Контрасты Кара-Кужура и антисоветизм

Съездив на отдых на джайлоо в Кара-Кужур, обнаружил резкие различия цен на кумыс. Перекупщики скупают его у животноводов по 10 сомов за литр. Этот же кумыс в Кочкорке продается по 30-40 сомов, а в Бишкеке все лето его продавали по 100 сомов за литр. Однако контрасты Кара-Кужура не ограничиваются только этим.

Кто сделал сказку былью

Мы едем по ровно проложенной дороге к самому дальнему уголку одного из крупнейших в нашей стране джайлоо — Кара-Кужур. Расстояние почти сто километров. Дорога гравийная на высоком полотне. По всей ее длине стоят электрические столбы. Проезжаем лежащее в центре долины село Жер-Кочку: добротная типовая школа из жженого кирпича, как где-нибудь в Бишкеке или рядом, через бурную речку Кара-Кужур — бетонные мосты. Местный чабан Болотбек Токтогулов рассказывает, что все это построено при советской власти. Старожилы помнят, как на джайлоо работали машинно-животноводческая станция (МЖС), медицинский стационар, ветеринарная станция, поскольку население долины нуждалось в них. Там трудились отличные специалисты. Учителей, врачей окружало заботой государство. Но особым привилегированным слоем местных жителей являлись, конечно, животноводы. К чабанам направлялись автолавки — передвижные торговые рейсы. Чего только не было в них. Дефицитный индийский чай, китайские термосы и полотенца, финские сапожки. Этот товар не могли видеть даже столичные модницы. Диспансерный учет охватывал всех жителей долины. Поэтому семьи были здоровые и многодетные: матери-героини имели десять, а то и пятнадцать детей. Таким семьям хорошо жилось и за счет детских пособий, выделяемых государством. Профсоюзы в первоочередном порядке предоставляли для жителей отгонных пастбищ бесплатные путевки в санатории и другие здравницы, а для их детей — в пионерские лагеря. Многие предпочитали кыргызским курортам здравницы Кавказа и Крыма. В Кара-Кужуре все знали друг друга. Жили и русские семьи. Это электрики, дорожники и рабочие других профессий. Жили дружно. Преступности практически не существовало.

— Для современного человека все это кажется сказкой, но так было на самом деле, — говорит со вздохом наш попутчик Болотбек-байке, потомственный чабан.

Сказки нет, но есть свобода

Сейчас многого из былого нет и, по всей вероятности, вряд ли появится в обозримом будущем. Октябрьская революция, Ленин и советская власть — уже история. Зато у нас сейчас полнейшая свобода. Мы — суверенное государство. У нас послы в иностранных государствах. Перед ООН реет кыргызский флаг. В знак уважения к нашей стране в Москве и Стамбуле установили памятники нашему Великодушному Манасу. Вот бы теперь установить такие же в Пекине, Астане, Ташкенте и Нью-Йорке, а быть может, и на Алтае — родине баатыра. Особый восторг у каракужурцев вызвали Всемирные игры кочевников, прошедшие на Иссык-Куле. Ведь при коммунистах такое вряд бы стало возможно, как и наличие мечетей на джайлоо. Какое зрелище — тысяча юрт, тысяча комузистов и «Маш-ботой», а возможно, и зарезанная тысяча баранов для гостей…

Конечно, контрасты времени налицо. Если коммунистам не по нраву пришлись бы Всемирные игры кочевников, как феодально-патриархальные излишества, то местным олигархам Кара-Кужура — бывшее социальное равенство жителей долины. Можно и их понять. На дворе капитализм. У кого-то тысяча овец и тысяча яков, а кому-то лишь бы с голоду не умереть да в школу одного-двух детей снарядить, больше родить и содержать материальное положение не позволяет. И нет проклятого тоталитарного советского строя, который мог бы помочь!

По-разному оценивают люди время советское и время нынешнее. В большинстве пожилые хвалят свой век. А многие из молодых не верят им, что бесплатно люди жилье получали, не платили за лечение и учебу и что садики имелись. Отличие сегодняшнего капиталистического времени — расцвет коррупции, преступность. У нас многопартийная система. Уже четверть века живем, так сказать, самостоятельно, а все так же воруем и разрушаем все то, что построено коммунистами.

Мы все разрушим до основания, а затем…

Вот и здесь, на Кара-Кужуре, от Советов остались пока дороги, школы, электролинии и те стареют. Еще о былом напоминают одинокий накренившийся дорожный знак с потускневшей надписью «ДЭУ» и туалеты «М» и «Ж». Я подумал, что при виде этих остатков советского тоталитаризма борцы за чистоту кыргызского языка с кувалдой набросились бы на эти надписи. Ведь по чьей- то инициативе на спуске с перевала Долон на дверях захудалого туалета нарисованы буквы «Э» и «А». Даже аксакалы не поймут, что эти буквы означают «эркек» и «аял», переведенные с русского «мужской» и «женский».

Ах, эти антисоветчики! Чуть что во всех бедах кыргызов виноват советский строй, тоталитаризм, русские. На днях идет по Первому каналу передача, в рубрике «Инсанат». Рассказывают о ветеране-ученом. Оказывается, профессор, «преодолевая тоталитарные устои», начал преподавать свой предмет на кыргызском. Но, насколько помню, на нашем факультете в те же годы имелись группы как с русским языком обучения, так и с кыргызским. И мы как-то не задумывались, что могло быть иначе. Так что госпожа ведущая перебарщивает с тезисом о «тоталитаризме» или упоминает их для придания важности своей персоне: видите ли какая она демократ!

Никто не отрицает, что советский строй имел элементы тоталитаризма. Где и в чем, вряд ли поймет госпожа ведущая «Инсаната». Лучше бы она поведала о том, как героям ее передач советская власть дала такие знания. И из далеких кыргызских айылов, обучаясь в Москве и Ленинграде, Ташкенте и Фрунзе, кыргызские юноши и девушки благодаря русскому языку достигали вершин знаний.

Почему госпожа ведущая не озаботится вопросом столь масштабной тяги кыргызских родителей, отдающих в настоящее время, когда прошло более четверти века суверенного развития, своих детей в школы с русским языком обучения. Даже в Нарыне, Чаеке, Кара-Кульдже, Баткене и Чаткале, где нет ни одного русского жителя! Почему не задумается над вопросом: почему во всех классах с русским языком обучения в столице суверенного Кыргызстана кыргызские ребята составляют 90-95 процентов учащихся? Почему из 55 выпускников средних школ 2017 года, получивших золотые сертификаты из рук Президента, почти 80% составляют кыргызские юноши и девушки — выпускники школ с русским языком обучения? Что, теперь каждое 1 сентября ставить автоматчиков перед дверями школ и требовать от кыргызских родителей отдавать детей в кыргызские классы?

Умом Россию не понять

Руководителям Первого канала кыргызского радио следует понять, что ведущая «Инсаната» владеет профессий, но ей врагов кыргызов не следует искать в советском прошлом. Охаивать строй, который дал нашему народу столь много хорошего, — это кесирчилик (грех)!

Своеобразный бум на антисоветизм в Кыргызстане пришелся на первые годы независимости. Причем новоявленные антисоветчики соревновались, кто больше и более рьяно очернит советский период истории. Они бесновались как могли. Причем их «идеологические выкладки» довольно сильно оказались замешаны на русофобских измышлениях. Ну и что теперь? Из-за русофобии и не только повыехали из Кыргызстана сотни тысяч представителей некыргызских национальностей. Что выиграли от этого? Не знаю! Но знаю одно: жизнь без русских стала как-то скучновата, и вот почти миллион моих соотечественников рванули в Россию.

Благо русские не помнят обид и оказывают помощь, подтягивают нас: совсем недавно списали долг в 500 миллионов долларов, а нынче еще 250 миллионов! И это еще не все. Всякая другая подмога — то в вооружении армии, то в обучении студентов, то в ремонте нашей основной кормилицы Токтогульской ГЭС — следует одна за другой. Между прочим, эта ГЭС, как и другие гиганты электроэнергетики: Бишкекская ТЭЦ, Таш-Кумырская, Курпсайская, Уч-Курганская, Ат-Башинская гидроэлектростанции, построена в подавляющем преимуществе руками русских рабочих. Это только часть того огромного русского и советского наследия в экономике Кыргызстана. Но почему-то об этом мы часто забываем, не говорим молодому поколению кыргызстанцев. А жаль!

А кто-нибудь задумывался над вопросом: разве самой России не нужны те самые 500, 250 и т. д. миллионов долларов, списанных Кыргызстану? Дорогие мои соотечественники, как мы иногда бываем неблагодарны! Настолько, что к такой российской помощи привыкли как к само собой разумеющейся, обычной и должной. Но ведь так не бывает. И об этом должны помнить антисоветчики и русофобы всех мастей, то и дело заявляющие о себе, и не только в быту или на кухне, а то и в СМИ публично. Их мало, но они есть.

Таковы мысли, порожденные коротким пребыванием на прекрасном кыргызском джайлоо Кара-Кужур. Побывайте и вы там тоже, господа антисоветчики. Очиститесь от скверны и злости! Советую!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий