«40 шагов на пути к процветанию». Программа правительства

Правительство приняло программу «Жаўы доорго — кырк кадам» (публикуется в изложении)

За годы независимости разработано множество стратегических документов, которые включали глубокий анализ и множество рекомендаций по экономическому развитию страны. Сегодня правительству важно сохранить преемственность курса, а также стратегического видения, заложенного Президентом Алмазбеком Атамбаевым в рамках разрабатываемой долгосрочной стратегии развития на период до 2040 года, и приступить непосредственно к реализации этих рекомендаций, что само по себе подразумевает изменения в работе государственных органов.

За прошедшие шесть лет в обществе, политической и экономической жизни страны произошли важные изменения, заложившие основы успешного будущего развития. В частности, ВВП вырос в 2,1 раза (с 220 до 458 млрд. сомов). Республиканский бюджет растет опережающими темпами, повысившись с 50,3 млрд. сомов в 2010 году до 115,8 млрд. сомов в 2016 году, или в 2,3 раза. Расходы госказны увеличились до 136,7 млрд. сомов, или в 2,2 раза от уровня 2010 года (61,0 млрд. сомов).

По размеру ВВП на душу населения Кыргызстан занимает 143-е место в мировом рейтинге за 2015 год, а по уровню конкурентоспособности — 102-ю позицию в 2015-2016 гг. За шесть лет численность занятого населения увеличилась на 108,4 тыс. человек, уровень безработицы снизился на 1% и составил 7,6%. Средняя заработная плата учителей средней и старшей школы выросла до 13 613 сомов, что в 3,6 раза выше по сравнению с 2010 годом, а средняя зарплата педагогов начальных классов — до 13 824 сомов, что в сравнении с 2010 годом выше в 4,3 раза. Оплата врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, поднялась в три раза по сравнению с 2010 годом, или до 12 184 сомов, а персонала стационаров — в 3,4 раза, или до 13 827 сомов. Необходимо отметить, что это реальный рост доходов работников бюджетной сферы, так как среднегодовой уровень инфляции с 2011-го по 2016 год составил 5,1%.

Государство было и остается социально ориентированным. Только в образовании расходы с 2010 года увеличились на 21,9 млрд. сомов и составили 31,9 млрд. сомов. Мы вошли в первую десятку стран мира по объему финансирования этой сферы. Доля расходов на социальный сектор остается неизменной и составляет более 50% всех расходов госбюджета.

С 2015 года обеспечено полное и эффективное взаимодействие страны в рамках ЕАЭС. Кыргызстан стал одной из десяти стран, получивших статус ВСП+ от Европейского союза. Построено и реконструировано более 2 500 тыс. км дорожного покрытия. Энергетическая независимость обеспечена за счет введения в эксплуатацию подстанции 500 киловольт «Датка» и линий электропередачи «Датка — Кемин», на стадии пусконаладочных работ находится ТЭЦ Бишкека, начата замена оборудования на Токтогульской ГЭС.

Завершен первый этап судебной реформы. Бюджет судебной системы за последние годы вырос более чем в 2,5 раза, включая повышение зарплаты судей и сотрудников аппаратов судов. Не менее важное направление — обеспечение внутренней экономической безопасности. Принятие поправок в Конституцию 2016 года позволило исключить неправомерное вмешательство любых правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность, а также передать функцию проверок бизнеса в Государственную налоговую инспекцию.

В то же время потенциал страны во многом остается нереализованным. По уровню ВВП на душу населения мы занимаем одно из последних мест среди стран Центральноазиатского региона. Сервисная модель экономики, зависящая во многом от региональной макроэкономической ситуации, существенно ограничивает нашу конкурентоспособность. Структурные дисбалансы и институциональная слабость не позволяют изменить характер хозяйствования, обуславливая низкую производительность труда. Объективные трудности, связанные с инфраструктурной необеспеченностью, снижают эффективность, не позволяя разворачивать масштабные производства. Вызовы, стоящие перед нашей страной, можно разделить на четыре составляющие. Во-первых — цифровая отсталость. Внедрение цифровых технологий остается на низком уровне. Лишь некоторые госорганы смогли внедрить в свою деятельность элементы ИКТ. Нововведению препятствует отсутствие базовых элементов, таких как единая система межведомственного взаимодействия государственных органов, формализация регламентов, коррупционные вызовы.

Во-вторых — экономическая безопасность. Уровень экономической активности в обществе обеспечивает развитие и благосостояние государства. В стране ведется активная работа по созданию необходимых условий для раскрытия предпринимательского потенциала и повышения активности граждан. Несмотря на это, предприниматели боятся в полной мере переходить на легальную работу, а инвесторы все еще с осторожностью относятся к вхождению на кыргызский рынок. Это обусловлено недостаточным уровнем доверия к гос-органам, чрезмерной бюрократизацией процесса получения разрешительных документов; высокой социальной нагрузкой на бизнес и бюджет; необеспеченностью в полном объеме экономической и инженерной инфраструктурой; мелкотоварностью сельскохозяйственного производства и рисками продовольственной безопасности; устаревшими стандартами и техническими требованиями в строительстве и производстве; ограниченность в доступе к дешевым и долгосрочным ресурсам; минимальными возможностями для поддержки инвестиционных проектов со стороны государства.

В-третьих — социальная безопасность. Кыргызстан остается социально ориентированным государством. Ежегодно из бюджета выделяются значительные средства на содержание этой сферы. За последние годы принят ряд первоочередных мер по улучшению ситуации, но пока не удалось достичь кардинальных изменений. Основными угрозами являются: сохранение уровня бедности; низкие темпы роста заработной платы; недостаточная обеспеченность населения социальной инфраструктурой; замедление процесса формирования среднего класса как основы стабильности государства; неконтролируемая внешняя и внутренняя миграция трудоспособного населения, низкий уровень профессионализации рабочей силы; распространение опасных заболеваний; сохраняющаяся ориентация на подготовку специалистов гуманитарных и экономических профессий в образовательном секторе.

И последняя составляющая — национальная безопасность. Сегодня наиболее реальными угрозами являются: сохраняющаяся громоздкость системы государственного управления; не отвечающие современным условиям механизмы предотвращения преступности и борьбы с нею; недостаточное развитие ИКТ и слабая защита информационного пространства страны; деградация экосистем и нерациональное использование природных ресурсов; недостаточная эффективность системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; коррупционные риски.

Программа «Жаны доорго — кырк кадам» представляет собой первый и очень важный этап реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Программа рассчитана на реализацию в течение пяти лет 40 первоочередных шагов, направленных на улучшение качества жизни населения. Важное значение имеет сохранение и укрепление демократических основ политического устройства, развитие социально-экономической системы, цифровая трансформация, охрана окружающей среды; во внешней политике — сохранение суверенитета, продвижение национальных интересов, обеспечение дружественных внешних взаимоотношений и укрепление региональной и глобальной безопасности.

«Жаны доорго — кырк кадам» станет реализовываться поэтапно. Начиная уже с этого года, будут решаться следующие вопросы: снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест; обеспечение экономического благосостояния и большей самостоятельности бизнеса; максимальное исключение любых прямых контактов между гражданами, бизнесом и государством; построение современной и доступной инфраструктуры, включая транспортную, социальную, ирригационную и цифровую; развитие регионов; обеспечение безопасности и комфорта в городах и населенных пунктах; искоренение коррупции и внедрение современных цифровых технологий; обеспечение социальной защищенности и достойного уровня жизни.

За информационными технологиями будущее

«Таза Коом» — общенациональная программа цифровой трансформации, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности, является ключевым инструментом и основой реализации новой программы. Она станет эффективным инструментом для искоренения коррупции в государственном секторе путем минимизации влияния человеческого фактора через автоматизацию административных процессов и процедур, а также предоставление цифровых государственных услуг. Кроме этого, предприниматели смогут стать конкурентоспособными и открыть пространство для создания и применения инновационных решений в экономике знаний. «Таза Коом» позволит гражданам применить полученные знания и самореализоваться, обеспечит доступ к высококачественной медицине и справедливый пенсионный доход, а также сохранить свою идентичность, культурное многообразие, и языки этносов, получить пространство для дальнейшего развития в цифровом мире.

Новая жизнь госсистемы управления

В «Жаны доорго — кырк кадам» вошла и программа реформы системы государственного управления «Элиме кызмат».

Сегодня она имеет массу проблем организационного, материального, идеологического характера. Поэтому в течение ближайших пяти лет правительству предстоит принять ряд кардинальных мер по повышению эффективности и созданию современного института госслужбы, развитого государственно-служебного законодательства и оптимизации процессов принятия решения. В частности, планируется оптимизировать структуру подчиненности государственных органов стратегическим целям страны, сократить аппараты подведомственных и территориальных подразделений, в том числе выполнявшие хозяйственные функции, за исключением базовых. Структура правительства станет формироваться исходя из четко выстроенных приоритетов развития, а решения основываться на приоритетах граждан.

Взаимодействие государственных ведомств с гражданами и предпринимателями будет удобным благодаря внедрению автоматизированных платформ с доступом к государственным услугам. В партнерстве с бизнесом создадут мобильные приложения в качестве канала связи с населением. Поэтапно государство передаст часть полномочий и функций государственного управления на аутсорсинг частному сектору.

Стоп «карусели» на выборах!

Следующий пункт в новом проекте правительства — реформа избирательного процесса «Честные выборы — стабильное государство».

Планируется продолжить совершенствование норм законодательства для обеспечения избирательных прав граждан и реального участия уязвимых групп населения. Правительство обеспечит все территориальные избирательные комиссии высокоскоростными каналами связи, необходимым современным оборудованием и новыми техническими средствами наблюдения. Предложено ввести новые формы идентификации избирателей посредством биометрических технологий. Закладываются основы для перехода к прямому волеизъявлению с использованием мобильных и электронных платформ в рамках «Таза Коом». Будут внесены предложения по ужесточению наказания за подкуп голосов избирателей, разработаны механизмы реального мониторинга расходования финансовых средств на предвыборные мероприятия. Начнет действовать институт народных курултаев.


Одна из целей этого стратегического документа правительства — также создание сильного независимого общества через развитие гражданских институтов.

В Кыргызстане числится свыше 16 тысяч некоммерческих организаций, из которых активны примерно треть. Согласно разработанной стратегии, государство начнет вести работу по формированию современной модели гражданского общества, сочетающей в себе все достижения международной системы защиты прав человека, свободы слова, самовыражения и самореализации в тесной взаимосвязи с национальными традициями.

Правительство готово предоставлять бюджетные гранты по наиболее приоритетным программам социальной и гуманитарной направленности. Цель сделать так, чтобы гражданские институты создавали реальную конкуренцию муниципальным и государственным структурам, стимулируя последних к более эффективной работе по предоставлению социальных услуг. Представители гражданского общества смогут контролировать работу государственных органов и участвовать в обсуждении стратегических решений.

Укрепится независимость средств массовой информации, свободы слова и распространения информации. При этом усилят и ответственность за публикации заведомо недостоверной и ложной информации.

Повышение качества образования — один из следующих шагов. Предлагается пересмотреть финансирование школьного образования, преодолеть нехватку учителей, сделать так, чтобы внедрялись новые программы и методики обучения.

Для улучшения качества управления системой образования начнет работать информационная система с автоматизацией обмена данными между управленческими уровнями. Владение государственным, официальным, английским и другими языками позволит шире использовать имеющиеся образовательные ресурсы Кыргызстана и мира.

Важная роль отдается профессиональному образованию, подготовке кадров для управления и работы в агропромышленном комплексе, легкой промышленности, а также в других смежных секторах, имеющих стратегическое значение. Высшие и специальные учебные учреждения должны готовить высококвалифицированных специалистов, исходя из потребностей рынка труда и экономики.

Предполагается установить тесные связи профессионально-технических училищ с предпринимателями и промышленными компаниями. Важная роль уделяется подготовке программистов и образованию крупной IT-академии.

Наука же в целом должна ориентироваться на прикладное направление, чтобы обеспечить эффективную реализацию политики государства. Для этого запустят систему госзаказа научных проектов через Национальный фонд науки. Важное внимание в ближайшие годы уделят восстановлению статуса научных званий и степеней, а также признанию ученых степеней, выданных за рубежом.

Следующий пункт программы касается поддержки малого и среднего предпринимательства и нацелен на создание необходимых условий для быстрого и эффективного роста бизнеса, делегирование определенных функций и полномочий государства, переход к электронному формату выдачи разрешительных документов, функций лицензирования, регистрации и контроля. В стране откроют центры обслуживания предпринимательства, будет обеспечиваться защита деловых людей и продвижение их инициатив. Предполагается провести реформу в сфере налогообложения малого и среднего бизнеса, а также реформы инвестиционного законодательства, закрепляющего льготные условия для инвесторов, защиту собственности и инвестиций при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, пересмотрят законодательство по частно-государственному партнерству и инвестициям, чтобы упростить требования и создать благоприятные условия для привлечения финансовых вливаний.

Предусмотрено внедрение механизма «Единого окна» для крупных иностранных инвесторов. Развитие получат инвестиционные фонды и финансовые институты, крупные национальные корпорации по управлению государственными активами и привлечению инвестиций.

Немаловажным фактором для развития экономики страны является развитие финансового и банковского законодательства, финансирование стартап-проектов, венчурное финансирование, инструменты беззалогового и управленческого кредитования, лизинговых операций и кредитных учреждений, специализирующихся на кооперативных, а также исламских принципах финансирования.

Пересмотрят механизмы реализации программы «Доступное жилье», включая вопрос о снижении процентных ставок до приемлемого уровня. Бюджет развития станет одним из основных инструментов финансирования экономической активности в стране.

Большая ставка делается на развитие экспортного потенциала страны. Интеграция с ЕАЭС выйдет на новые формы развития общего рынка. Усилится работа по развитию торговых отношений с Китаем. Создадут специализированный финансовый институт поддержки экспорта. Создана законодательная база, предусматривающая полноценное развитие электронной коммерции с возможностью продвижения отечественной продукции на внешние рынки.

Еще одна часть программы касается создания современной и добротной инфраструктуры, так как ее развитие — важный элемент обеспечения достойного уровня жизни населения. Кроме того, инвестиции в эту сферу генерируют трехкратную отдачу для экономики в целом.

Энергетический сектор должен полностью удовлетворить растущие потребности населения и экономических субъектов в энергоносителях. На первоначальном этапе ставится задача — повысить энергоэффективность и развивать неуглеродную энергетику. Важный элемент — развитие информационных технологий, внедрение умных счетчиков, систем удаленного контроля, единого биллингового центра и т. д.

Реализация проекта CASA-1000, который предусматривает экспорт электроэнергии в страны Южной Азии, позволит привлечь частные инвестиции в строительство новых крупных генерирующих мощностей и возобновляемых источников энергии. Это станет еще одним шагом для вывода сектора на самодостаточный и самоокупаемый уровень. В результате планируется увеличение мощности к 2023 году на 650 МВт, а суммарная установленная мощность энергосистемы составит более 4200 МВт.

Правительство подготовит и реализует новую среднесрочную тарифную политику. Уровень тарифов будет адекватно отражать уровень окупаемости энергосектора и потребительские возможности населения. Изменение тарифной политики станет возможным за счет повышения уровня жизни населения и качества предоставляемых услуг.

Что касается развития инфраструктуры городов, то она подразумевает строительство и реконструкцию водопроводных сетей и газового хозяйства, проведение линий электропередачи, установку освещения, строительство спортивных площадок и мест досуга. В течение 2-3 лет реализуют проект «Умный город» в Бишкеке и Оше.

Запланированы строительство новых санитарных полигонов, рекультивация существующих свалок, заводов по сортировке и переработке отходов.

Правительство совместно с ОМСУ обеспечит активное участие горожан в деятельности муниципалитетов через разработку сервиса «Активный горожанин», реализацию электронных муниципальных услуг и внедрение проекта единого коммунального счета через системы ГП «Кыргыз почтасы».

Ключевой задачей в транспортном секторе станет превращение Кыргызстана из тупиковой страны в транзитную и придание ей статуса регионального центра транспорта и логистики. Правительство направит усилия на реабилитацию и сохранение автомагистралей, развитие международных транспортных коридоров и расширение внутренней сети автомобильных дорог.

Предполагаются завершение строительства альтернативной трассы север — юг и реконструкция дорог: Бишкек — Ош, Тюп — Кеген, Бишкек — Нарын — Торугарт, Кочкор — Арал, Ош — Баткен — Исфана — Худжант, благодаря чему обеспечен сквозной международный транзит грузов и пассажиров. Завершится строительство и реабилитация автодороги Балыкчи — Каракол — Балыкчи (Иссык-Кульской кольцевой автодороги).

Также в рамках программы «Таза Коом» внедрят автоматизированные информационные системы «Электронный транспортный контроль» и «Единый центр информации систем весогабаритного контроля». Большое внимание уделено созданию внутренней железнодорожной сети в республике, соединяющей север и юг страны, в том числе железнодорожной нитки Балыкчи — Кочкор — Кара-Кече. Развитие получит проект строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, который позволит выйти на международные железнодорожные коридоры. При этом кыргызский участок дороги целесообразно строить по маршруту Торугарт — Достук (ГЭС Ат-Башы) — Джалал-Абад, который проходит вдоль населенных пунктов с автодорогами и линиями электропередачи.

Правительство создаст условия для развития транзитного авиахаба для определенных стран, желающих выполнять воздушные перевозки, что отвечает максимальной либерализации свободы воздуха, а также созданию равных условий для работы на рынке отечественных и иностранных авиаперевозчиков.

Системы обслуживания воздушного движения и воздушного пространства, а также учебные заведения гражданской авиации модернизируют до стандартов ИКАО. Планируется строительство нового международного аэропорта «Ош», полная модернизация аэропорта «Манас», а также развитие малой авиации.

Процветание страны невозможно без успешного развития областей. И здесь будут определять приоритеты регионов с учетом его специфики, конкурентных преимуществ в сфере промышленного производства, АПК, лесного хозяйства. Определят опорные города как точки роста в рамках утвержденной концепции регионального развития. Каждый регион начнет специализироваться на выпуске определенной продукции, ориентированной прежде всего на экспорт. Жители получат равный уровень доступа к гарантированным государством социальным услугам, в первую очередь предоставляемым системами образования и здравоохранения.

Обеспеченность населения чистой питьевой водой является залогом здоровой нации. Правительство обеспечит максимальный доступ населения к услугам водоснабжения, водоотведения и санитарии через развитие централизованных систем питьевого водоснабжения, их проектирование, строительство и эксплуатацию.

Объем инвестиций, требуемый для этого, будет изыскиваться за счет международной помощи. В течение пяти лет правительство обеспечит дополнительно не менее 700,0 тыс. человек в сельской местности централизованной безопасной питьевой водой, а 40% населения районных центров, имеющих статус села, смогут пользоваться услугами водоотведения.


Правительство также запускает девять программ, из которых три — экономического развития, три — социального и три по обеспечению безопасности и благоприятной среды для жизни граждан.

Программы развития для экономического благосостояния народа

Кабмин сфокусируется на формировании и совершенствовании новых экономических отношений по таким направлениям, как развитие промышленности, агропромышленного комплекса и кооперации, устойчивый туризм и становление кластеров легкой промышленности. Для этого создадут специальные институты, снизят административные барьеры для малого и среднего бизнеса, сконцентрируются на цифровой и «зеленой» экономике, улучшат качество экономической инфраструктуры, инвестиционного законодательства и обеспечат доступ к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам.

Программа развития №1. «Развитие агропромышленного комплекса и кооперации»

КАДАМ 21: создание региональных кооперативных агропромышленных комплексов

Агропромышленный сектор экономики — ключевой в обеспечении продовольственной безопасности страны, занятости населения и развития экспортного потенциала.

Чтобы укрупнить сельхозтоваропроизводителей, разработают механизмы и критерии конкурсного подхода к отбору участников в пилотных региональных кооперативах и отлаженной логистической цепочки «производство — хранение — переработка — реализация». Кроме того, внедрят объединяющие фермеров инструменты госполитики, специальные кредитные продукты и механизмы облегченного сбыта продукции и создадут информационно-консультационный центр поддержки кооперативов.

Планируется увеличить площади орошаемой пашни и внедрить технологии капельного орошения. Отдельное внимание уделяется вопросам внедрения сертификации, регистрации и ведения госреестра ветеринарных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок. Завершатся идентификация животных и создание информационной системы учета скота.

Чтобы повысить экспортный потенциал, построят фитосанитарные, ветеринарные лаборатории. Отдельное развитие получит органическое сельскохозяйствование: усовершенствуют нормативно-правовую базу и обучат фермеров органическим методам сельхозпроизводства.

КАДАМ 22: развитие ирригации

В современных условиях вода — главный фактор, определяющий устойчивость экономики. Правительство продолжит реализацию госпрограммы развития ирригации, включающую осуществление в ближайшие пять лет 46 проектов. В план мероприятий входят изыскание финансовых ресурсов для введения около 26 тыс. га новых орошаемых земель, повышения водобеспеченности 39 тыс. га, улучшения мелиоративного состояния 20 тыс. га земель. В итоге около 77 тыс. человек получат доступ к орошению и около 100 тыс. — возможность улучшить обеспечение поливной водой.

Правительство простимулирует внедрение новых стандартов строительства и современных технологий управления водными ресурсами, что позволит сократить неэффективное использование поливной воды.

Программа развития №2. «Туруктуу туризм»

КАДАМ 23: устойчивый туризм

Туристический потенциал страны не ограничивается только горнолыжным и курортным видами. Мировой опыт показывает, что сельский туризм — тоже один из эффективных механизмов развития регионов и повышения экспорта туристских услуг. Поэтому акцентируют силы на создании имиджа республики как регионального круглогодичного туристического центра Центральной Азии, ориентированного на экологический и этнический туризм.

Кабмин сделает упор на развитии туризма так, чтобы приносить пользу местным жителям, усиливать региональную экономику, обучать и привлекать местную рабочую силу, учитывать особенности территории и сохранять историко-культурное наследие и самобытность. Туризм в геопарках поможет сельскому населению диверсифицировать местную экономическую базу и станет дополнительным источником средств их существования и развития.

Кроме того, чтобы снизить нагрузку на экологию, активное продвижение получит туризм премиум-класса, который дает наибольшую добавленную стоимость.

Программа развития №3. «Развитие промышленного потенциала страны»

КАДАМ 24: возрождение промышленного производства

Горнодобывающая отрасль — одна из самых привлекательных сфер для привлечения иностранных инвесторов. Поэтому направят силы на снижение коррупции при предоставлении разрешительных документов, внедрение инструментов преимущественного права на разработку месторождений при инвестировании в разведку месторождений полезных ископаемых. Кроме того, правительство предложит меры по устранению конфликтов горнодобывающих предприятий с местным населением и внедрит требования по экологической безопасности и применению современных технологий при реализации инвестиционных бизнес-проектов.

В нефтеперерабатывающем секторе создадут условия для привлечения иностранных партнеров и перехода на производство топлива высоких экологических стандартов качества, активизируют освоение новых мощностей и увеличение количества добычи нефтепродуктов на территории страны.

Планируется, что развитие производства основных металлов получит толчок за счет привлечения инвестиций в модернизацию действующих и восстановление простаивающих предприятий, ориентированных на экспорт и/или импортозамещение. Государство подготовит инвестиционные спецлоты с особым условием налогового и инвестиционного режимов.

Строительная индустрия сконцентрируется на увеличении объемов жилищного и промышленного возведения, переходе на новые архитектурно-строительные системы, увеличении доступного финансирования при формировании новых кооперационных цепочек от добычи сырья до производства готовой продукции.

Приоритетным направлением станет создание сборочных производств и локализация иностранных предприятий с учетом включения отечественных материалов в производственный процесс.

Кыргызстан совместно с ЮНИДО подготовит программу развития промышленности на ближайшие пять лет. Кроме того, в рамках странового партнерства реализуют проект по промышленным паркам и зонам.

КАДАМ 25: развитие кластеров и проектов легкой промышленности

В настоящее время швейная отрасль стабилизируется за счет вступления республики в ЕАЭС, что положительно повлияло на рост объемов производства.

Правительство в рамках формирования нового механизма развития легкой промышленности и повышения экспортного потенциала предлагает создать кластеры и интегрировать различные отрасли, виды деятельности и международные проекты. Оно посодействует улучшению связей между поставщиками сырья и материалов и потребителями товаров и услуг. Таким образом, кабмин предлагает следующие меры: использовать финансовые госинституты, чтобы содействовать созданию и внедрению новых технологий и товаров; снизить требования административного регулирования; привлечь инвестиции в систему образования и подготовки кадров; содействовать в создании хозяйственной инфраструктуры, необходимой для продвижения инноваций (выделение земель, строительство дорог, тепло- и энергоснабжение и т. д.).


Кыргызстан выходит на новый уровень развития

Мы продолжаем рассказывать о программе правительства «Жаны доорго — кырк кадам». Один из пунктов документа говорит о сфере социального развития.

В этой области за последнее время произошли положительные изменения. В частности, международные финансовые институты перестали считать Кыргызстан бедной страной. За пять лет крайняя бедность сократилась в 4,5 раза. Количество детей, получающих пособие по малообеспеченности, снизилось с 336 тысяч в 2013 году до 276 тысяч. Принят новый Закон «О государственных пособиях». Численность ребятишек, посещающих детские сады, возросла в 1,5 раза, средний балл ОРТ по республике за последние 3 года увеличился со 104,9 балла до 115,4. Строятся школы, увеличиваются размеры пенсий. Однако этого недостаточно, поэтому павительство разработало комплекс мер, чтобы улучшить жизнь кыргызстанцев.

В рамках новой программы в сфере здравоохранения планируется проводить профилактику заболеваний, а также укрепить механизмы работы страховых фондов. Уделят внимание здоровому питанию и пропаганде здорового образа жизни. Планируется построить новые больницы и установить современное оборудование для снижения уровня смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также детской и материнской. А предлагаемые механизмы оплаты труда семейного врача станут ориентироваться на достижение конкретных результатов, связанных с показателями здоровья, и профилактику болезней. Комбинация подушевого подхода и финансирования за пролеченный случай в условиях глобального бюджета центров общей врачебной практики позволит эффективнее использовать денежные ресурсы системы здравоохранения. Правительство предложило перейти от лицензирования организаций здравоохранения к лицензированию медицинских услуг, оказываемых медработниками. Создание со стороны государства условий для развития конкуренции в медицине поможет не только растить собственные квалифицированные кадры, но и даст возможность выйти на рынок медуслуг инвесторам с передовыми технологиями. Применение информационных технологий повысит эффективность работы персонала и качество диагностики. Благодаря чему будут соблюдаться единые стандарты лечения, а медуслуги станут доступнее как в больших городах, так и в малонаселенных районах.

Среди прочего правительство планирует разработать новые стандарты социальных услуг с ориентиром на человека, а не на инфраструктуру и ее содержание. В частности, создадут программу укрепления института приемных семей, пересмотрят законодательство, регулирующее сферу опеки и попечительства. Планируется также пересмотреть законодательство, меры содействия занятости, вопросы оплаты труда и пенсионного обеспечения. В том числе программы обучения и переобучения безработных, особенно женщин и молодежи, станут основываться на использовании передовых информационных технологий. Бюджетные программы микрокредитования безработных сохранят и расширят. Пересмотрят пенсионное обеспечение военнослужащих. Предлагается повысить пенсионный возраст за счет увеличения выслуги лет военных до 30 лет. Основой достойной старости станет включение в систему пенсионного страхования. Правительство активизирует работу по развитию альтернативных источников пенсионных накоплений для населения через систему частных пенсионных фондов.

Также планируется реализовать проект создания Центральноазиатской киношколы и программу развития профессиональных искусств, построенную на аутентичной системе взглядов на мир, природу и человека, на культурных кодах, определяющих самобытность и самодостаточность кыргызской культуры. А также включить религиозные ценности в национальный культурный контекст. Кроме этого, создадут историко-культурный центр «Алтайская цивилизация» на Алтае и учредят международный научно-исследовательский центр «Институт изучения алтайской цивилизации» в Кыргызской Республике.


О безопасности, госязыке и экологии

Мы продолжаем рассказывать о программе правительства «40 шагов на пути к процветанию». Один из пунктов документа говорит о развитии внешней политики. Главные усилия сосредоточат на защите и продвижении национальных интересов и создании благоприятных условий для устойчивого социально-экономического становления страны. В приоритете — укрепление национальной и региональной безопасности и продвижение экономической дипломатии. Продолжится работа по продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки и поощрению свободной торговли, включая интеграцию отечественной экономики в ЕАЭС. Важное значение занимают завершение юридического оформления госграницы и решение водно-энергетических вопросов с сопредельными государствами.

Для создания благоприятных условий посещения страны бывшими соотечественниками и возможного притока интеллектуального и других видов капиталов правительство обеспечит максимальный комфорт и привлекательность для их прибытия и пребывания на территории республики. Так, бывших граждан освободят от уплаты консульских сборов при оформлении визы, увеличат срок пребывания без регистрации до 180 дней. Они смогут осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения, в экстренных случаях пользоваться бесплатной системой здравоохранения, приобретать движимое и недвижимое имущество, земельные участки под строительство соцобъектов и объектов промышленно-производственного назначения.

Продолжится и правовая реформа. В документе отмечается, что верховенство закона и прозрачная деятельность правоохранительных органов являются одними из главных стратегических основ развития страны. При этом предусмотрена гуманизация законодательства. Многие финансовые и экономические преступления, за которые полагается уголовное наказание, переведут в разряд административных с выплатой штрафов.

Особое место в обеспечении общественной безопасности занимает реализация проекта «Безопасный город», который станет частью полноценной цифровой трансформации городов. Это позволит осуществить круглосуточное видеонаблюдение на улицах и площадях и проводить автоматический анализ событий, вести сбор статистики и идентификации лиц и автотранспорта, находящихся в розыске. Создание автоматизированной электронной системы уголовно-правовой статистики поспособствует объективной оценке состояния преступности без возможности сокрытия дел и на первоначальном этапе может привести к росту количества регистрируемых преступлений. Предполагается довести уровень финансирования судебной системы до нормативов, определенных в рамках судебной реформы.

Перестройку правоохранительных органов проведут за счет выстраивания системы управления и координации, внедрения действенных и постоянных механизмов самоочищения рядов от недобросовестных сотрудников. Предполагается активное участие Кыргызстана в создании региональной пограничной безопасности в Центральноазиатском регионе, куда включат единую систему обучения, подготовки и переподготовки кадров, электронные системы прохождения госграницы, что позволит сократить время и ресурсы, затрачиваемые бизнесом на экспортно-импортные операции, а также осуществлять полный обмен информацией.

Следующая глава касается комплексной борьбы и предупреждения коррупции. Национальный проект «Таза Коом» исключит прямой контакт потребителя госуслуги и чиновника, работа станет вестись через электронный документооборот. Информацию, указанную госслужащими в декларациях, начнут проверять. При этом декларанты должны доказывать законность происхождения своих доходов и имущества. В целях искоренения политической коррупции правительство предлагает механизмы исключения конфликта интересов и лоббизма из госслужбы. Усовершенствуют и систему госзакупок путем полной автоматизации процесса.

Складывающаяся ситуация, а также угрозы терроризма требуют от государства и общества адекватных, отвечающих современным реалиям подходов к противодействию экстремизму. Особый упор сделают на усиление превентивной роли государства и формирование здорового правосознания граждан по вопросам радикальной идеологии. Внедрение новейших технологий в систему обеспечения миграционного контроля позволит жестко регламентировать правила и порядок ввоза и вывоза, использования и приобретения оружия, бое-

припасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных предметов.

Уделяется внимание расширению взаимодействия с иностранными государствами по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений террористического и экстремистского характера, выявлению организаций и лиц, причастных к таким деяниям.

В условиях стремительного развития информационно-телекоммуникационных технологий и их активного проникновения в повседневную жизнь граждан и систему госуправления, а также полноценной реализации национального проекта «Таза Коом» важное значение приобретает вопрос обеспечения кибербезопасности. В рамках этой работы создадут специальный национальный совет. Отдельное внимание уделят совершенствованию законодательства в области борьбы с компьютерной преступностью, расследования компьютерных правонарушений и активизации международного сотрудничества в этой области. В Уголовно-процессуальном кодексе закрепят методы и средства компьютерной криминалистики, где как преступные действия внесут незаконное: доступ к информации, данным, сетям; перехват информации, данных; вмешательство в целостность информации, данных; вмешательство в работу информационных систем; использование компьютерных устройств.

В зоне особого внимания — военная безопасность государства. Правительство предложит меры, направленные на получение оптимального сочетания комплектования войск военнослужащими по контракту и призыву. Предстоит борьба по искоренению из армейской жизни фактов неуставных взаимоотношений, глумления и издевательств путем ужесточения наказания виновных. Программа решения социальных проблем военнослужащих и их семей, а также лиц, уволенных с военной службы, получит свое продолжение. Прежде всего это касается жилищных проблем.

Правительство в ближайшие пять лет заложит концептуальные основы внутригосударственных механизмов совершенствования всех отраслей военной экономики, способной обеспечить базовые потребности Вооруженных сил.

Особый приоритет отдается государственной языковой политике. При этом госязык должен стать объединяющим для всех кыргызстанцев, независимо от их этнической принадлежности. На первоначальном этапе проведут тщательный анализ потребности в финансовых, образовательных и других ресурсах для введения кыргызского, русского и иностранного языков в качестве «средства обучения» в системе образования. Пересмотрят всю ее структуру с учетом перевода ее на поэтапное многоязычное образование и поликультурное воспитание. Планируются создание компьютерных обучающих программ, подготовка кыргызско-иностранных языковых переводчиков, развитие национальных интернет-ресурсов с бесплатными компьютерными тестами.

Достижение единства страны, совершенствование межэтнических отношений — одни из целей, которые ставит программа «40 шагов на пути к процветанию». Важными аспектами в этой части станет интеграция граждан страны в единую политическую общность при сохранении и развитии этнической, языковой, культурной самобытности представителей различных этносов. Кроме того, примут меры по увеличению представленности этнических меньшинств на государственной и муниципальной службах. Важный инструмент продвижения многообразия и гражданской идентичности — расширение системы многоязычного образования. Обеспечение полноценного участия представителей этнических сообществ в социально-экономической жизни страны, разнообразие и этнический плюрализм в бизнесе, масштабные экономические проекты повысят политико-правовую и социально-экономическую интеграцию в обществе.

Экологической безопасности посвящен последний раздел программы. За последние десятилетия изменение климата и его последствия стали одной из наиболее актуальных глобальных проблем мирового сообщества. На первоначальном этапе предлагается разработать пять целевых проектов в области изменения климата. Они касаются рационального использования и управления водными ресурсами, внедрения в сельском хозяйстве водо- и почвосберегающих технологий, использования в сфере Министерства чрезвычайных ситуаций усовершенствованных систем мониторинга и прогнозирования опасных погодных явлений и систем раннего оповещения населения. Усилят строительные нормы для обеспечения устойчивости инфраструктуры к опасным климатическим проявлениям, а также внедрят страхование погодно-климатических рисков.

Еще одна целевая программа касается здравоохранения и позволит своевременно выявлять уязвимые группы людей, осуществлять их диспансеризацию и информирование о неблагоприятных климато-метеорологических условиях, обеспечить мониторинг безопасности питьевой воды и продуктов питания. Также предусмотрена программа адаптации лесов и биоразнообразия, которая предлагает комплекс мер по привлечению международного сообщества к сохранению и восстановлению природных угодий, а также внедрению механизма социального лесоразведения и совместного управления лесами с гражданским сектором.

Предусмотрена господдержка по реконструкции действующих производств при их переходе на малоотходные и ресурсосберегающие технологии, предполагается внедрение жестких экологических требований при реализации инвестиционных проектов. Существенное внимание уделят сохранению уникальных экосистем Иссык-Куля, Сары-Челека, Арсланбоба и других природных заповедников. Повысят требования к проектированию и внедрению сети очистных сооружений вокруг озера Иссык-Куль.

Предполагается провести комплексное инженерно-радиационное обследование состояния хвостохранилищ. Кыргызстан намерен продвигать инициативы по ликвидации уранового наследия на международном уровне. С помощью международных партнеров разработают механизм переработки хвостов с целью дальнейшей их реабилитации. Предлагаются меры по стимулированию развития «зеленых» технологий через таможенные пошлины, «зеленые» закупки, «зеленые» инвестиции, внедрение стандартов и процедур экологической маркировки продукции.

Разработка комплексной программы организации системы управления отходами станет первым шагом в реализации проектов сортировки и вторичной переработки отходов, строительства мусороперерабатывающего завода, комплексной линии по сортировке и складированию бытовых отходов, а также передаче функции по сбору бытовых отходов на аутсорсинг.

Как отмечается в программе развития, в настоящее время экосистема страны подошла к пределу своих возможностей самовосстановления. В планах правительства увеличить площади лесных массивов и плантаций многолетних насаждений. Введут льготные условия, включая налоговые послабления, для заинтересованного бизнеса и местных сообществ по высаживанию фруктовых, орехово-плодовых и быстрорастущих промышленных деревьев. Для развития деревообрабатывающей промышленности в местных сообществах начнут популяризировать и стимулировать посадки плантаций быстрорастущих полезных деревьев.

Как отмечается в заключении, все пункты программы «40 шагов на пути к процветанию» обсуждались с группами экспертов, имеющих длительный опыт работы, с ассоциациями, ведомствами и представителями неправительственных организаций. Реализация программы позволит стране совершить качественный рывок в своем развитии в течение ближайших пяти лет. Стратегический документ ориентируется на достижение значимых показателей уже к 2023 году. Среди них: удвоение объема ВВП, увеличение реальных денежных доходов населения в 2 раза, снижение общего уровня бедности до 15%, вхождение Кыргызстана в список первых 80 стран с высоким Индексом человеческого развития ПРООН, в список первых 30 стран в рейтинге по легкости ведения бизнеса Всемирного банка, в список первых 80 стран по Индексу глобальной конкурентоспособности, в список первых 80 стран по рейтингу восприятия коррупции.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий