет огромный поток транспорта. Это одна из крупнейших транспортных артерий города. По ней большегрузные машины могут попасть почти в любую часть города. На спуске перед Молодой Гвардией дорога напоминает складки шарпея. Очень долго подобное было и на спуске под мостом на улице Садыгалиева. Их залатали, но они опять появляются.

И возникают вопросы: когда мы получим качественные дороги, а также кто и как осуществляет мониторинг состояния дорожного полотна и оценивает нагрузки на разные участки?

Начальник муниципального предприятия «Бишкек- асфальтсервис» Мирлан Амантуров поведал, что за городскими дорогами, принятыми предприятием на баланс с 2015 года, следят специалисты как из «Асфальтсервиса», так и из технадзора управления жилищно-коммунального хозяйства и комитеты акимиатов. Сотрудники «Бишкек- асфальтсервиса» ежедневно делают замеры появившихся ям и осуществляют ямочный ремонт, если сохранилось более 70% покрытия. В следующем году планируется отремонтировать участок дороги в районе пересечения Молодой Гвардии и Льва Толстого с использованием адгезии и уложить несколько слоев покрытия.

Одна из причин скорого износа дорог, о которой говорил Амантуров, — превышение нагрузки на каждую ось.

«Есть закон о нагрузке на ось, но он не работает. Она должна быть не более 8 тонн. А у нас доходит до 20 тонн. Самый большой вред дорогам наносят помпы — насосы для подачи бетона, миксеры-бетономешалки, у них 60 тонн на 4 оси, это по 15 тонн на каждую. В два раза больше нормы. Зачем вместо 6 кубометров бетона в миксер загружают 18? А помпы нужны с большим количеством осей», — считает Амантуров.

Вторая причина, по которой дороги быстро изнашиваются, — резкоконтинентальный климат. В год 220 раз температура меняется от +1 до -1. Это приводит к трещинам, которые можно заделывать только при более низких температурах, чем сейчас. Летом очень жарко, даже новые технологии ремонта трещин не дают результата. Провели эксперимент, заделали трещины ночью, результата нет — жарко, нужно ждать осени.

Еще одна проблема на дорогах — это люки. Их крышки громыхают и подскакивают под колесами железных коней и в итоге ломаются. Теперь на новых дорогах при установке люков применяется новая немецкая технология, которая не дает возможности крышке болтаться, снижая и ее износ, и самого люка.

«Стоимость прокладки одного километра городских дорог «Бишкекасфальтсервисом» со всеми коммуникациями — чуть больше 17 миллионов сомов, междугородних — примерно 68,5 миллиона. Но качество наших городских дорог выше междугородных», — сказал Амантуров.

С 2011 года «Бишкек- асфальтсервисом» для субподрядчиков введено требование гарантий качества выполненных работ на три года. Теперь они должны 2% от суммы тендера, так называемую гарантию обеспечения исполнения договора (ГОИД), на 3 года передавать заказчику на случай ремонта бракованных участков. Еще с этого года для участия в тендерах на ремонт и строительство дорог субподрядчику необходимо иметь свой асфальтовый завод. Такие заводы есть и у «Бишкекасфальтсервиса».

В прошлом году благодаря мэру Албеку Ибраимову эти асфальтовые заводы были капитально отремонтированы. Для экономии денег налогоплательщиков в процессе изготовления асфальта полностью исключен человеческий фактор. Весь процесс автоматизирован, асфальт получается точно по ГОСТу. Надо отметить, что завод «Бишкек- асфальтсервиса» самый большой в стране. В сутки он может производить до 2 000 тонн материала. Кроме того, новый асфальтоукладчик компьютеризирован. Работая, согласно заданным параметрам на автопилоте, тоже исключает человеческий фактор. Программа управляет всеми действиями.

«Отрадно, что мы сами строим дороги, снижая стоимость и повышая их качество», — сказал Амантуров.

Скоро начнется новый учебный год, по всему городу появляются новые лежачие полицейские. Они лучше тех, что были. Во всяком случае, подвеска и диски не страдают, если соблюдать скоростной режим. На прошлые асфальтовые и пластиковые ограничители скорости были нарекания. Зачастую, преодолевая их, водители опасались потерять колеса. Теперь это широкие полосы с нанесенной на них разметкой зебры, расположенные прямо на пешеходной дорожке. Также возле школ устанавливаются новые дорожные знаки. Они больше привлекают к себе внимание водителей, требуют снижения скорости и повышенного внимания на присутствие детей.

Дороги — это один из вечных вопросов. Пока они будут существовать, к ним будут претензии. Поэтому все возникающие нарекания по поводу их качества можно направить в «Бишкекасфальтсервис» в виде письменной или устной жалобы, а также позвонить по номеру 185. Ни один из сигналов не останется без внимания.

Павел РЯЗАНОВ.
Фото автора.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий