Планирование развития районов

Как сбалансировать местные задачи с государственными?

Еще в прошлом году правительство в лице Министерства экономики попыталось внедрить новую методику планирования социально-экономического развития в регионах, но практика показывает, что до поставленной цели пока далеко.

В последнее время в ходе финансовой децентрализации сотрудники Минфина стали отдавать предпочтение проектам развития местных сообществ. И это правильно, ведь из Бишкека не учтешь всех нюансов сельских управ, таких разных и к тому же разбросанных по всей республике. Но в развитии региональной экономики правительство не исключает такую схему: все местные бюджеты обязаны органично встраивать в свои сметы задачи, заложенные в государственных отраслевых программах. Иначе, какая же это децентрализация, когда каждый айыльный аймак делает то, что вздумается? Так что планирование «сверху-вниз» никто не отменял. Фишка в том, что специалистам, работающим в госрайадминистрациях и МСУ, нужно научиться балансировать, умно сочетая интересы местных сообществ и государства.

— Беда в том, что чиновники не заинтересованы загружать себя новой и непонятной для них работой, — рассуждает известный в нашей стране эксперт Асылбек Чекиров. — В чем ее особенность? Сегодня органы местного само- управления отправляют планы развития своих айыл окмоту в районную администрацию. Там проекты просто собираются и раскладываются по разделам: образование, здравоохранение, соцзащита, агросектор и т. д., — разъясняет эксперт. — В итоге выходит, что план развития района состоит исключительно из обновления объектов инфраструктуры: построить, отремонтировать, наладить.

Отраслевые программы министерств практически не ориентированы для использования их на местном уровне, оторваны от народа. Особенно это касается программ социального развития и подъема предпринимательства.

В этом году на первом этапе внедрения новой методики 14 муниципалитетов Ак-Сууйского, Джети-Огузского и Кочкорского районов приступили к подготовке новых приложений к существующим планам социально-экономического развития айыльных аймаков. Местные сообщества и органы МСУ показали свое видение решения назревших проблем в трех сферах: предпринимательстве, эффективном управлении пастбищами и социальной поддержке уязвимых групп населения.

— Новый подход в планировании отражает принципы положений соответствующих государственных программ, — продолжает Асылбек Чекиров. — Например, многие руководители айыльных аймаков оказались весьма заинтересованы во внедрении иных подходов к реализации социального заказа. Это самый больной вопрос, требующий незамедлительного решения во всех 14 аймаках. Главы этих сельских управ представили свои конкретные предложения по улучшению работы комиссий для отбора семей, нуждающихся в ежемесячном пособии, а также имеющих малолетних детей.

Однако главная трудность, которая возникла при написании плана, — это отсутствие привязки многих положений государственных программ к реальной практике на местном уровне, — отмечает эксперт. — К примеру, государственная программа развития частного сектора никакой практической помощи местным предпринимателям не дает.

Здесь напрашиваются вопросы: заинтересованы ли местные власти и госструктуры в совместной разработке планов социально-экономического развития? Признали ли отраслевые подразделения министерств необходимость учитывать потребности местного сообщества?

— Все рабочие группы пилотных районов отметили своевременность и правильность предложенного подхода по планированию своего дальнейшего развития, — отмечает А. Чекиров. — На первых этапах с энтузиазмом обсуждали новые задачи, которые ставит перед территориальными подразделениями государственных органов правительство. Но как только чиновники разобрались, что новые функции — это дополнительная на них нагрузка за ту же зарплату, их энтузиазм сразу испарился.

Остались так и невыясненными роль и позиции глав местных государственных администраций в понимании важности задач по новому формату планирования районов, а также руководителей отраслевых министерств в отношении выработки методики анализа секторных программ. Как и свойственно всем чиновникам, главы районных госадминистраций и рабочие группы на уровне регионов и министерств не стремятся загружать дополнительной работой. Списывают ее на реализаторов проекта, то есть сотрудников Министерства экономики. Но справедливо ли это?

Наш эксперт признает, что, несмотря на проведенные тренинги и семинары, потенциала рабочих групп района все равно недостаточно, чтобы подготовить полноценный план социально-экономического развития района. Поэтому, считает А. Чекиров, от созданных рабочих групп сегодня важно получить их видение и информацию для решения той или иной местной проблемы, а специалисты-консультанты соберут все предложения воедино, чтобы проанализировать их и вынести свой вердикт.

Галина ЛУНЕВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий