Заповеди мудрого человека (к 80-летию И. Абдуразакова)

enter site Об Ишенбае Абдуразакове как выдающемся для наших и тогдашних кыргызских мерок человеке я узнал в 1970-е годы от своего духовного наставника С. Жигитова (его близкого друга) и аспирантов, которые работали с ним, когда тот после продолжительной дипломатической работы в Японии вернулся в МИД СССР.

Помню, что тогда я, как вице-премьер-министр по соц-вопросам, не единожды предлагал первому президенту страны Аскару Акаеву привлечь к работе такого маститого дипломата, который в то время был генеральным консулом России в японском Саппоро. Поэтому далеко не случайным явилось в 1994 году его назначение советником президента Кыргызстана, а в 1996-м — государственным секретарем.

К сожалению, он пробыл на этом высоком государственном посту недолго, всего три года, впав в немилость президенту за свою, по-видимому, независимость в суждениях и делах. Так бывает с людьми самостоятельного характера и мышления.

После этого И. Абдуразаков до конца своей жизни работал профессором Бишкекского гуманитарного университета (БГУ) имени Х. Карасаева, заведовал кафедрой международных отношений. Я часто встречался с ним в различных официальных и неофициальных обстоятельствах, общался на политические и научно-культурные темы. Отношения наши были по-человечески теплыми, доброжелательными.

К большому несчастью, вот уже несколько лет как нет среди нас И. Абдуразакова. Между тем настал день его юбилея — 80-летия. Что можно сказать по этому поводу?

Внешне его биография не столь богата и примечательна. В ней можно выделить как бы три жизненных и географических круга: родился и вырос в Кыргызстане, учился и работал в Москве, долгая дипломатическая служба (15 лет) в Японии, возвращение на родину, высокая государственная должность и профессура в университете. Профессия тоже вроде трояка: ученый-экономист, дипломат-международник, политик-государственник. Но сколько событий и знаний вмещает эта биография! Об этом ярко свидетельствует его творческое наследие — две книги, одна из которых вышла еще при его жизни («Размышления», 2007 г., на русском и кыргызском языках, приурочена к его 70-летию), а другая, увы, увидела свет после его кончины («Неоконченный диалог», 2014 г., в соавторстве с М. Иманалиевым).

На мой взгляд, эти книги полезны и актуальны сегодня. Поэтому к юбилею дипломата решил еще раз их прочитать и вынести некоторые свои впечатления на суд общественности.

Поражает прежде всего исключительная эрудированность автора, охватывающая далекую глубину веков и огромные географические просторы. Он пишет об истории, о языке, литературе, религии, философии, экономике, политике, праве, дипломатии, искусстве, рассказывает о Кыргызстане, Центральной Азии, Японии, Европе, Турции, Америке. Однако есть три излюбленные сферы, которые составляют центр, сердцевину, — это Кыргызстан, Россия, Япония, их взаимосвязи и отличия.

Жанры его работ тоже разнообразны: официальные тексты, исследования, статьи, эссе, беседы и портреты. Соответственно, их стиль неодинаков: то строго-публичный, то научно-академический, то разговорно-живой. При этом бросается в глаза определенная симпатия или приверженность И. Абдуразакова конкретным печатным изданиям, к примеру, «Слову Кыргызстана», «Русскому языку и литературе в школах Кыргызстана» — среди русскоязычных, «Кыргызстан маданияты», «Агым», «Бишкек таймс» — среди кыргызскоязычных, а также таким собеседникам, как Л. Шейман, А. Токтомушев, А. Бакиева.

Кстати, он прекрасно говорил и писал на двух языках, в своих официальных выступлениях, статьях и беседах открыто ратовал за равноправное функционирование и развитие государственного (кыргызского) и официального (русского) языков.

Красноречивое доказательство тому — его статьи «Нескудеющая сила и нетленная краса» (о русском языке и литературе), «Светлый неиссякаемый источник духовных сил» (о Пушкине), «В чем нуждается наш родной язык?». Кроме того, он великолепно владел японским и английским языками, был полиглотом.

Отмечу, что известность в стране И. Абдуразаков получил сначала благодаря своим статьям. По сути, именно он стал первооткрывателем и распространителем среди кыргызстанцев знаний о Японии, именно он первым изнутри и со стороны сравнил историю и современное бытие кыргызов и японцев, радуясь впечатляющим успехам последних и горько, по-сыновнему, огорчаясь нашей исторической отсталости в сферах экономики, промышленности, науки и технологий.

При этом он, как мудрый человек и настоящий патриот, не охаивал (такое даже не приходило ему в голову) историю и культуру своей родной страны, гордясь, наоборот, ее изумительной природой и героическим народом, прошедшим через горнило стольких мук и испытаний. Он с болью в сердце, трезво и открыто вскрывает через сравнение наши национальные недуги, их объективные и субъективные причины, ратует за избавление и исцеление от них.

Для современных политиков и бизнесменов Кыргызстана несомненную пользу приносят заметки И. Абдуразакова о жизни и стиле управления императоров Мацухито (Мейдзи), Хирохито, премьер-министров С. Ёсида, Э. Сато, К. Танака, знаменитых предпринимателей К. Мацусита и С. Хонда.

Политически точными и психологически убедительными представляются обрисованные им портреты М. Ататюрка и Ю. Абдырахманова. Помнится, что посвященное 100-летию последнего большое эссе «Свет погасшей звезды», опубликованное в двух номерах «Слова Кыргызстана» в 2001 году, стало резонансным и знаковым, ориентиром для политиков и ученых в оценке деятельности первого главы правительства Киргизской АССР.

После возвращения на родину И. Абдуразаков всегда находился в гуще общественно-политических событий независимо от того, какую должность он занимал, постоянно выступал в дискуссиях и собраниях. Демократия, власть, оппозиция, выборы, аксыйские события, революции, конституционные реформы, уроки А. Акаева и К. Бакиева, Ф. Кулов, А. Бекназаров и другие — таков диапазон рассматриваемых им вопросов. Назовем лишь названия некоторых его статей и бесед: «Год петуха или выборный марафон», «Подростковые проблемы кыргызской демократии: как их решить?», «О природе власти: можно ли мириться с непримиримым?», «Реформа Конституции — это не игра в козлодрание», «Развивается только та страна, где соблюдается закон».

Красной нитью во всех его публикациях и выступлениях проходят мысли о приверженности демократии, неприятие авторитаризма и коррупции, верховенство права и закона, нравственной честности и неподкупности, любви к Родине и справедливости. Этими принципами он руководствовался не только в публичной политике, но и в частной жизни, то есть для него органически присуще было сочетание личного и общего, частного и публичного. В этом он был некий образец, идеал.

Мы, кыргызы, всегда воспринимали его как своего первого настоящего дипломата, признанного также другими странами, хотя до и после него на этом поприще работало немало наших соотечественников. Не случайно его высоко оценили в МИД СССР и Российской Федерации, а в Японии наградили высшим государственным орденом для иностранных граждан — орденом «Восходящего Солнца на Великой ленте» (в 2008 г.).

Свои глубокие познания в области дипломатии и международных отношений он отразил в концептуальной, всесторонне осмысленной статье «Внешняя политика как фактор обеспечения национальной безопасности» (2006 г.), основные тезисы и положения которой развил позже в написанной в соавторстве со своим соратником М. Иманалиевым книге «Неоконченный диалог». В этих трудах, как мне представляется, достаточно убедительно проанализирована история внешней политики Кыргызстана за годы независимости, верно расставлены ее акценты, точно определены ориентиры и приоритеты.

Итак, мы отмечаем юбилей — 80-летие И. Абдуразакова — без самого юбиляра. Среди его статей на кыргызском языке мое внимание привлекла одна с названием «Если за собой оставишь доброе дело, сохранишь о себе добрый след». Правильно: он оставил множество добрых дел, ярких следов. Поэтому мог с полным основанием писать о себе: «Главный вывод, сделанный мною по итогам жизненного опыта, состоит в следующем: жить по правде, никогда не идти на сделку со своей совестью и сделать все от тебя зависящее, чтобы уберечь свою честь и достоинство в чистоте. Это мое кредо, которое останется со мной всегда».

Да, его яркая, очень насыщенная жизнь, подлинный патриотизм, неподдельный интернационализм, глубокие и разносторонние знания, искренние заветы и заповеди останутся с нами всегда.

Абдыганы ЭРКЕБАЕВ,
академик НАН КР.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий