Политический компромисс или конфронтация?

Выборы завершились, а что дальше? Есть сценарии негативные и позитивные. Отрицательный, когда после драки проигравший машет кулаками. То есть начинается политическая борьба между проигравшими и победившими. Но есть еще и проигравшие избиратели, а в случае с О. Бабановым это без малого более 560 тыс. граждан. Они разочарованы, что их надежды, обещанные их кандидатом, в одночасье рухнули.

Но есть позитивный сценарий — победивший С. Жээнбеков объединяется с проигравшим О. Бабановым ради народа Кыргызстана. Если они действительно за него болеют. Сказанные негативные оценки в отношении друг друга в пылу политических дебатов — это нормально, того требуют законы политической борьбы. Выборы завершились, они должны отодвинуть свои политические амбиции, самолюбие, корыстные цели и интересы ради будущего Кыргызстана.

Как показали результаты предвыборной борьбы, оба политических деятеля — как С. Жээнбеков, так и О. Бабанов — имеют определённые ресурсы для улучшения жизни народа Кыргызстана, а не для конфронтации. Идея заключается в объединении ресурсов (55%+33%) независимо от их политических взглядов.

Первый бесценный ресурс — это люди, которые возлагают надежды на лучшую жизнь в Кыргызстане после выборов. Шесть миллионов граждан Кыргызстана ждут позитивных перемен. Обещанное в ходе предвыборной кампании кандидатами в президенты страны надо выполнить, а не оставить в виде пустых речей. Этот ресурс есть как у С. Жээнбекова — примерно 900 тыс. избирателей, так и у О. Бабанова — 560 тыс.

Поддержка народа играет не последнюю роль для авторитета политических деятелей и реализации их предвыборных обещаний. Эти людские ресурсы следует объединить ради светлого будущего народа Кыргызстана, которое они, как кандидаты в президенты страны, пророчили своим избирателям. Но могут ли они без единства народа воплотить в жизнь эти предвыборные обещания? Конечно нет. Желание организовать митинги в поддержку своих проигравших кандидатов ведёт не к единству, а к расколу страны. Механизм и инструменты объединения и использования человеческих ресурсов вчерашних непримиримых противников надо проработать экспертам, политическим и государственным деятелям, в особенности Президенту А. Атамбаеву и парламентариям.

Следует найти политические компромиссы между политическими соперниками. В этот процесс должны включиться все здравомыслящие политические силы страны. Разбрасывать человеческие ресурсы с политической точки зрения было бы политической близорукостью, а столкнуть лбами сотни тысяч граждан — это политическое кощунство. Опыт управления страной двух прежних президентов должен стать уроком как для политиков, так и для народа. Оценку политикам даст история, но её делают политические лидеры, которых народ наделил властью, её он, впрочем, научился и отбирать у неугодных правителей.

Второй ресурс — организационный, который есть как у С. Жээнбекова, так и у О. Бабанова. Эти политики смогли мобилизовать не одну сотню тысяч избирателей на свою сторону, но теперь это искусство мобилизации граждан надо обратить на благо народа Кыргызстана. Вызовов на сегодня у страны много, что требует единства между политическими силами. Смогут ли политики — не только С. Жээнбеков, О. Бабанов, но и А. Мадумаров, Т. Сариев и другие — объединить свои оргресурсы для блага страны и не потратить их на мышиную возню? Вот в чём вопрос. Ответа на него ждут не только избиратели, но и простые граждане, не сделавшие свой выбор. С точки зрения оценки — это гигантский ресурс, который можно направить на улучшение политической и экономической жизни народа Кыргызстана. Последние две революции — тому яркое доказательство.

Третий ресурс — это государственная власть, которую надо распределить выигравшей стороне на всех уровнях. Механизм такого распределения практически не изменился за последние годы. Стало бы революционным и демократичным решением нового президента С. Жээнбекова своего политического соперника превратить в своего союзника, а не плодить противников, врагов, которые только истощают ресурсы и силы, ведь мнение 560 тыс. избирателей тоже надо учесть при распределении госвласти. Иначе получается по принципу: победителю всё, проигравшему ничего. С точки зрения народа, надо дать возможность реализовать свои политические программы не только победившему, но и проигравшему кандидату, а кыргызстанцы это сами оценят.

Нельзя допускать такую ситуацию, когда политические лидеры, элиты попеременно, придя к госвласти, истощают свои собственные и чужие финансовые и человеческие ресурсы. Это не прагматично во всех отношениях для думающих, состоятельных, компетентных, дальновидных политических лидеров в масштабах страны. Эта ситуация должна остаться в истории как политический инструмент, переживший своё время.

Время покажет, у кого из бывших кандидатов в президенты какой уровень политической культуры и какие цели они преследовали, претендуя на высший пост страны? Что доминирует в их политическом сознании и первично для них: жажда власти и обогащения или благо народа? Что ожидает народ Кыргызстана в период президентства С. Жээнбекова — сохранится и продолжится ли политическая стабильность, какая существует при Президенте А. Атамбаеве? Надо отдать должное главе государства, создавшему условия для проведения президентских выборов. Наши соседи их так оценили: «Кыргызы сами сделали выбор, провели нормально избирательный процесс. Применили во время голосования электронный подсчёт голосов, биометрику и предприняли все возможности для предотвращения фальсификации голосов». ОБСЕ также положительно оценивает выборы. Поэтому важно знать, реализует ли политические ожидания о преемственности политической линии А. Атамбаева С. Жээнбеков?

Это неполный перечень вопросов, стоящих на повестке дня у наших избирателей. Теперь дело за вами, исполните свои предвыборные обещания, реализуйте свои предвыборные программы. Но главным насущным вопросом для сотен тысяч проголосовавших избирателей остаётся один: появится ли конфронтация или компромисс между С. Жээнбековым и О. Бабановым и как это отразится в ближайшие месяцы на политической ситуации в стране и её рядовых гражданах? Политические силы должны формировать общественное мнение в пользу политического компромисса. Выборы завершились, что будет дальше?..

Медет СУЛТАМБАЕВ,
эксперт по вопросам мониторинга и оценки.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий