«Кыял» — непрерываемая нить

Во второе воскресенье октября в Кыргызстане отмечают День ремесленника. Народные умельцы создавали и продолжают создавать удивительные вещи, которые сочетают и гармонию природы, и духовное наследие предков. Вещи, вполне практичные и отвечающие нашему современному быту.

О том, как удалось не утерять эту духовную и художественную связь поколений, как развивались народные ремесла в нашей республике, рассказал читателям «СК» генеральный директор Национального объединения народных художественных промыслов «Кыял» народный художник Кыргызстана Султанбек Макашов.

Началось все с того, что в 1969 году ведущие ученые обратились с письмом к Л. Брежневу, в котором говорилось, что народные промыслы и декоративно-прикладное искусство многонационального советского народа остаются без внимания и развития. После этого вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о том, чтобы в каждой республике создали объединение умельцев. В Кыргызстане этим вопросом занималось Министерство местной промышленности.

— Первоначально у нас не знали даже, с чего начинать эту работу. Обратились к Клавдии Ивановне Антипиной — этнографу, автору множества трудов по декоративно-прикладному искусству кыргызского народа. Она прекрасно разбиралась в этой теме, трудилась в Академии наук, в Институте истории. Авторитетнее специалиста по этнографии у нас не было, — вспоминает С. Макашов. — Наименование для нашего объединения придумала она. Кыял — это непрерывающийся орнамент, что идет по краю ширдака. Да и звучит его название достаточно символично — фантазия. С легкой руки Клавдии Ивановны название прижилось и стало официальным.

В 1970 году и начало свою работу объединение народных художественных промыслов «Кыял». Первоначально под своим крылом оно собрало 48 человек. По словам Султанбека Макашовича, по всей республике отобрали самых известных мастеров и мастериц, которые сохраняли традиции народных ремесел. Но сначала объединить их оказалось непросто из-за несговорчивости председателей колхозов, где жили и трудились умельцы.

— Председатели не разрешали им вступать в «Кыял», боясь потерять ценных работников. Решать такие проблемы приходилось через самые высокие кабинеты. Например, в Таласской области, в селе Арал, славился изготовлением конского снаряжения Рыспай Апышев, отличный мастер, он и сейчас жив. Но глава колхоза не разрешал ему сотрудничать с нами. Пришлось решать вопрос через Министерство местной промышленности, местный райком партии.

В каждом районе республики «Кыял» открыл свои филиалы, ставшие центрами народного ремесла. Так, в селе Кызыл-Туу Тонского района организовали выпуск юрт. Сборные дома кочевников были очень востребованы и у нас в Кыргызстане, с большой охотой приобретали их казахи. По данным С. Макашова, в год выпускали сто юрт с полным комплектом убранства. А Кызыл-Туу до сих пор славится мастерами юрт.

Ремесленникам настолько пришлась по душе творческая работа, что по итогам деятельности за 1975 год «Кыял» завоевал всесоюзное переходящее Красное знамя.

— Отличившийся коллектив сразу заносился на Всесоюзную доску почета, из бронзы отливалось название организации, и оно устанавливалось в Москве при входе на ВДНХ СССР, — делится воспоминаниями С. Макашов. — Мы отправляли наших передовиков на выставку достижений, там они фотографировались на фоне бронзовой доски с наименованием нашего объединения. Для нас это было признанием важности нашего труда и таланта.

Пять лет подряд рукодельники «Кыяла» завоевывали переходящее Красное знамя. И на них в республике обратили уже более пристальное внимание. Надо отметить, что даже в столице объединение ремесленников не имело своего производственного здания. Где-то им выделялись подвальные помещения, какие-то цеха были разбросаны по предприятиям города.

— После наших достижений министр местной промышленности М. Конурбаев обратился к главе республике Т. Усубалиеву с просьбой помочь объединению народных мастеров в этом вопросе. Тогда Турдакун Усубалиевич дал команду Союзу архитекторов Киргизии спроектировать здание, — рассказал С. Макашов.

После того как появились свои помещения, прекрасная производственная база, объединение смогло увеличить число умельцев до 1 200 человек. Велась в «Кыяле» не только производственная деятельность, но и научная работа по сохранению наследия народа. Ежегодно выезжали в отдаленные села экспедиции искусствоведов и художников. Специалисты искали старинные вещи, оставшиеся у сельчан от дедушек и бабушек, зарисовывали орнаменты, фотографировали предметы декоративно-прикладного искусства. По итогам поездок выпускали красочные альбомы.

По словам гендиректора «Кыяла», сувениры и изделия народных промысловиков из нашей республики легко расходились по всему Союзу. Так, «Кыял» стал визитной карточкой традиционной культуры кыргызского народа. Пройдет время, народные умельцы смогут вывозить образцы своего творчества и на международные выставки, где получат высокую оценку и признание, но до этого предстоит пережить еще немало трудностей.

В девяностые годы прошлого столетия, как и вся страна, объединение промысловиков оказалось перед новыми реалиями. Прежняя социалистическая экономика уже не действовала, новая свободно-рыночная еще не сформировалась. Но опасность таилась еще и в месте расположения «Кыяла». Уж больно лакомым куском казалось «прихватизаторам» и власть имущим здание в центре столицы, рядом с одним из крупных столичных рынков.

— В 1993 году наша организация попала в список предприятий, которые подлежали приватизации. Мы в коллективе стали думать, что же это означает: появится хозяин, который по своей воле может сменить профиль деятельности, а куда тогда идти народным мастерам? Я посоветовался с коллективом, и мы решили остаться в собственности государства, ведь мы сохраняем и передаем будущим поколениям достояние культуры народа. Я попал на встречу к премьер-министру, тогда эту должность занимал А. Джумагулов. Объяснил ситуацию, сказал, что это единственное предприятие, выпускающее национальные изделия, если его приватизировать, грозит опасность закрытия. Мне пошли навстречу, правительство решило нас вывести из списка приватизированных организаций и включить в список тех, чья приватизация запрещена. Это объекты обороны и культуры: театры, музеи, — рассказал Султанбек Макашович. — 10 лет это постановление нас охраняло. Как только срок его действия закончился в 2003 году, тут же прислали комиссию и снова стали готовить процесс приватизации. Выяснилось, что на здание положила глаз Майрам Акаева и в будущем здесь хотят открыть торговый центр.

Чтобы спасти объединение, Султанбек Макашович обратился к Турдакуну Усубалиеву, который был в те годы депутатом Жогорку Кенеша. Когда строили здание «Кыяла», Т. Усубалиев, будучи главой республики, курировал процесс возведения строительства, проводил планерки со строителями, интересовался, чего не хватает. Вот и в этот раз он не остался равнодушным к судьбе объединения промысловиков. В тот же день аксакал встретился с президентом А. Акаевым и убедил последнего сохранить производственные цеха за умельцами. Более того, Объединение народных художественных промыслов получило статус национального, а значит, приватизации не подлежит, и до сих пор этот статус охраняет «Кыял», позволяет трудиться ремесленникам, создавать удивительные вещи.

Сегодня на учете организации 129 тысяч мастеров, работающих по всей республике. В наши дни изделия народного ремесла все больше пользуются спросом. Как отметил С. Макашов, популярны изделия из войлока, в моду возвращается национальный костюм. Серебряные изделия отечественных ювелиров очень ценятся в Центральноазиатском регионе. Хорошее развитие получили керамика, художественная обработка кожи и дерева, изготовление национальных инструментов и многое другое.

И все же народным промыслам необходима поддержка. Как правило, хранители традиционных видов ремесел проживают в регионах, удаленных от туристических маршрутов, поэтому есть трудности со сбытом, возможностью выехать самим со своими изделиями в центр.

— Чтобы промыслы развивались, не останавливались в своем развитии, мы объехали все области Кыргызстана, общались с мастерами. Определили, в каком регионе какой больше вид ремесел наиболее распространен, сколько там проживает умельцев. На основании этих данных составили госпрограмму развития народных промыслов и передали ее в правительство. На ее реализацию требовалось 153 миллиона сомов, но в бюджете денег не было, и программа так и осталась без внимания, — рассказывает С. Макашов. — Хотим обновить этот документ. Мастера нуждаются в помещениях, оборотных средствах. А сколько в районах стоит пустующих объектов, пусть местные руководители предоставят их ремесленникам на приемлемых условиях для открытия мастерских. Необходимо изыскать возможность и на государственном уровне выделить первоначальные оборотные средства.

Ведь это выгодно и бюджету, люди будут создавать для себя рабочие места, если дело пойдет хорошо, появится потребность в дополнительных работниках. К тому же ремесленные изделия помогают развивать туризм. Поэтому программа необходима и для мастеров народных промыслов, и для развития страны.

Большая часть того, что производят умельцы, продается на ярмарках. Особенно успешно они проходят летом на Иссык-Куле. Туристы с удовольствием раскупают самобытные и практичные вещи, сделанные заботливыми руками мастеров. «Кыял» вывозит продукцию и за рубеж, участвуя в масштабных международных выставках. Так, в разные годы побывали в Берлине, Милане, японском городе Нагое, в Москве, Шанхае.

— В Шанхае выставка проводилась в 2010 году, туда приехали представители 190 стран мира. Из такого числа участников только пять стран отметили наградами: Великобританию, Россию, Испанию, Китай и Кыргызстан. Мы получили золотую медаль и привезли ее в республику, — рассказал С. Макашов.

В вестибюле Национального объединения народных художественных промыслов «Кыял» представлено немало подобных наград, полученных на международных конкурсах и выставках. Это высокое признание творческих возможностей народных умельцев нашей страны. А значит, не прерывается нить между прошлым и будущим. Ремесленники передают свое мастерство от поколения поколению, пронося через века представление о гармонии и красоте. По словам С. Макашова, своеобразным лозунгом для мастеров «Кыяла» стали следующие слова из гимна страны:

«Наследье отцов наших передадим,
На благо народа потомкам своим».

Подготовил Дмитрий ОЗЕРОВ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий