Визит высокого уровня…

Представители правительства и независимые аналитики республики в дискуссии, организованной клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир», обсудили итоги визита в конце прошлого месяца главы правительства Сапара Исакова в Россию.

Открывая встречу, ее модератор сопредседатель клуба «Пикир» Игорь Шестаков отметил, что визит главы правительства Кыргызстана в Россию накануне президентских выборов четко обозначил, что главный внешнеполитический вектор республики остается неизменным.

— Россия была и остается стратегическим союзником и партнером Кыргызстана и в сфере экономики, и в вопросах обеспечения безопасности, и в культурно-образовательном направлении. И первый в истории независимости нашего государства официальный визит премьера Кыргызской Республики в Россию показал, что и после президентских выборов государство продолжит курс на углубление и наращивание отношений с Россией как в двустороннем формате, так и в рамках ОДКБ и ЕАЭС,

— подчеркнул эксперт, добавив, что нынешний год является юбилейным в отношениях двух стран: исполнилось 25 лет со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Россией. Четверть века прошло и с момента подписания Соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между странами.

По словам первого заместителя министра иностранных дел Динары Кемеловой, эти документы стали основополагающими в кыргызско-российских взаимоотношениях, которые всегда носили динамичный характер и строились на взаимовыгодной основе.

— Активный диалог осуществляется на всех уровнях: президентском, межправительственном, межпарламентском, межведомственном. Между нашими странами подписано более 330 договоров и соглашений экономического толка, которые направлены на совершенствование процессов по улучшению инвестиционного климата и ряда других взаимодействий в рамках ЕАЭС. И это далеко не предел. Россия — крупный торговый партнер, о чем свидетельствует объем товарооборота, достигший в этом году $800 миллионов. Кроме того, Россия — крупнейший инвестор в экономику Кыргызстана,

— отметила замглавы внешнеполитического ведомства республики.

Динара Кемелова подчеркнула, что Кыргызстан дорожит взаимоотношениями и сотрудничеством с Россией, свидетельством чему она назвала официальный визит премьер-министра Сапара Исакова в Российскую Федерацию.

— Ранее визиты глав правительства Кыргызстана носили сугубо рабочий характер, и тот факт, что Сапар Исаков поехал в Москву с официальным визитом, свидетельствует о приоритетах внешнеполитического курса Кыргызстана,

— добавила она.

Как подчеркнула Кемелова, «отношения между Кыргызстаном и Россией имеют глубокие исторические корни. Народы издревле связывают географическое местоположение и общая история, которая особо тесно складывалась в эпоху СССР. Но и после обретения независимости Кыргызстан и Россия по-прежнему считаются ключевыми и стратегическими партнёрами по широкому спектру вопросов и взаимодействий.

В свою очередь советник главы кабмина Кыргызстана Талант Султанов, входивший в состав официальной делегации, рассказал, что российской стороной оказан прием на самом высоком уровне. Глава кыргызского правительства встретился со спикером Государственной думы и премьер-министром Российской Федерации.

— Обсуждались самые актуальные вопросы кыргызско-российских отношений. Речь шла о взаимной торговле, Кыргызско-Российском фонде развития. Также стороны говорили об инвестициях и о реализации проектов в рамках ЕАЭС, о том, что вступление Кыргызстана в Евразийский союз не только вызвало активный интерес внешних инвесторов из КНР, Индии, Европы, учитывая возможности беспошлинного экспорта продукции в страны ЕАЭС через создание совместных предприятий, но и открыло новые возможности для привлечения инвестиций. И хотя официальных документов не было подписано, визит оказался очень плодотворным, так как его итоги дадут новый импульс практическому сотрудничеству между странами,

— отметил Талант Султанов.

Советник премьер-министра также рассказал, что во второй день визита Сапар Исаков встретился с представителями кыргызской диаспоры.

— В этой встрече участвовали наши соотечественники, проживающие не только в Москве, но и в других городах России. Они нашему премьеру задавали очень острые, актуальные вопросы, в том числе и о внутренней политике. Российские коллеги были удивлены уровнем демократии в нашей стране,

— добавил Талант Султанов.

Дополнил слова советника председатель президиума Делового совета ЕАЭС Жыргалбек Сагынбаев, отметив, что цель визита заключалась еще и в том, что уже сейчас важно «сверить часы» по вопросам евразийской интеграции, учитывая, что бразды председательствования у Кыргызстана принимает именно Россия.

— В этом году Кыргызстан наработал массу проектов, мы ведем переговоры и договариваемся о каких-то важных нюансах, подписываем соответствующие документы. На следующий год мы передаем председательство России, и важно понимать, что подписанные документы получат хорошее продолжение по реализации. На самом деле проектов очень много, но ими нужно целенаправленно заниматься, тогда мы получим улучшение состояния нашего госбюджета и даже устраним его дефицит. Поэтому нас очень обнадеживает, и Сапар Исаков это подчеркивал, что и после выборов президента Кыргызстана работа в тесном партнерстве с Россией продолжится,

— подчеркнул он.

Сагынбаев также заявил, что ДС ЕАЭС прежде всего возлагает надежды на то, что предстоящие президентские выборы пройдут прозрачно, честно и гладко. Поскольку от этого будет зависеть инвестиционный потенциал и экономический климат в республике. К примеру, огромный интерес к рынку Кыргызстана проявляет соседний Узбекистан, который после прихода к власти Президента Шавката Мирзиёева сильно изменил своё видение по отношению к Кыргызстану и новому экономическому объединению, каким является ЕАЭС. В частности, Узбекистан заинтересован в выращивании картофеля в Джалал-Абадской области, где благоприятный климат для производства данной культуры. И это не единственный путь взаимодействия с Кыргызстаном. Важно наметить новые горизонты для взаимовыгодного партнерства.

Важность встречи премьер-министра Кыргызстана с соотечественниками подчеркнул и председатель комитета Торгово-промышленной палаты Кубат Рахимов. Он отметил роль «диаспоральности» в экономике, подтвердив ее цифрами и фактами.

— Наши трудящиеся в России дают около одного процента ВВП этой страны, т. е. порядка одного триллиона рублей. Это колоссальная цифра. Поэтому нам важно осознать роль трудовой миграции и ее влияние на нашу экономику, а не заниматься популизмом, обещая создать рабочие места и вернуть соотечественников в Кыргызстан. Все страны, наоборот, борются за рабочие места вне своих стран, потому что правильно понимают роль диаспор в формировании экономических показателей. В Армении армян меньше, чем во всем мире. Но армянские диаспоры вкладывают средства в развитие страны. Например, аэропорт в Ереване отреставрирован за счет инвестиций семьи Кардашьян,

— отметил эксперт.

Главной же задачей правительства Кубат Рахимов назвал удержать мир в республике, который и станет оплотом для последующих перспектив развития страны в экономическом плане, а развитая экономика, как известно — основа благополучия любого государства.

Развивая тему, модератор встречи Игорь Шестаков добавил, что диаспоры и кыргызстанцы, пребывающие в миграции, вполне могли бы стать источником инвестиций в Кыргызстан, но для этого необходимо создать необходимые условия, первым из которых является политическая стабильность.

К. Рахимов отметил, что визит премьер-министра показывает серьёзную готовность двух стран к новому витку взаимоотношений. Эксперт сделал акцент и на проекте «Таза Коом». По его мнению, это абсолютно правильный вектор, который приведёт республику к полной цифровизации экономики.

Оценивая итоги визита премьер-министра Сапара Исакова в Россию, исполнительный директор «Экономической палаты» Геннадий Карабанов отметил, что он продемонстрировал внешним игрокам переформатирование политического устройства страны: центр власти сместился в сторону ее исполнительной ветви согласно Конституции. Это доказывает, что в Кыргызстане политическая деятельность осуществляется на законодательной основе.

— Сапар Исаков достойно провел переговоры с российской стороной, и теперь ему нужно нанести аналогичные визиты в Казахстан, Узбекистан и т. д.,

— подчеркнул Геннадий Карабанов.

Президент Национального делового клуба, Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев отметил, что «хорошая политика — та, которая позволяет национальным товаропроизводителям осваивать новые рынки сбыта». Вступление Кыргызстана в ЕАЭС эксперт считает результатом «хорошей политики».

— Несмотря на то что момент вступления Кыргызстана в ЕАЭС характеризовался всеобщим затяжным экономическим кризисом, решение было верным. Торгово-экономическое сотрудничество Кыргызстана и России набирает динамичный рост,

— отметил он.

По словам политолога Дениса Бердакова, в рамках ЕАЭС Кыргызстан мог бы стать своего рода хабом между странами, имеющими взаимный экономический интерес.

— Российские бизнесмены заходят к нам, чтобы понять, что они могут дать Китаю. Узбекские бизнесмены интересуются возможностью выхода через нашу страну на российский и китайский рынки. Используя эту ситуацию, Кыргызстан мог бы стать бизнес-хабом для России и Узбекистана в Китай. Эта деятельность может принести республике $3-4 миллиарда. Но все вышесказанное возможно при соблюдении двух условий: политической стабильности и цифровой трансформации экономики, в этой связи реализация проекта «Таза Коом» крайне необходима для республики,

— подчеркнул эксперт.

Заслуженный экономист Кыргызстана, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» Джумакадыр Акенеев добавил, что визит Сапара Исакова стал символом повышения статуса исполнительной власти в Кыргызстане.

— Он также продемонстрировал новые полномочия главы правительства и обрисовал круг вопросов, которые Сапар Исаков как глава кабмина может решать на международном уровне. Об этом свидетельствует тот факт, что один из вопросов, обсуждавшихся в рамках встречи, касался возможности открытия российской военной базы на юге Кыргызстана. Раньше подобные темы не входили в компетенцию премьер-министра и обсуждались исключительно на уровне президентов стран,

— подчеркнул Джумакадыр Акенеев.

Говорил он и о необходимости проработать всю практическую правовую основу. Поскольку данный вопрос особо актуален во время нарастания современных вызовов и угроз по всему миру. И для того чтобы в регионе начало развиваться бизнес-партнёрство, стоит отнестись к созданию военного плацдарма на юге очень серьёзно.

Кстати, второй блок дискуссии был посвящен вопросам безопасности, которые Сапар Исаков также обсуждал с российской стороной. По мнению президента международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Юрия Погибы, рассмотрение и решение вопроса в пользу создания военной базы на юге Кыргызстана могли бы стать гарантией безопасности для всего региона.

— Всем нужно очень серьёзно отнестись к нарастающей угрозе, исходящей от ИГИЛ, силы которого находятся не только в воюющей Сирии, но и в Афганистане. Тем более сейчас, когда стратегической задачей международных террористических организаций является сосредоточение сил на границах с ЕАЭС, учитывая их вытеснение с территории Ближнего Востока,

— подчеркнул он.

Такой же позиции придерживается и военный эксперт Токтогул Какчекеев, который считает, что «новому правительству Кыргызстана необходимо вести работу, направленную на поднятие уровня страны до тех требований, которые предъявляются в рамках ЕАЭС и ОДКБ».

— Хорошие идеи могут быть реализованы только хорошими управленцами. И перед нашим кабинетом министров стоит задача — сохранить имидж Кыргызстана как надежного партнера,

— отметил он.

Эксперт также коснулся вопроса отправки военных Кыргызстана в составе миротворческой миссии в Сирию.

— Несмотря на то что данная тема в рамках визита Сапара Исакова в Россию не обсуждалась, эксперты не смогли обойти ее стороной. Когда неправительственные организации пытаются доказать, что военные Кыргызстана не должны участвовать в миротворческой миссии в Сирии, возникает вопрос: они просто не понимают, что говорят, или намеренно вынуждают страну отказаться от выполнения долга? В соответствии с 39-й статьей Военной доктрины Кыргызстана приоритетом в международном сотрудничестве является участие в миротворческих процессах под эгидой ООН. Наши миротворцы участвовали в гражданской войне в Таджикистане, в косовских событиях на Балканах. Кроме того, являясь членом ОДКБ, Кыргызстан обязан готовить военных специалистов для участия в миротворческих процессах, у нас для этих целей стоят две дивизии, — подчеркнул эксперт и добавил, что необходимо укреплять взаимодействия в регионе между ЕАЭС и ОДКБ. Это гарантия мира, успешного существования и развития экономики в регионе.

Токтогул Какчекеев убеждён, что вхождение Кыргызстана в ЕАЭС стало ключевым для дальнейшего планомерного развития республики по широкому кругу вопросов и перспектив.

По итогам круглого стола предложено провести ещё одну встречу уже после выборов президента Кыргызстана для более детального обсуждения этой темы с учетом, что страну возглавит новый лидер, который, как полагают собравшиеся, продолжит развитие Кыргызстана по тому пути, который был выбран действующим главой государства Алмазбеком Атамбаевым.

Политический обозреватель Аркадий Гладилов подчеркнул: главное, чтобы политика в Кыргызстане не превалировала над экономикой. А в последние годы как раз так и происходит. Обозреватель заметил, что официальные встречи — это необходимость, но в последующие месяцы работы нужно сделать ставку на рабочие визиты, которые несут большую действенность, направленную на конкретные шаги по взаимодействию в различных сферах сотрудничества.

Аида ШИРИНОВА.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий