За каждым действием скрываются истинные причины

В Кыргызстане вновь ищут пути решения безотлагательного вопроса: как нормализовать до недавнего времени прочные, казалось бы, кыргызско-казахские экономические отношения? Особенно актуальной эта тема стала в связи с недавним обсуждением ряда вопросов в Ереване в рамках Евразийского экономического союза.

В информагентстве «Кабар» обсудили ситуацию на кыргызско-казахской границе представители общественных организаций «Союз народных дружин», «Апрель Байрагы», «Общественный совет молодёжи» и др. Суровые мужчины с большой тревогой говорили о недопустимости экономической конфронтации как в стране, так и в пределах ЕАЭС.

«Народ не должен страдать от игр политиков!»

Алга Кылычев

Общественники Алга Кылычев и Тариэль Искаков, рассказывая об искусственно повышаемом градусе напряжённости на погранпунктах двух братских стран, подчёркивали: «Недопустимо создавать блокаду на границе — от этого страдают обычные люди. Мы не видим, как олигархи ходят на базар — они не знают, сколько стоит кило картошки или муки. Но мы хорошо знаем, какими тяжёлыми усилиями достаётся урожай крестьянам и фермерам нашей аграрной страны. Сельхозпродукты из Кыргызстана пользуются хорошим спросом в Казахстане и России. Осень — пора продажи урожая и время, когда крестьяне должны заработать средства для своих семей, обучения детей. Почему сейчас для этого в соседней стране выстраивают искусственные препоны? Призываем Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева прекратить попытку давления на Кыргызстан и снять пограничную блокаду». Участники конференции не раз напоминали, что наши страны связывает многовековая дружба: «Мы почти один народ и бок о бок пережили непростые события в своей истории».

Среди их справедливых требований — то, что обе страны являются партнерами по ЕАЭС. Именно главу Казахстана называют автором идеи об интеграции. «Главное условие создания ЕАЭС — свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Препятствия соседней страны сводят на нет все указанные цели. К тому же на границе часть автомашин принадлежит гражданам Казахстана, России и третьих стран. Нам говорят о больших объёмах контрабанды наших товаров. Неужели такие случаи есть только у нас, а соседняя страна — идеальное государство?»

Тариэль Искаков

Также представители общественности напомнили, что в 2010 году одностороннее закрытие границ привело и к человеческим жертвам. Трагедия уже случилась и в этом году — на КПП из-за искусственных препон скончалась пожилая гражданка Казахстана.

— Мы надеемся, что правительство проработает вопрос поиска альтернативных рынков сбыта для продукции кыргызских производителей и решит, как снизить транспортную зависимость от Казахстана, чтобы в дальнейшем таких ситуаций не возникало, чтобы не страдали простые люди, — сказали участники пресс-конференции, отметив также бездействие отечественного парламента.

Эрлан Джузупов из Общественного совета молодежи призвал решать вопрос на границах конструктивно и привел ряд доводов. По его мнению и расчетам, ранее озвученные казахским премьером цифры объёмов контрабанды из Кыргызстана завышены во много раз из-за неправильных исходных сроков и некорректно взятых статданных, отсюда вытекают столь же фантастичные и нереальные цифры потерь Казахстана и стран ЕАЭС от якобы нерегулируемого потока товаров через границу. Он не без оснований называет цифры, приведённые казахским премьером, «неудачными и сделанными на скорую руку», поскольку считать, к примеру, цену текстиля надо по контрактной цене продажи. «Спекуляция недостоверными данными недопустима», — говорит эксперт.

(Кстати, о несовпадении цифр Китая и Кыргызстана по общей стоимости товаров, поступающих в нашу страну и далее реэкспортируемых, говорили уже много раз в прежние годы. И после взаимных визитов и консультаций эти вопросы всегда удавалось с китайской стороной урегулировать. А причина несовпадений в расчетах в том, что китайская таможня считала раньше цену товара по килограммам, а наша таможня — по стоимости товара. Или наоборот? — Прим. Е. М.)

Участники мероприятия призвали представителей всех стран ЕАЭС поучаствовать в решении данного вопроса с таможней, чтобы впредь ситуация не повторялась в ущерб общим интересам.

Напряженность на границах не спадает

Сергей Пономарев

В ходе следующей встречи на той же площадке журналистам рассказали о своих тревогах представители бизнес-сообщества и профсоюзов.

Глава Ассоциации рынков, торговых и сервисных предприятий Сергей Пономарев сразу же ввел точные формулировки: «Каким же образом наша швейная, молочная, мясная и сельхозпродукция (в том числе картофель, лук, морковь, чеснок, виноград, огурцы-помидоры, арбузы-дыни, вишня-черешня, яблоки, фасоль и многое другое, произведенное в Кыргызстане) попали в разряд контрабандных товаров? Они отправляются в страны-партнёры по экономическому союзу в полном соответствии с процедурами ЕАЭС. По данному вопросу пока никаких объяснений не поступает. Премьер Казахстана утверждает, что не сходятся цифры торговли Кыргызстана и Китая, но умолчал о том, что не сходятся и цифры объёмов между Кыргызстаном и Казахстаном». Эксперт сообщил, что на днях Минэкономики КР сделало подсчеты по нашей взаимоторговле. Оказалось, что «у них по цифрам ситуация намного печальнее, чем в нашей стране, — разночтений значительно больше, чем у нас. С нашей точки зрения, возникшая ситуация — просто политическая проблема. Не контрабанда, а просто политика».

Для скорейшего урегулирования вопроса бизнес-сообщество направило короткие депеши-письма на имя премьер-министра отечественного правительства Сапара Исакова, а также спикера Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Тимура Кулибаева и главы коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна.

Формулировка для премьер-министра четкая: «В связи с введением Республикой Казахстан, вопреки принципам и целям Договора о ЕАЭС, дополнительного контроля в нескольких пунктах пропуска на госгранице между нашими странами (что наносит предпринимателям Кыргызстана и других стран огромный ущерб)… просим проработать с бизнес-сообществом и решить вопрос об освобождении пострадавших добросовестных предпринимателей от уплаты налогов и социальных отчислений с начала и до окончания форс-мажора на границе».

Дамира Дооталиева

Главу коллегии ЕЭК бизнесмены просят содействовать урегулированию вопросов о снятии введенных Казахстаном ограничений на КПП и восстановлении прежнего контрольно-пропускного режима. Также, чтобы избежать рисков повторения ситуации, они просят в рамках правовой базы ЕАЭС дать оценку действиям/бездействию органов РК, повлекших за собой шаги по ограничению свободы передвижения товаров, грузов, транспорта, в том числе транзитного, следующего по TIR-системе.

Напомним, что TIR, или международные дорожные перевозки (МДП), — система международных автоперевозок товаров, действующая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения и согласованности административных формальностей при международных автоперевозках. Компании, специализирующиеся на таких услугах и являющиеся участниками ассоциации, пользуются таможенными документами — книжками МДП (Carnet TIR), по которым разрешается пересекать госграницу без уплаты пошлин в пункте пропуска. Система и конвенция о ней приняты под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. На сегодня эта система действует в 57 странах. Кыргызстан — среди них.

В ходе встречи с журналистами предприниматели сообщили, что машины со знаком TIR не досматриваются, но на КПП с Казахстаном их вскрывают и досматривают в нарушение всех международных норм, причем даже не таможенники, а пограничники. Также, по сведениям кыргызского делового сообщества, столь же рьяно досматривают грузы из нашей страны не только на кыргызско-казахской, но и на казахско-российской границе.

А к спикеру казахстанской НПП деловое сообщество Кыргызстана обращается с просьбой содействовать решению пограничной проблемы. Наша сторона напоминает, что из-за дополнительного досмотра автомобилей с товарами, особенно скоропортящимися, увеличивается время пересечения границы. На сегодня длина колонны автомашин с грузом по пути к кыргызско-казахской границе составляет 12 км! Люди по 5-6 суток стоят в очередях к КПП. Соответственно, за три недели начиная с 10 октября возникли огромные проблемы и с ГСМ, и с продуктами, и с едой-питьем для водителей. Нередки и вытекающие из ситуации проблемы со здоровьем.

«Призываем бизнес-сообщество Казахстана совместными усилиями, в том числе в формате государственно-частного диалога с правительствами двух стран, снизить возникшую напряженность и восстановить прежний контрольно-пропускной режим», — надеются на скорое урегулирование предприниматели.

«Мы все понимаем, что сложившаяся ситуация противоречит принципам и правилам ЕАЭС. Также очевидно, что в нынешнем формате экономический союз — краткосрочный проект. А для перевода его в долгосрочный формат в него в перспективе должны войти уже проявляющие интерес Узбекистан, Таджикистан, страны ШОС, а там Китай, Индия, Иран. Ущерб сейчас наносится не только Кыргызстану, но и долгосрочному имиджу ЕАЭС. Могут пострадать долговременные экономические интересы, эти потери невосполнимы», — предостерегает С. Пономарев.

Что же в итоге нужно сделать?

Эльвира Боромбаева

По мнению бизнес-сообщества, правительству, Жогорку Кенешу, предпринимателям, представителям профсоюзов, других структур нужно срочно собраться для постановки задач, составить план мероприятий, подготовить документы для решения вопроса, причем не только для двух стран. В числе бизнесменов, пострадавших от действий казахской таможни, — предприниматели Кыргызстана, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Турции, Германии и других стран. И понятно, что нужна, просто требуется (!!!) политическая воля.

Глава профсоюза торговли КР Дамира Дооталиева напомнила: ситуация пока не решается, хотя еще 13 октября премьер-министр страны обещал в пятидневный срок ее урегулировать путем подписания «дорожной карты».

Напомним, что этот документ премьер-министры ЕАЭС собирались обсудить на прошлой неделе в Ереване: в повестку дня межправительственного совета был включен вопрос «О плане мероприятий («дорожной карте») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы». Но по итогам встречи прошла информация, что «ситуация на рынке сахара и подготовка «дорожной карты» по устранению изъятий и барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС потребовали дополнительного обсуждения».

Д. Дооталиева, в частности, отметила: «Сезон продаж (сентябрь-ноябрь) на рынках страны сорван, практически парализован. Торговля идет только в розницу. А у людей кредиты, выплата долгов и процентов, закуплены товары — оптовиков же из Казахстана и России практически нет. Просим правительство КР установить льготы для торговцев по отсрочкам кредитов, пролонгации, пересмотру налоговых обязательств. Я официально обращаюсь к правительству, чтобы освободить пострадавших в результате действий на границах предпринимателей — добросовестных налогоплательщиков от налогов и социальных выплат на срок урегулирования сложной ситуации».

Президент Ассоциации малых ГЭС Эльвира Боромбаева обратилась через СМИ к деловому сообществу Казахстана, России, Армении и Беларуси с просьбой о солидарности и поддержке в урегулировании вопроса: «Ситуация касается не только нашей страны, но и многих других, что приведет к кризису. Очень пострадали перевозчики товаров. Ожидаем независимой комиссии ЕАЭС, как и наблюдательной комиссии из ВТО, для получения объективной оценки происходящего. Мы также будем в этих группах участвовать. Нужно создать и «горячую линию», куда могут обращаться пострадавшие бизнесмены, чей груз в результате долгой остановки на границах испортился. Мы предлагаем таможне в первую очередь пропускать машины, перевозящие товары с маркой «Сделано в Кыргызстане».

Э. Боромбаева также подчеркнула, что вопрос контрабанды должен решаться сообща во всех странах союза, и сообщила последнюю, свежую новость: перед пресс-конференцией ей позвонили из Кордая и информировали, что на казахской территории, возле приграничного рынка «Барыс», организован пункт таможенного досмотра, где производится арест и углубленная проверка кыргызских грузов. В связи с этим фактом предприниматели обращаются к МИД КР и РК урегулировать этот вопрос.

Улук Кыдырбаев, глава Национального альянса бизнес-ассоциаций, поблагодарил правительство за помощь и лично Президента А. Атамбаева за организацию помощи водителям — подвоз еды, воды, лекарств, палаток, он сказал: «Ситуация очень непростая, но я призываю не идти на конфликт. Сегодня это положение невыгодно никому — ущерб нанесен экономике ЕАЭС, поскольку свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы — основа существования союза. Хотим призвать коллег в России, Беларуси, Армении и Казахстане урегулировать положение. Наша стабильность создавалась годами».

Участники пресс-конференции также искренне благодарят за помощь местных жителей вдоль трасс, службу скорой помощи, МЧС, предпринимателей, подвозящих еду. Но сейчас появился ряд проблем. К примеру, с заправкой ГСМ — колонну автомобилей нельзя заправлять от передвижного бензовоза, это опасно. А если водитель выезжает из очереди, чтобы заправиться на АЗС, затем ему опять надо становиться в ее хвост. Водители также просят, чтобы вдоль трассы постоянно патрулировали три машины ДПС, две машины МВД, поскольку ночами случаются безобразия.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий