Ориентация на успех как стиль жизни

Стремление к победе — к успеху, удачному построению жизни, умению взять ситуацию под контроль — может осуществиться лишь в том случае, если вы знаете, чего хотите, и верите в то, что никакие проблемы, никакие препятствия вас не остановят. Они лишь укрепляют ваше решение достичь желанной цели.
Энтони Роббинс

Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха.
Букер Тальяферро Вашингтон

Тот, кто знает людей, — благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
Лао-цзы

Кто битым жизнью был, тот большего добьется,
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется,
Кто умирал, тот знает, что живет.
Омар Хайям

В истории развития общества люди осознавали трудовую деятельность по-разному. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие труда. Он служил прежде всего источником пропитания, со временем стал орудием против праздности, похоти, орудием помощи слабым и неимущим. Раньше любые намерения наживы пресекались, считалось грехом добывать в труде благ больше, чем необходимо. Со временем в стабильной экономике старой Европы, где разделение на имущих и неимущих было очевидным, индивидуальный успех воспринимался как нравственное падение, так как был не результатом труда, а классовых привилегий, эксплуатации других и обмана. Те, кто разбогател, в глазах общества рассматривались как хищники, поживившиеся на несчастьях других. Так же, как в России дореволюционной, в России советской и постсоветской успешный человек считался подлецом, коммерсантом. В Америке же, в стране невостребованных богатств, ждущих освоения, индивидуальный успех достигался благодаря упорному труду, смекалке и умению воспользоваться благоприятным моментом, и те, кто добился материального успеха, в глазах публики считались героями, сумевшими реализовать свой потенциал.

Переход от феодального к капиталистическому образу жизни изменяет систему базовых человеческих ценностей. Формируются стили жизни, которые стимулируют движения личности к новым целям, к высшим достижениям в работе, в быту, в свободное время. На первое место выдвигаются конкуренция, свобода, индивидуализм, рассудительность, деньги, богатство, карьера, мобильность, поощряются успех, карьера, признание, слава.

Современная эпоха предъявляет специфические требования к человеку. Для того чтобы им соответствовать, необходимо иметь определенные личностные установки и качества, которые позволили бы эффективно функционировать. Глобальная динамика социальных преобразований во всех сферах жизни предполагает иное видение места и роли человека в обществе. Он, будучи субъектом изменяющегося мира, развиваясь, создает в процессе интеллектуальной деятельности новое пространство жизни, духовный мир науки, религии, морали, задает обществу иные направления. При этом не должен вызывать сомнения тот факт, что основополагающим условием развития страны является интеллектуальный ресурс человека.

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Он познает и изменяет мир, самого себя, творит культуру и историю. Он часть природы, единственное существо на Земле, которое осознает жизнь во всей ее полноте и богатстве. Поэтому именно он несет ответственность за будущее нашего общества.

Сущность, происхождение и назначение человека, его место в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. В чем заключается его предназначение? Кто-то видит смысл жизни в продолжении рода, в воспитании хорошего поколения, кто-то — в развитии, образовании, кто-то — в карьере, спорте, религии, а кто-то — в материальном обогащении и т. д. Это предназначение души: быть хорошим человеком, педагогом, писателем, врачом, мастером своего дела…

Согласно Конституции, права и свободы человека считаются высшей ценностью. Наряду с правами на жизнь, образование, соцзащиту у человека есть право на счастье и успех.

Что такое успех? Это достижение целей в задуманном деле, общественное признание. Он поднимает настроение, заставляет посмотреть на мир глубже, стимулирует на другие подвиги. Желание подняться на более высокую социальную ступень (а все окружение постоянно напоминает, что нельзя останавливаться на достигнутом) заставляет мобилизовать все физические и эмоциональные ресурсы.

В обществе рассматриваются различные подходы к успеху: он как ценность, как фактор развития человека, как деятельность, как высокая коммуникация, успех личностный или коллективный и др. Для успешного будущего государства выгоднее формировать успешное поколение, чем молодежь с девиантным поведением, представляющим реальную угрозу физическому и социальному выживанию, способствующим нарушению усвоения и воспроизводства культурно-нравственных норм, а также препятствующим саморазвитию и самореализации.

Человек — главный интеллектуальный ресурс страны. И правильно воспитать его, направить по верному пути, подготовить к трудностям жизни — обязанности государства, общества, семьи, педагогов и т. д.

Исследования ученых доказали, что с развитием общества изменяются сами принципы достижения успеха. Старшее поколение его примером считает получение высшего образования, достижение профессиональных высот, построение семьи, воспитание детей. Это путь длительных усилий, в конце которого — вознаграждение. Для современной молодежи признаком успеха считается уровень материального вознаграждения, образование рассматривается как условие его достижения. У нее другая житейская логика: успех гарантирован только неординарным и везучим. Это не конечный результат, а ставка на быстрые деньги, быструю карьеру.

Одно из проявлений деформированных ценностей — сознательный отказ от детей ради успеха (феномен «чайлдфри»), в котором соединяются ориентация на безоговорочный успех и крайний гедонизм, индивидуализм. Дети, по мнению сторонников этого стиля жизни, мешают профессиональному росту, накоплению благосостояния, наслаждению жизнью здесь и сейчас. Молодые супруги не понимают, что тем самым они проигрывают время, это приводит к бездетности.

Настоящее счастье — в гармонии во всем. Чтобы быть счастливым, нужно стремиться к цели, упорно работать. Люди с неиссякаемой энергией и умеющие направлять ее в нужное русло — успешные. Адвокат и психолог Уильям Аткинсон в своей книге «Сила мысли или магнетизм личности» назвал секрет успешных людей: знание о том, что подобное притягивает подобное: доброе — добро, злое — зло, успех — удачу.

Успех — результат четко сформулированной цели и продуманной программы действий, приложение конкретных усилий. Успешные люди знают, чего хотят. Успех нужно планировать, о нем мечтать, идти к нему. Незапланированный успех — это запланированное поражение.

Возникает вопрос: можно ли считать человека успешным, если он не осуществил ни одного своего желания, не добился в жизни ничего, не довел до конца ни одного дела? Нет! Если пошагово осуществлять маленькие цели на пути к большой и радоваться достигнутому — это значит уметь быть в гармонии с собой и миром. Мир уступает дорогу тому, кто знает, куда идет.

Привитие положительной мотивации успеха начинается в семье. Именно родители могут выявить интересы и способности ребенка и своевременно развивать их, они закладывают в детях все необходимые знания, навыки. Воспитание в ребенке таких качеств, как гибкость мысли, оригинальность и нестандартность подхода к решению проблем, высокая любознательность, харизматичность, способность конкурировать, уверенность в себе, гарантирует успех.

Но не надо забывать, что социально-культурный уровень семьи зависит от образовательного, нравственного уровня самих родителей и их участия в жизни общества. Это определяется и материальным положением, и занятостью их на работе, и условиями проживания. (Следует отметить, что в современных школьных программах практически нет занятий, посвященных формированию мира ценностей человека, а ведь направленное повышение социальной адаптированности старшеклассников, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения в обществе.)

Представляется, что последовательно реализуемая государством семейная политика должна способствовать стабилизации семьи, изменению характера ее функционирования по отношению к обществу. При этом центральными принципами должны стать принципы реальной эффективности семьи и дифференцированного подхода к различным ее типам.

От степени социального благополучия, социальной ответственности родителей зависит будущая личность человека, а значит, его будущая успешная жизнь. Формы и функции семьи напрямую зависят от общественных отношений, от уровня культурного развития социума. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Можно привести в качестве примера воспитание еврейских детей: счастье, качественное образование и будущий успех подрастающего поколения превратились для родителей практически в национальную идею. Нет плохого ребенка, каждый ребенок — золото, плохим может быть только его поступок. Детей воспитывают так, чтобы они выросли хорошими родителями. Ребенок имеет свое мнение, он постоянно занят. Хотите сделать его счастливым — научитесь жить счастливо сами.

В жизни мы находим только то, что вкладываем в нее. Правильное воспитание — сильная точка опоры в трудную минуту. Известный английский писатель Чарльз Рид в своей книге «Совершенствоваться никогда не поздно» писал: «Находите время для работы — это условие успеха. Находите время для размышления — это источник силы. Находите время для игры — это секрет молодости. Находите время для чтения — это основа знаний. Находите время для дружбы — это условие счастья. Находите время для мечты — это путь к звездам. Находите время для любви — это истинная радость жизни. Находите время для веселья — это музыка души. Гоните прочь мысль о своем несовершенстве».

Несмотря на то что жизнь становится сложнее, тяжело найти свою нишу, понять свое предназначение. Бытует мнение, что достичь вершины успеха могут только единицы, всем другим уготовано место среди середняков или неудачников. Одним из проявлений разочарования человека в жизни определяется в науке как дауншифтинг — это рефлексия, осознание смысла жизни и одна из форм выхода из него. На практике это означает резкое сознательное изменение жизненных ориентиров — отказ от карьеры, спешки, бессмысленного потребления вещей, смена места жительства с городской суеты на природу и т. д.

Следует отметить, что современное общество подчиняется принципу «выживают сильнейшие», а потому человеку со слабыми социальными связями, слабой материальной поддержкой, правовой культурой и со слабо развитым чувством собственного достоинства трудно добиться успехов.

По нашим представлениям, мешают быть счастливым стихийные бедствия, несчастный случай, болезнь, смерть близкого, нехватка денег и т. д. Но самый большой тормоз — собственная неорганизованность, неграмотность, лень, неуверенность в своих силах.

В современном мире существует поверье, что достижение успеха оправдывает все средства: обман, мошенничество, воровство, грабеж, — если это привело к цели. В такой нравственной среде прощается все, кроме поражения.

Надо иметь в виду, что подобное отношение создается благодаря тому, что общество все еще дифференцируется на социальные группы: профессиональные, статусные, культурные, образовательные, возрастные, по состоянию здоровья и т. д., каждая из которых открывает для личности определенную беговую дорожку, на финише которой ожидает публичное признание. По статистике, дети из благополучных семей имеют более 50% шансов окончить привилегированные школы, дети из простых — лишь 6%. Только 4% управляющего класса — выходцы из семей неквалифицированных и полуквалифицированных работников. К сожалению, принадлежность к определенному классу, наследство и семейные и профессиональные связи, ценность которых зависит от престижности социального круга, играют гораздо более важную роль, нежели трудолюбие и качества характера, которые должны служить гарантией победы в обществе равных возможностей.

В Европе традиционно сочувствовали неудачникам, неимущим как жертвам системы. В Америке те, кто не достиг успеха в условиях огромных возможностей, вызывали скорее презрение.

Сегодня времена изменились, формула успеха стала частью общественного сознания. Вы можете добиться успеха, если сделаете правильное вложение времени и денег, грамотные инвестиции в здоровье, которое является вашим капиталом. Возможно, вы не станете миллионером, но станете богаче, если правильно построите свой бизнес, семью, обучите детей, станете жить лучше.

Если жизнь кажется мрачной, это не потому, что она действительно мрачна, а потому, что вы настраиваетесь на эту волну. Если будете убеждать себя, что все прекрасно, жизнь станет прекрасной. «Вам нужно научиться улыбаться, — говорил самый известный пропагандист идеи успеха Дейл Карнеги, — даже если вы проиграли, улыбайтесь, вы будете чувствовать себя счастливым, а улыбка увеличит вашу стоимость на рынке. Нужно много раз в течение дня повторять себе: «Я тот самый человек, которого ждет удача», — и тогда слова станут делом».

Остается пожелать успеха каждому. Родителям — воспитать успешных детей, детям — развиваться и быть самодостаточными, обществу — способствовать формированию успешного поколения, которое является будущим успехом и силой государства.

Нурлан ИСМАНОВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий