Main Menu

Когда говорят историки

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Историческую память Содружества Независимых Государств обсудили в связи с
20-летием  этого союза участники проходившей на Иссык-Куле VI  Международной летней школы молодых историков стран СНГ.

Встреча, проходившая в одном из пансионатов близ села Чок-Тал на северном берегу озера, собрала более 70 молодых ученых и их наставников. Помимо кыргызстанской делегации, участвовали представители Казахстана, России, Украины, Беларуси, Молдовы, Армении, Азербайджана и Таджикистана.
Столь приятный шанс обменяться опытом и подискутировать в русле злободневных проблем «королевы гуманитарных наук» предоставили слушателям и преподавателям школы три научно-исследовательские организации — Международная ассоциация институтов истории стран СНГ, Институт всеобщей истории Российской академии наук и Институт истории и сохранения культурного наследия Национальной академии наук Кыргызстана. Материальную и немалую моральную поддержку им в этом оказал инициатор ежегодного проведения таких школ — Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества (МФГС) государств-участников СНГ.

История с географией

Круг обсуждаемых в  школе молодых историков вопросов столь же обширен, как и география этих встреч. Например, первая из них на тему «Власть и общество в истории» состоялась летом 2006 года в Москве. Уже тогда участники обозначили лейтмотив дискуссий: создание единого научного сообщества в среде молодых гуманитариев, восстановление утраченных научных связей на постсоветском пространстве и совместная интеграция в мировую историческую науку.
Далее местами ежегодных летних школ поочередно были Киев, Кишинев, Ереван и Минск. В нынешнем году впервые заседание прошло не в мегаполисе, а на курорте. Это приятное обстоятельство отразилось на программе: в перерывах между лекциями и дискуссиями участников баловало иссык-кульское солнце, слегка приглушенное обычными здесь в июне недолгими периодами непогоды. В первый же день слушатели и преподаватели школы побывали в расположенном близ Чолпон-Аты уникальном в Центральной  Азии архитектурном комплексе «Рух Ордо».
Представители делегаций поочередно звонили в буддистский колокол, склоняли головы перед различными алтарями Всевышнего, искали имена Аллаха, начертанные в ветвях «дерева Мухаммеда».
— Это  какой же нужно обладать веротерпимостью и широтой души, чтобы не допустить конфликта разных по своей сути вероучений! — удивился  гость из Беларуси, научный сотрудник  Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук Андрей Унучек.
В ходе увлекательной культурной программы гостям показали фильм о Курманджан датке. Далее их ждали экскурсии в местный областной краеведческий музей, увлекательная прогулка на теплоходе по акватории над затонувшим городом Чигу и посещение уникального «сада» камней с древними наскальными рисунками близ Чолпон-Аты. Историков, искушенных в изучении подобных артефактов, приятно удивило и другое:
— Здесь восхитительный запах, — поделилась со мной аспирантка Российского государственного гуманитарного университета Ирина Баскакова, вдыхая аромат иссык-кульской полыни, — пахнет медом, таким воздухом у нас в Европе не подышишь.
Что касается эликсира истории, вкус у него не всегда медовый. Недаром у историков бытует поговорка  «Историческая наука представляет собой самый опасный продукт мысли, когда-либо выработанный человечеством». Эта сентенция стала центральной темой прений участников VI Летней школы.

Когда молчат пулеметы

Как отметили многие докладчики, горечь трагичного опыта и яд поспешных, порой не подкрепленных наукой выводов, способны надолго отравить отношения между народами. Известно ведь: неосторожные, политически некорректные высказывания некоторых деятелей науки  отозвались страшным эхом орудийных залпов карабахского конфликта, войн в Чечне, междоусобицы в Таджикистане. Видимо, этот тяжелый опыт нужно было пережить, чтобы интеллектуальная элита республик СНГ научилась ответственнее подходить к оценке знаковых в жизни народов и стран событий.
— Ведь как порой происходит. Исследователь, опьяненный возможностью аргументировать суверенитет своего народа, ненароком задевает национальные чувства представителей других стран, — подчеркнула в своем докладе один из лекторов школы, профессор КРСУ, кандидат исторических наук Валентина Воропаева. — Здесь нелишне вспомнить слова кыргызстанского философа Арона Абрамовича Брудного о том, что «распад СССР привел, в сущности, к появлению пятнадцати «новых СССР» — поменьше». Увы, отношения между ними не всегда проходили гладко. В исторических исследованиях и даже в учебниках для средней и высшей школ порой допускаются необоснованные сентенции об «угнетении российским колониализмом» малых народов. При этом нередко упускается из вида цивилизаторская и культурно-просветительская миссия «завоевателей». Аналогичные ошибки сделаны и при оценке взаимоотношений других национальностей, при рассмотрении многих далеко не однозначных периодов их истории.
Впрочем, в последние годы наметился существенный прорыв в позитивной оценке исторических событий. Можно сказать, найден и вектор такого развития совместных исторических исследований историков СНГ. Вот каким наблюдением поделился с автором этих строк  руководитель Центра истории России, Украины и Беларуси отдела сравнительно-исторических исследований стран постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН доктор исторических наук Александр Шубин:
— В самый тяжелый период отношений Украины и России историки обеих стран встречались, обсуждали такие острые темы, как, например, голод 1932-1933 годов, приходили к общим выводам, воздействовали на свои элиты, объясняя некорректность некоторых формулировок официальной историографии, являющихся как минимум ложью. Думаю, и дальше должна сохраняться главная функция историков: говорить правду и только правду.
Александр Шубин с сожалением отозвался о том, что в нынешней встрече участвуют далеко не все члены Ассоциации институтов истории стран СНГ:
— Достаточно редко сейчас появляются товарищи из Грузии. Я называю их товарищами потому, что мы с ними делаем общее дело. Беспокоит и то, что туркменские ученые никак не участвуют в нашей работе. У нас общее прошлое, очень много столь общего в настоящем, например все те же нефтегазовые проблемы и проблемы Каспийского моря.
Летняя школа, по убеждению моего собеседника, должна проводиться и впредь. Это будет необходимым дополнением ко многим другим происходящим в СНГ интеграционным процессам. Любопытно мнение Александра Шубина:
— Государственное образование под названием СССР может и впредь возрождаться в той или иной, отвечающей современности форме. Это может быть и федерация, и свободная ассоциация народов. Но при этом речь не идет о возрождении прежней советской империи. Это государственное образование навсегда кануло в прошлое. Впрочем, вопрос о том, удастся ли новый союз,  в настоящее время неактуален. Гораздо важнее укреплять культурно-исторические связи. На этой ниве полезна работа по ликвидации допущенных ранее деятелями исторической науки недоразумений. Собравшиеся на иссык-кульской  встрече историки являются людьми достаточно компетентными. Потому они видят, что многие раскрученные политиками и публицистами мифы, разъединяющие народы, — действительно чистые мифы. Если же как следует разобраться в ситуации, видно, что она достаточно комплексная. И она никоим образом не может нас ссорить между собой, если, конечно же, в ней разобраться.

Каковы перспективы СНП?

— Мы похожи на мышку, попавшую в бидон с молоком: пока барахтаемся, есть шанс взбить своими лапками масло и так выбраться из бидона, — сказал Александр Шубин. — К сожалению, все народы нынешних республик СНГ попали в “бидон”,  и, увы, не с молоком, а с несколько другим известным всем веществом. И все равно ничего не остается, как «шерудить лапками», делать все возможное для укрепления культурных связей между народами. Если будем неуклонно продолжать такую работу и она даст плоды, на которые мы рассчитываем, думаю, уже не будет и «бидона» — комплекса всех сложных коллизий, в которые все мы попали. В принципе мы будем жить в большой нормальной стране с открытыми для наших друзей границами. Будем ездить друг к другу, вместе обсуждать острые исторические проблемы, находить общие решения. Если же возобладают силы, которые нам противостоят, холодные войны могут перерасти в вооруженные конфликты. И тогда историков окончательно перестанут слушать и заговорят пулеметы…
К слову, в ходе VI Летней школы произошло историческое событие — пожали друг другу руки представители делегаций Армении и Азербайджана. Как известно, эти страны давно прекратили друг с другом дипотношения на почве произошедшей в 1989 году войны за право обладания Нагорным Карабахом.
Участники школы  также подискутировали о спорных вопросах российской и советской «оккупации». Прения касались и моментов «национализации истории» на постсоветском пространстве, влияния этого процесса на национальную историографию постсоветских стран. Интересным моментом дискуссий стал вопрос: могут ли историки переубедить общество, воспитанное на культурном ширпотребе телевизионных программ?
Уже под занавес встречи в Бишкеке, на проходившей в Национальной академии наук итоговой конференции слушателей и преподавателей школы, было решено шире использовать современные средства коммуникации, и особенно Интернет, для укрепления культурно-исторических контактов между учеными стран Содружества. Это, в частности, подчеркнул в своем выступлении  руководитель отдела сравнительно-исторических исследований стран постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН кандидат исторических наук Виктор Ищенко.
— Еще в 1982 году здесь, в тогдашнем Фрунзе, состоялось совместное заседание Совета молодых ученых институтов истории Украины и Кыргызстана. И вот с тех пор нас объединяют долгие творческие встречи и контакты. Мне кажется, что сегодня роль Совета молодых ученых немножечко преувеличена. И поэтому я призываю присутствующих здесь коллег возобновить эту работу. Лично мне очевидно, что нам нужно сотрудничать по двум основным направлениям. Это двустороннее сотрудничество с каждой из стран СНГ и многостороннее, как в случае с летней школой.
А другой организатор школы, директор Института истории и сохранения культурного наследия, член-корреспондент НАН Кыргызстана, доктор исторических наук Джениш Джунушалиев заметил следующее:
— Многие из вас, молодых историков, когда услышат слова «Кыргызстан», «Бишкек», «Иссык-Куль», больше не будут задумываться о том, где все это находится. Так что мне остается лишь пожелать, чтобы вы благополучно вернулись к себе на родину, были здоровы, счастливы и плодотворно работали.
Летняя школа молодых историков завершила свою работу накануне печальной даты —       22 июня, дня начала Великой Отечественной войны. Эта масштабная драма показала силу сплоченности колоссального числа наций, входивших еще не так давно в единую общность — советский народ. Пришло время возродить его консолидирующую силу на новом витке истории. Это возможно только путем воскрешения живой исторической памяти. Ведь  каждый из ныне живущих граждан стран СНГ является потомком воинов, избавивших мир от фашизма и отстоявших независимость СССР.

Андрей ТОКОМБАЕВ.
Фото Дмитрия ЛУЖАНСКОГО.






Related News

Объявление о закупке ТРУ

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint Адрес: ОсОО «KAZ Minerals Bozymchak», Кыргызская Республика, 720010, г. Бишкек, ул. Калыка Акиева, 109.Read More

Чайка Иссык-Куля

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintКогда Дуся Пасько снижала свой легкокрылый биплан, чтобы бомбить фашистов, она знала, что защищает и родную ЛипенкуRead More

Добавить комментарий