Ещё раз о выборах

В самом разгаре президентская гонка. Вся столица усеяна призывами голосовать за того или иного кандидата в президенты. Кандидаты ездят по стране, встречаются с населением, обещают решить местные социальные проблемы, иногда сразу прилагают усилия к решению этих проблем.

Одновременно звучат обещания решения таких обще-государственных проблем, как борьба с коррупцией, улучшение благосостояния граждан, создание рабочих мест и прочее. Делается всё для привлечения на свою сторону избирателей, идёт борьба за каждый голос. При этом программы кандидатов во многом похожи как между собой, так и с предыдущими, звучавшими на прежних выборах президента и в ЖК. Общий недостаток всех этих прожектов — не указывается зачастую, каким образом решать острые проблемы нашего государства, с использованием какого механизма.

Практически во всех прошлых и настоящих программах звучат обещания резкого подъёма экономики и, как следствие, создание рабочих мест, возможность решения социальных проблем. В реальности в нашей стране в течение долгого времени сохраняется очень высокий уровень безработицы. Сотни тысяч наиболее трудоспособных граждан вынуждены в поисках работы выезжать за пределы страны, многие, оставаясь дома, перебиваются случайными заработками. Создание для них рабочих мест решило бы многие социальные проблемы и пополнило налоговую базу страны.

Я считаю, что одна из причин этого — несовершенство нашей законодательной базы, в первую очередь Конституции страны. У нас уже несколько раз вносили в нее изменения, но почти все они касались перераспределения властных полномочий. Однако мы умудрились при разработке Конституции суверенного Кыргызстана убрать из Основного закона Киргизской ССР одно из основных прав человека — право на труд, заменив его правом свободного выбора трудовой деятельности. Право на свободный выбор трудовой деятельности было прогрессивно при переходе от рабовладельческого строя к феодальному. В наше время такая замена — большой шаг назад в создании социально ориентированного государства, к тому же это грубое нарушение международного права — во всех международных документах, регулирующих сотрудничество государств в области прав человека, право на труд является одним из основных прав граждан. В настоящее время оно, а также механизмы реализации этого права закреплены в конституциях многих стран мира. Так, например, в конституции Норвегии сказано: «В обязанности государственных органов вменяется создание условий для того, чтобы каждый способный к труду человек мог обеспечить себе содержание своим трудом». У нас же, согласно нашей Конституции, властные структуры не обязаны создавать условия для обеспечения граждан страны рабочими местами и не занимаются решением этой проблемы. Эта обязанность переложена на самих граждан. Поэтому мы имеем то, что имеем.

Наибольший уровень безработицы у нас в сельской местности. Производимая нашими фермерами продукция реализуется в основном в непереработанном виде. Поэтому возможности развития малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции у нас очень велики, а помощь предпринимателям в основном заключается в предоставлении кредитов под довольно высокие проценты. Предприниматель, зачастую не владея технологией наиболее эффективной и комплексной переработки сырья, сталкиваясь с проблемами приобретения сырья и сбыта продукции, не получает ожидаемой прибыли и закрывает производство. Многие, не имея возможности оплатить кредит, теряют своё имущество.

Верните гражданам страны право на труд, создайте предпринимателям все условия для организации производства на высоком техническом уровне с выпуском конкурентоспособной экологически чистой продукции, при этом предприниматель возьмется только за производство, всем остальным (организацией и техническим обслуживанием производства, обеспечением сырьём, сбытом продукции) должны заниматься специальные службы, как это делается в США и странах ЕЭС. Сделав всё это, вы получите реальный резкий подъём экономики, а голоса производителей и переработчиков сельхозпродукции без всякой агитации станут вашими.

Одна из наиболее социально уязвимых групп населения Кыргызстана — пожилые люди. Тех пенсий, которые выплачивает им государство, не только на лечение и отдых, но и на нормальное питание не хватает. Так что большинство стариков не живёт полноценной жизнью, а выживает кто как может. У нас есть международные организации, негосударственные, отдельные меценаты, которые оказывают помощь пожилым, но она охватывает незначительную часть пожилого населения страны. В основном эта поддержка выражается в предоставлении продуктов питания и финансовой помощи.

Значительная часть пожилых людей имеет достаточно и физических сил, и жизненной энергии, что вместе с большим производственным опытом дало бы им возможность заработать себе на достойную жизнь.

Средства негосударственного сектора, выделяемые на социальные нужды, можно было бы использовать для создания малых предприятий по производству продуктов здорового питания для пожилых, на которых работали бы трудоспособные пожилые люди. Для создания и дальнейшего функционирования этих предприятий (групп самопомощи) нужен только стартовый капитал для организации производства и закупки первой партии сырья и материалов. В дальнейшем они станут самоокупаемы. Продукция, выпускаемая группами самопомощи (ГСП), будет в 2-3 раза дешевле, чем в сфере торговли. Это произойдёт за счёт отсутствия прибыли (ГСП должны оставаться некоммерческими), торговых наценок (продукцию можно распределять напрямую между пенсионерами), низкими транспортными затратами и расходами на тару. У нас существует небольшое количество ГСП по переработке сельхозпродукции, но они малоэффективны и без внешней финансовой поддержки работать не могут. Нужна сервисная структура, подобная описанной выше, которая обеспечивала бы их эффективную работу.

Даже если сохранить объём социальной помощи, оказываемой у нас негосударственным сектором, но перераспределить её на создание подобных ГСП, то уже через несколько лет объём реальной помощи пенсионерам за счёт обеспечения их дешевыми или бесплатными продуктами начнет значительно превышать этот объём. И с каждым годом по мере создания новых ГСП эта разница будет всё больше и больше возрастать. Плюс к этому многие тысячи пенсионеров дополнительно к своей пенсии станут получать хорошую заработную плату. Единожды вложенные в создание ГСП средства превратятся в постоянный источник помощи социально незащищённому населению нашей страны. Появляется реальная возможность без привлечения дополнительных средств обеспечить основными продуктами здорового питания все 600 тысяч пенсионеров страны. Требуются только политическая воля и большая организационная работа. Сделайте это, и голоса сотен тысяч пенсионеров станут вашими.

У Кыргызстана есть неплохие возможности для развития горнопромышленного комплекса, но этот процесс в значительной степени тормозят протестные акции местного населения. Большая часть их претензий по поводу того, что применяемые при обогащении руд химические вещества негативно влияют на здоровье населения и окружающую среду. И это не лишено оснований. Право определения технологии разработки месторождений мы отдаём инвесторам, хотя, согласно пункту 10.3 Стратегии устойчивого развития КР («дорожная карта»), среди 900 обладателей лицензий на право пользования недрами нет ни одной структуры, которая имела бы положительный опыт работы в области горных разработок. Инвесторы при выборе технологии разработки месторождений в основном ориентируются на исследовательские работы, проведённые на этих месторождениях ещё в советское время, то есть несколько десятилетий назад. В результате мы имеем и низкую эффективность работы горных предприятий, и нанесение их деятельностью значительного вреда природе.

В настоящее время существуют современные технологии и оборудование, позволяющие производить первичное обогащение руд (получение концентратов с очень высоким содержанием извлекаемых металлов) без применения химических веществ. Так, например, при разработке золоторудных месторождений это позволит избавиться от наиболее затратных и экологически опасных процессов флотации и цианирования и направлять полученные концентраты сразу на металлургический передел.

Мы в первую очередь должны сами знать, что у нас лежит в недрах и как с наибольшей эффективностью это использовать. Нам надо предлагать инвестору взаимовыгодный вариант разработки месторождения с комплексным использованием сырья и экологически безопасный. Но, конечно, для этого необходимо создать структуру для адаптации этих технологий к нашим условиям. Имеется договорённость о совместной работе в этом направлении с научными учреждениями и предприятиями по производству оборудования для обогащения руд Москвы и Новосибирска.

Этот же подход можно использовать и для переработки горнопромышленных отходов. Их мы воспринимаем как объекты экологической опасности и запрашиваем многомиллионные гранты для обеспечения безопасности, в то же время во многих странах горнопромышленные отходы активно перерабатывают как техногенные месторождения.

Нам также нужно относиться к этим объектам как к техногенным месторождениям, требующим первоочередной разработки. Кроме решения экологических проблем, разрабатывая эти месторождения, мы экономим на разведке, многократно снижается объем горных работ. К тому же в районах техногенных месторождений в значительной мере сохранена инфраструктура (дороги, сооружения и пр.). Так что даже если содержание необходимых металлов в этих месторождениях окажется ниже, чем на предполагаемых к разработке новых месторождениях, экономия на подготовке месторождений к разработке и эксплуатационных затратах позволит сделать их разработку высокорентабельной. При этом можно использовать и финансирование в рамках обмена внешнего долга на охрану окружающей среды. В этом случае при разработке техногенных месторождений мы получаем тройной эффект — высокоприбыльное производство, улучшение экологической обстановки и снижение госдолга.

Такой подход к развитию горной промышленности в нашей стране приведёт к более высоким темпам её развития, повысит эффективность, значительно увеличит налоговую базу страны. Кроме того, появится много высокооплачиваемых рабочих мест и улучшится экологическая обстановка в местах разработки месторождений. Всё это повысит доверие населения к органам власти и обеспечит их поддержку.

Большим препятствием для устойчивого развития страны стала коррупция (злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды). Коррупция — одна из старейших проблем человечества и возникла несколько тысячелетий назад. Тогда же началась и борьба с ней (коррупционеров жестоко наказывали), но искоренить её не удавалось — на место одних приходили другие.

В октябре 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию ООН против коррупции. Кыргызстан ратифицировал её в августе 2005 года. Однако мы, несмотря на все утвержденные документы, создание антикоррупционных структур и декларирование того, что борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов нашей государственной политики, согласно рейтингу международной организации «Трансперенси Интернешнл», остаемся одной из самых коррумпированных стран мира.

Есть положительные примеры борьбы с коррупцией. Так, до обретения в 1965 году независимости Сингапур оставался страной с одним из самых высоких уровней коррупции. В настоящее время Сингапур — одна из наименее коррумпированных стран. Там так же довольно жестко наказывали коррупционеров, но основной упор делался на упрощение бюрократических процедур, дерегулирование экономики, исключение возможностей совершения коррупционных деяний.

Мы же в борьбе с коррупцией делаем основной упор на наказания за проявления коррупции, оставляя при этом чиновникам много лазеек для подобной деятельности. Коррупцию можно сравнить с громадным деревом с мощной корневой системой. Ветви дерева — это проявления коррупции, корни — это возможности для проявлений коррупции. И чем мощнее становится корневая система этого дерева, тем больше и пышнее распускается его крона. Привлекая к ответственности коррупционеров, мы обрубаем ветки этого дерева, оставляя в неприкосновенности корни. При сохранении корневой системы вместо этих веток вырастают новые, и борьба с коррупцией топчется на месте. Создавая новые органы по борьбе с коррупцией, мы зачастую только усиливаем корневую систему дерева коррупции. Только обрубая корни, мы можем уничтожить дерево коррупции. Необходимо в первую очередь бороться с возможностями чиновников совершать коррупционные деяния.

Как ни печально это осознавать, но каждого чиновника нужно рассматривать как потенциального коррупционера и нормативную базу, регламентирующую его работу разрабатывать таким образом, чтобы у него не появлялось лазеек для совершения коррупционных деяний. Следует все нормативные документы подвергать экспертизе на отсутствие возможностей для проявлений коррупции. Надо стремиться минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. Большой эффект в этом направлении могло бы дать внедрение последних достижений цифровой экономики.

В частности, большие возможности для коррупции имеются в налоговых органах. Довольно сложная система отчётности даёт возможность налоговым инспекторам находить нарушения и накладывать за них штрафные санкции. Предприниматели, для того чтобы отделаться меньшими потерями, договариваются с чиновниками о размере взятки. Такие правонарушения очень трудно доказать, так как ни чиновник, ни предприниматель не заинтересованы в этом.

Надо расширять количество субъектов налогообложения переведённых на фиксированную оплату налогов (оплата патента). В принципе на такую систему оплаты можно перевести подавляющее большинство субъектов налогообложения. В этом случае основной функцией налоговых органов станут определение на основе анализа хозяйственной деятельности фиксированной налоговой ставки и контроль над своевременной её оплатой. В этом случае исключается прямое воздействие налоговых инспекторов на отдельных предпринимателей, соответственно, исчезает и возможность коррупционных деяний.

Значительное ускорение повышению эффективности борьбы с коррупцией могла бы дать практическая реализация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, которая гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Но мы никак не можем разработать практический механизм применения этой статьи.

Только уничтожение корней дерева коррупции и осознание коррупционером, что его противоправные действия не останутся безнаказанными, смогут значительно снизить уровень коррупции в нашей стране.

Я многократно вносил предложения для решения вышеуказанных и других проблем (газеты, Интернет, конференции, письма в правительственные органы, выступления в ЖК), но всё безрезультатно. К сожалению, у нас обращают внимание не на то, что говорится, а на то, кто говорит. Но, как говорится, надежда умирает последней. И я не теряю надежды, что вновь избранный президент не на словах, а на деле станет истинно народным, что главным в его работе станет стремление создать все условия для благополучной жизни всего населения Кыргызстана в благоприятной окружающей среде.

Вячеслав НАУМОВ,
эксперт по технологиям устойчивого развития.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий