Пишпек. 1913-й невисокосный год 

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Один день директора сельскохозяйственной школы

В этом году холодный и дождливый март в Пишпеке как-то плавно и незаметно перешел в ненастный апрель. Вчера, 4 апреля, с утра над городом собрались тучи, накрапывал мелкий дождь. К вечеру западный ветер нагнал на улицы густой туман, через который и непрекращающийся дождь было плохо видно редких прохожих и движущиеся по улицам повозки.

Пошел мелкий снег, смешиваясь с дождем, он падал на холодную землю, на которой недавно появились маленькие островки зелени, образуя небольшие ручейки, которые стекали в арыки, прорытые вдоль улиц.

После полуночи снега стало больше, и к утру все деревья, дома и земля были покрыты небольшим слоем снега. Стало холодно, от небольшого ветерка, который раскачивал ветки пока еще голых деревьев, разлетались стаи чирикающих воробьев и других птиц, прилетевших с юга и появившихся здесь недавно…

— Это ненадолго, — рассуждает про себя вышедший из своего кабинета управляющий школой Илья Павлович Иванов, — сегодня к вечеру от солнца снег быстро растает, почва насытится водой и теплом, и тогда через несколько дней можно уже вплотную будет заняться огородом, теплицей и парником.

Прошлый, високосный 1912 год, или, как говорят на Руси, Касьянов год, был для всех очень тяжелым, лето засушливое и хлеба не созрели, а зима очень холодная, такая, что многие высаженные молодые деревца в декабре омерзли…

В Пишпеке Иванов живет и преподает в сельскохозяйственной школе с мая 1894 года, директором был назначен в 1904-м. Эти места и здешний климат ему очень понравились. Зима нехолодная, много солнечных дней, фрукты и овощи созревают быстро, не то что в родной Умани, там сейчас еще лежит снег и возможны сильные ветры и снегопады. Самое главное, здесь он вместе с коллегами занимается нужным делом, готовит квалифицированных специалистов- аграрников.

Ведь здесь нет заводов и фабрик, на севере города все переселенцы в основном занимаются хлебопашеством, на юго-западе и на юге — огородничеством, бахчеводством и разводят сады, и давно назрела необходимость научить население современным приемам ведения сельского хозяйства.

Кроме того, из-за большого притока населения город быстро растет, и его необходимо благоустраивать и правильно озеленять.

Усвоение населением полезных знаний для повышения производительности и улучшения качества труда в этом районе давно осознавалась администрацией Семиреченской области, поэтому с учетом распоряжения степного генерал-губернатора было решено открыть в крупных городах Семиреченского края сельскохозяйственные школы для казахских и кыргызских детей.

Так, в течение 80-х годов XIX века были организованы четыре низшие сельскохозяйственные школы в Жаркентском, Пишпекском, Пржевальском и Копальском уездах Семиреченской области.

И уже несколько лет в этих уездах благодаря деятельности коллективов этих школ успешно действуют сельскохозяйственные общества местных сельских хозяев под патронатом департамента главного управления землеустройства и земледелия Семиреченской области…

Пишпекская низшая сельскохозяйственная школа была образована в 1889 году, ее первым директором был садовод ученый-ботаник А. Фетисов, после его смерти, в 1894 году, ее возглавил агроном И. Иванов.

Согласно уставу, в школу принимали подростков после 15 лет, окончивших два класса приходских училищ или два класса церковно-приходских школ. Обучение велось на русском языке, для местного населения был открыт приготовительный класс.

Обучение было бесплатным, школьники обеспечивались питанием, жильем, обмундированием и обязаны после трех лет обучения работать в разных хозяйствах по направлению департамента землеустройства и земледелия Семиреченской области, к коему относилось данное учебное заведение.

В случае оплаты обучения выпускник имел возможность трудоустроиться по своему усмотрению.

Надо отметить, что в школе было правило — обеспечивать стипендией учеников, отцы и братья которых служили в армии. Например, в 1913 году такая стипендия выплачивалась сыновьям Петра Ходаева и Афанасия Рубанова из Ново-Троицкого (Сокулук) и других.

Кроме того, для детей беженцев обучение также было бесплатным.

Школа располагалась на территории так называемого Казенного сада, посадки которого были начаты еще в 1879 году по инициативе садовода, а потом директора школы А. Фетисова на территории нынешнего Дубового парка, а также парка имени Панфилова и улицы его имени, от улицы Купеческой (сейчас проспект Чуй) до улицы Ташкентской (сейчас проспект Жибек Жолу). Здание школы располагалось на месте нынешнего фонтана.

Выпускники Пишпекской низшей сельскохозяйственной школы могли трудиться в своих хозяйствах, применяя полученные знания для повышения производительности при выращивании полевых, огородных культур, улучшения условий для разведения скота. А также могли продолжить обучение в средних сельскохозяйственных учебных заведениях, по окончании которых могли преподавать или работать в должности агрономов и других специалистов сельского хозяйства в различных опытных и селекционных станциях.

СВЕДЕНИЯ О ПИШПЕКСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
За 18 лет (1895 — 1913 гг.) ПОСТУПИЛО — 161 человек.
ОКОНЧИЛИ — 48 человек.
В 1912/13 учебном году ПОСТУПИЛО — 30 человек.
ОБУЧАЕТСЯ — 22 человека.
ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ:
Из казны поступило — 7 773 рубля.
Из земских сборов — 3 625 рублей.
Из прочих источников — 1 782 рубля.
ВСЕГО — 10 373 рубля.

Из них:
Жалование служащих составило 5 061 рубль.
Прочие учебные расходы — 603 рубля.
Содержание пансионеров — 1 453 рубля.
Прочие расходы хозчасти — 566 рублей.
Ремонт помещений — 180 рублей.
Расходы на фермерское хозяйство — 2 507 рублей.
ИЗ СПИСКА УЧЕНИКОВ 1-го класса 1912/13 года.

  1. Ефрем Водяной переведен во 2-й класс
  2. Виктор Урасов тоже.
  3. Василий Рановский тоже.
  4. Василий Купферг тоже.
  5. Николай Шайнг тоже.
  6. Григорий Платонов переведен условно после проведенных доп. испытаний.
  7. Прохор Вертей тоже.
  8. Садык Адабаев переведен во 2-й класс.
  9. Сайдывакап Джамансарт переведен во 2-й класс.
  10. Максут Джилисбаев переведен во 2-й класс.

ИЗ РАПОРТА ЧИНОВНИКА ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ОБРОЧНОЙ ЧАСТЯМ ПРИ СЕМИРЕЧЕНСКОМ ОБЛАСТНОМ ПРАВЛЕНИИ ОТ 9 МАЯ 1913 года НА ИМЯ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. Из всего состава учащихся — 22 человека — четверо учеников приняты, но нигде не обучались. Так как для пополнения комплекта школа принуждена принимать подростков, недостаточно подготовленных к учебе. Но совсем безграмотных мы не берем, так как они будут тормозом при прохождении положенных программ.
  2. По сословиям учащиеся наполовину были представлены детьми крестьян, а такие ученики наиболее желательный элемент, так как есть основание предполагать, что по окончании они скорее будут заниматься сельским хозяйством, чем дети горожан.
  3. Заседания педагогического совета по делам учебным и хозяйственным за истекший год были устроены всего пять раз, между тем желательно, чтобы совет школы собирался не менее одного раза в месяц, разрешая вопросы не только учебные, но и хозяйства школы.
  4. Увеличение числа преподавателей управляющим отмечено как отрадный факт, способствующий лучшей постановке учебного дела. К сожалению, в отчете не приведены сведения, в чем заключались учебно-демонстративные занятия с учениками по сельскохозяйственным предметам и садоводству из школьного курса и какие были достигнуты результаты в этом отношении. Также не сообщено, что сделано по ремеслам, из которых плотничное и столярное дело хотя бы в небольших размерах не преподаются.
  5. Нельзя не согласиться с мнением управляющего, что 60 рублей, отпускаемые на содержание одного интерна на полном пансионе, являются недостаточными в силу постоянного подорожания продуктов первой необходимости и меньше как в год на одного пансионера содержать невозможно. Город растет, и все постепенно дорожает.
  6. Что касается полевого хозяйства, то в прошлом году, по данным отчета, очень небольшая площадь была засеяна на загородном участке. В этом году посевы несколько увеличены, но желательно было бы под хлебами и другими культурами площадь запашки довести от 25 до 40 десятин, чтобы повысить и специальные средства школы.
  7. В плодовом саду ученики занимаются достаточно времени, особенно имеют хорошую практику по прививке деревьев. Маточный и промышленный сад вследствие разного возраста посадочного материала был довольно пестрый по составу. Но весной этого года такие деревья были удалены, и участок был засажен двухлетками, выращенными в своем питомнике, с точным обозначением сортов. Таким образом, плодовый сад был приведен в порядок.
  8. Сообщая о скотоводстве, надо отметить, что скот швицкой породы не может привыкнуть к сухой люцерне (по местному — клевер). Между тем, вероятно, пробывши в хозяйстве уже в это лето, скот вполне освоится с новым для него кормом и будет безболезненно его переносить, даже в виде свежей травы
  9. Об условиях, сопутствующих хозяйству в отчетном году (условия погоды, вредные насекомые, грибковые болезни, засоренность полей и т. д.), в отчете сведения не приведены. Также не сообщено, насколько ученики, в том числе особенно старших классов, справлялись с полевыми работами.
  10. О возведении построек на загородном участке не упомянуто, между тем имеется капитал в 29 300 рублей, на которые оборудовать школу нельзя, но будут приняты все меры устроить все с возможной экономией и возвести постройки хозяйственным способом.
  11. Относительно обеспечения водой из реки Ала-Арчи загородного участка, то вопрос этот разрешился в благоприятном для школы направлении. Город уже согласился пропустить воду из Ала-Арчи через свой арык школьный участок.
  12. О наделении выпускников школы землей из переселенческого фонда, этот вопрос возбужден давно, но получить землю на правах переселенцев ученики не могут вследствие своего несовершеннолетия. По этой причине все ходатайства подобного рода пока остаются без удовлетворения. Крайне необходимо в этом отношении содействие управления, и оно, по крайней мере раньше, сочувственно относилось к этому вопросу. (Отношение на имя вице-губернатора от 14 июня 1906 года за № 182.)

ОТЧЕТ ПОДПИСАЛ Чиновник по сельскохозяйственной и оброчной частям при Семиреченским областном управлении БАШМАКОВ.

СМЕТА РАСХОДОВ НА 1913 ГОД
Продовольствие 1 404 рубля.
Обмундирование 1950.
Стрижка, мыло, баня, вакса 100.
Развлечения и экскурсии 100.
Непредвиденные расходы 196 рублей.
Наем кухарок и сторожа 360.
Наем садовника, кучера и лошадей 240.
Наем помещения под интернат 400.
Отопление и освещение 500 рублей.
Прачка 200.
Посуда и утварь 30.
Набивка мебели 20.
Мытье полов 30.
Очистка отхожих мест 20.
Мелкий и общий ремонт 200.
На канцелярию 300.
ИТОГО: 6 000 рублей.

В архивах имеются счета от 28 января 1913 года за шитье одежды и белья от Татьяны Актриновой (швея) на сумму 71 рубль 45 копеек, ею были сшиты:

Блузы зимние 29 штук.
Простыней 18.
Брюки 26.
Тюфяков 5.
Рубахи 23.
Наволочек 19.
Кальсон 23.
Бумагу, карандаши, сахар и другие товары школе отпускали в магазине А. Пушникова, о чем свидетельствуют многочисленные счета и расписки.

Причем сахару отпускалось в больших количествах, о чем говорит любовь воспитанников к сладкому чаю. Оно понятно, во время учебы затрачивались большие умственные и физические нагрузки. Кроме того, это были дети, а им всегда нужно сладкое…

Сегодня весь педагогический коллектив вместе со старшеклассниками — учениками 3-го класса — собрался для работы в теплице. Это преподаватели спецдисциплин: выпускник Астраханской школы садоводства Буров Павел Евгеньевич, он преподает ботанику, садоводство, виноградарство.

Стром Анатолий Николаевич, выпускник Верхнеднепровской сельскохозяйственной школы, он ведет такие предметы, как зоология, земледелие, скотоводство, законоведение.

Любимец учеников, преподаватель русского языка Василий Петрович Чернецов, он окончил Ташкентскую учительскую семинарию, учит детей чистописанию, ведет уроки истории, географии.

А Виктор Яковлевич Карковенко, выпускник Киевской духовной семинарии, преподает закон божий и такие предметы, как арифметика и геометрия.

Все они заняты уроками по 18 часов в неделю, практическим занятиям в поле, саду и на огороде по расписанию отводится по 27 часов в неделю. Но надо отметить, что педагоги находятся вместе с детьми с утра до позднего вечера, у них ненормированный рабочий день, большая часть которого проходит вместе с детьми на поле…

— В теплице еще в феврале были посеяны для получения рассады семена помидоров сортов Микадо, Матадор, Гумберт и другие. Из капусты здесь хорошо принялись семена таких сортов, как: Скороспелка, Фортуна, Первенец, из поздней капусты посеяли — Краснокочанную, Брауншвейгскую, Алжирскую и другие — докладывает директору Буров Павел Евгеньевич.

— В середине апреля, дай бог, начнем высаживать на огороде саженцы капусты, помидоров, баклажанов, перец болгарский, посеем тыкву, укроп, редиску, морковь, огурцы, щавель, артишоки, лук, бобы, фасоль, эстрагон, — говорит педагогам и ученикам Анатолий Николаевич Стром, — потом начнется посадка картофеля.

Он несколько раз повторяет названия сортов овощей и корнеплодов и просит ребят повторить за ним.

— Морковь — сорт Нантская, свекла — сорт Египетская, картофель — Сартовская желтая и Тупоконечная, брюква — Красносельская, репа — Петровская, редька — Зимняя Гайворонская и Майская, — хором выкрикивают дети.

Самые дотошные, оказывается, знают еще много других сортов овощей, которые также выращиваются здесь на участке, например, такие как тыква сортов «миндальная» и «чалмовая», фасоль белая, черная и пестрая, кабачки — Греческие, кормовые, Стофунтовые, огурцы таких сортов, как «муромские», «вязниковские», «малороссийские» и другие. И получают от учителей и директора заслуженную похвалу.

Школьный огород в основном обслуживает нужды самой школы. Всего занято 1 004 кв. сажень (1 кв. сажень = 4,55 кв. м) земли. И в прошлом году от продажи овощей был получен доход в размере 231 рубль 50 копеек.

А имеющиеся при школе тепличка, 3 парника и 2 паровые грядки дали небольшой доход в 40 рублей в год. Таким образом, всего получено дохода 271 рубль 50 копеек.

Заработанные деньги шли на приобретение семян, саженцев разных деревьев, экзотических растений из разных мест России, а также выписывалась методическая литература и учебники для учащихся. Учет был строгий, до сих пор в архивах имеются многочисленные квитанции и расписки по этим приобретениям. Несмотря на дальность от Москвы и Петербурга, почта работала исправно. Заказы приходили даже из Германии. А недавно им прислали английскую будку для установки гигрометров и термометров, мерный стакан и таблицы…

В тепличке в течение зимы и весны выращиваются разных сортов щавель, салат, помидоры, укроп, лук, петрушка, редиска, цветная капуста, огурцы. Доход главным образом поступает от огурцов, которые спеют к празднику Святой Пасхи.

Грунтовый огород в 1913 году состоял из шести кварталов, в которых растения распределены следующим образом:

  1. Многолетники. Щавель лионский, ревень виктория, артишоки, эстрагон. Земляника, таких сортов, как: «король Альберт», «благородная» и «лекстана». Клубника разных сортов.
  2. Морковь «нантская», картофель «сартовская, желтая», свекла «египетская темно-красная», брюква «красносельская», кольраби «крымская», репа «петровская», редиска «зимняя грайворонская» и «Майская». Деликатесы: петрушка «красная», пастернак «исполинский», сельдерей «пражский».
  3. Помидоры разных сортов, баклажаны «фиолетовые исполинские», перец болгарский, фасоль белая, черная, желтая и пестрая, бобы «капские», «виндзорские». Салат «огайо», укроп.
  4. Лук таких сортов, как: «мадерский», «цитауский», «мамон», «рекорд», «местный» и другие.
  5. Капуста таких сортов, как: «ранняя», «чудо», «скороспелка», «первенец», «фортуна», «краснокочанная», «цветная», «алжирская».
  6. Бахча была выделена из общего огорода и посеяна на целине на левой стороне школьного участка всего 650 кв. саж. (1 кв. сажень = 4,55 кв. м), на ней было проведено 12 арыков и, как обычно, в конце апреля будут посеяны тыква разных сортов, арбузы таких сортов, как, «монарх», «монастырский», «астраханский», «кубанский» и другие. А также любимые детьми сладкие и ароматные дыни, таких сортов, как «кантемирка», «персидская», «чарджоуская», «сартовская» и другие…

Весной 1913 года весь огород вспахали однолемешным плугом, унавозили свежим навозом из расчета 1 ведро на 10 кв. саженей. Гряды на огороде делали только под мелкие овощи, такие как корнеплоды и тыквенные растения. Вредителей на овощах почти не было…

Надо сказать, что территория этой сельскохозяйственной школы, расположенной в центре уездного города Пишпек, а застраивающегося большими и маленькими домами, с множеством небольших огородов и садов с фруктовыми деревьями, а также наличием огромного числа пустырей и земляных саклей, по ухоженности с ровными рядами побеленных деревьев, прямыми дорожками считалась большой достопримечательностью.

Во-первых, это промышленный сад, то есть сам питомник, состоящий из 643 грушевых деревьев, привитых на дички. Таких сортов, как «зимняя деканка», «сен-жермен», «жозефина», «бергамот», «триумф весны», «кюре» и т. д. Всего 28 сортов.

Рядом необходимо отметить ухоженный участок сада с грушами, привитыми на айву, это 453 дерева, таких сортов, как «фердинанд», «тающая», «любимица» и т. д., всего 12 сортов.

Далее яблони, привитые на дички (6 223 дерева), таких сортов, как «кандиль синап», «ранет орлеанский». «розмарин белый», «налив ранний», «апорт»», «наполеон», «анис золотой», «боровинка» и т. д., всего 26 сортов,

Вишни (265 деревьев) — таких сортов, как: «английская ранняя», «королева Гортензия», «шпанка», «Гриот Остгемский» и другие.

Черешни (126 деревьев) — таких сортов, как: «люция», «оливье», «риверсе» и других, всего 11 сортов.

Сливы, привитые на абрикос и сливы разных сортов (93 дерева), таких сортов, как: «венгерка итальянская», «Анна Шпет», «яичная», «ренклод зеленый» и другие.

Персики (142 дерева) — таких сортов, как: «большой миньон», «риверс ранний», «красная Мадлен», «нектарин», «кашгарский» и другие.

Абрикосы (158 деревьев) — таких сортов, как: «голландский», «королевский», «краснощекий» и другие.

Итого всех пород — 7 552 дерева.

В марте 1913 года на загородном участке школы был заложен плодовый сад. Материал для посадки был взят из собственного питомника. Все посаженные деревья были выбраны лучшего качества по росту и форме. Весь сад размером более чем 4 десятины (1 десятина = 1, 09 га) был разделен на 5 участков:

промышленный яблоневый сад,
грушевый сад,
косточковый сад,
маточный яблоневый сад,
грушевый сад.

Школой по мере надобности нанимались рабочие (11 человек), которые проводили арыки, копали ямы для посадки деревьев и осуществляли другие хозяйственные работы.

Самое главное, все работы в саду осуществлялись учениками под руководством педагогов, не менее 27 часов в неделю.

В архивах имеются ведомости об уроках и отметках по облагораживанию плодовых деревьев за 1913 год. Например:

3-й класс
Долгополов яблони сорт «кантемировский ранет» 89 штук % успев. 94%.
Рыскулов яблони сорт «бельфлер» 125 штук 78%.
Ходжабергенов сорт «розмарин белый» 145 штук 98,5%.

Конечно же, большое значение в деятельности школы имело разведение питомника. Именно благодаря этому питомнику в садах горожан стали появляться и расти плодовые деревья разных видов и сортов.

А для этого зимой и весной этого года была проведена большая работа

Так, например, для пополнения питомника в феврале 1913 года из питомника Похливица Полтавской губернии были получены 500 дичков груш, которые надо было принять и обработать для дальнейшего употребления и продажи. Потом было получено еще 2 тысячи. Видно, груши приглянулись садоводам.

А в город Кременчуг Полтавской губернии, хозяин Берг К. И. тоже в феврале был отправлен заказ на саженцы цветов. Таких как: азалии, камелии, хризантемы (сортов «принцесса», «фея Парижа»), а также гортензии, глицинии, лавровые деревья, мирт, кофейное дерево и другие.

Из земли были выкопаны розы девяти сортов, это: «королева Августа», «Мари Клоцен», «принцесса Евгения», «Слава Дижона» и другие.

Из Германии — фирма «Людвиг И.Г.» были заказаны вьющиеся розы десяти сортов, чайные розы девяти сортов, дикие саженцы яблонь и груш для прививки.

Из города Минусинска были получены тополь сибирский (1р. 50 коп. за 10 штук), кедр, лиственница, ель, пихта (за 10 штук 2 р.)

А также луковицы и корни (лилии, ирисы, пионы, астры). Семена — березы сибирской, боярышника, кизильника, кедра сибирского, роз…

Деревья, саженцы, цветы, семена, выращенные школой, пользовались большой популярностью не только в Пишпеке, но и в других уездах.

Так, например, в феврале для Луговского приходского училища были отправлены яблони, таких сортов: «анис», «апорт», «бельфлер», «боровинка», «налив», «кандиль-синап», «титаник» в количестве 87 штук.

Груши таких сортов: «дюшес», «бере гарди», «сен-жермен» и другие — 28 штук.

А также абрикосы, сливы, персики разных сортов — 30 штук.

Для Подгорного приходского училища были отправлены яблони, груши, персики, сливы, черная смородина, крыжовник белый и красный, рассада земляники сортов: «монарх», «благородная».

Была постоянная связь с жителями села Мерке Сыр-Дарьинской области, с такими, как священнослужитель Сергей Псарев, директор русско-туземной школы Чернов, с предпринимателями Аширали Авакеевым, Хамитовым, Мизерахимовым, Ашиходжаевым, которые ежегодно приобретали в питомнике плодовые деревья, гранаты, дубы, карагачи и особенно розы.

В феврале в город Елисаветград Херсонской губернии были отправлены генералу О. Евросинтьеву, несмотря на дорожные расходы, более 50 деревьев (пересылка стоила в 3 раза дороже, чем сами деревья).

Большое значение в школе придавалось разведению в широких масштабах лекарственных растений. Здесь можно было приобрести не только растения, но и семена и получить консультацию по их выращиванию.

Например, таких как: валериана, майоран, крапива, чернобыль, любисток, мыльник, девясил, дигитал, мелисса, тимьян, ромашка, шалфей, адонис, белена. Всего 65 наименований.

Особенное значение выращивание этих растений и даже лекарственного мака приобрело во время Первой мировой войны. Конечно, выращивание опиума было прерогативой дунган, а для коллектива это было не очень знакомо, поэтому и на головы учителей посыпались многочисленные проблемы. Однако благодаря помощи областного департамента землеустройства и земледелия, а также при поддержке городской управы и жителей города школа справлялась с плановыми заготовками лекарственных растений и опиума.

Самое главное, конечно, были успехи в учебе и поведении. Причем, кроме отметок по русскому языку, арифметике, истории, чистописанию, знанию Закона Божьего, много внимания уделялось практическим занятиям в саду и на огороде, получению навыков ухаживания за домашним скотом, работе с пчелосемьями.

В этом году начали разведение шелкопряда, занятие очень хлопотное и трудоемкое, эти насекомые поедали много листьев тутовника, так что пришлось увеличить число учеников-заготовителей в 2 раза.

Кроме того, из присланных семян хлопка в следующем году намеревались выращивать хлопок, который уже в течение нескольких лет культивировался в Пишпекском и Пржевальском уездах. Несмотря на не очень высокие урожаи, посевы хлопка здесь долгое время были приоритетными.

Кроме хороших знаний по русскому языку, арифметике, истории, чистописанию, Закону Божьему, географии, зоологии, химии, необходимо было штудировать учебники по земледелию, огородничеству, скотоводству, виноградарству, пчеловодству, знать законы, научиться приемам в землемерии.

Например, по итогам обучения в подготовительном классе из четырех учеников один из них был исключен за неуспеваемость.

Большое внимание в школе уделялось трудолюбию и отношению к учителям и воспитателям. Так, в январе педсовет исключил из числа учеников Евгения Попова, сына титулярного советника. Причем без права поступления в другие учебные заведения, за нанесение оскорбления воспитателю школы.

Как оказалось, такого же права лишились исключенные за непослушание из Пржевальской и Джаркентской школ Гриша Чебоскин и Николай Корабутский.

Уже два дня на столе у заведующего школой лежало несколько писем от ученика 3-го класса Турара Рыскулова (потом общественный деятель), который в витиеватых фразах, видно, помогли педагоги, уверял об осознании своего поведения и просил восстановления на учебу. Сам парень эти дни проводил на огороде и старался попасться на глаза педагогам.

Популярность школы росла, ведь выпускники обладали не только знаниями, но и умениями. Поэтому уже сейчас на столе у Иванова было много писем из разных русских, дунганских и даже кыргызских волостей об условиях приема на учебу…

К концу дня, как оказалось, все — как педагоги, так и ученики — очень устали. Но после вкусного ужина учителя отправились на свой педсовет, а дети — одни на футбольное поле, а другие в кабинет русского языка — готовиться к концерту, на котором будут исполнены стихи и песни, а также будет показан театр теней на тему «Как Иван Сусанин заманил врагов в лес».

И долго еще над садом будут звенеть детские голоса, а в кабинете директора будет гореть свет…

посмотреть еще Софья НУРМАТОВА.
http://www.sysptt.org/milat/number/5411.php По материалам архивов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *