Пограничники потренировались

Государственная пограничная служба провела выездной оперативный сбор руководящего состава и командования отрядов в Оше. Вместе с ведомством южную столицу посетила и группа журналистов. Во время организованного при поддержке ОБСЕ пресс-тура она ознакомилась с системой безопасности и контроля аэропорта Ош, оснащенного техническими новинками, увидела приёмы задержания нарушителей правопорядка в здании аэровокзала, побывала на практических занятиях на погранзаставе «Ак-Буура», в войсковой части №2024 и на контрольно-пропускном пункте «Достук».

От техники не убежишь…

 

Надо сказать, что аэропорт Ош, который мы посетили в первую очередь, обеспечен современным оборудованием для проверки транспортных средств и паспортов. Узнать больше о технике мы, журналисты и офицеры пограничной службы, смогли благодаря специально проведенному для нас инструктажу. Так, капитан Аскар Батыров рассказал нам о досмотре машин и багажа при помощи аппаратуры «СТ-30». В её комплект входят зеркало, фонарик для ночного режима работы, измерители плотности и дальности, приемопередатчик, щуп, предназначенный для промера в железнодорожных пунктах пропуска, и эндоскоп для обнаружения скрытых от пограничного контроля сыпучих контрабандных веществ, провозимых в определённых ёмкостях или же торпедах машин. «Эндоскоп с гибким проводом присоединяется к фотокамере с функцией видеосъёмки, что позволяет разглядеть труднодоступные места транспортного средства и зафиксировать обнаружение незаконного вещества», — пояснил капитан, добавив, что техника предоставлена международной компанией BOMKA, сотрудничающей в сфере пограничной безопасности.

Ознакомились мы и с оборудованием для проверки документов, удостоверяющих личность.

— С июля этого года мы начали работать по новой программе ЕСВМ (Единая система учёта внешней миграции). Её уникальность в том, что она выявляет поддельные и просроченные паспорта, фотофиксирует каждого гражданина с выдачей всей его истории пересечения границ, позволяет выявить факт замены фотографии и человека, находящегося в розыске. Вот, например, не так давно гражданин Таджикистана каким-то образом смог получить поддельный паспорт гражданина Кыргызстана, чтобы вновь попасть на территорию Российской Федерации, в «черном» списке которой оказался. Система сразу распознала ненастоящий документ, — рассказал старший лейтенант Анвар Эратов, курирующий автоматизированную систему пограничного контроля.

По его словам, для проверки документов воздушный причал имеет целую лабораторию.

— Микроскоп может увеличить документы в 40 раз, что помогает выявить подделку документов. А ультрафиолетовое оборудование позволяет увидеть их в цвете, — пояснил Анвар Эратов. Затем он продемонстрировал, что поддельные паспорта при проверке на аппарате не отражают герб, который виден на настоящих удостоверениях личности.

После этого нашему вниманию представили один из возможных вариантов локализации конфликтных ситуаций.

Так, в здании аэровокзала два молодых человека, согласно своей роли, начали вести себя ну уж очень бойко. На нарушение правопорядка сотрудники аэропорта среагировали незамедлительно. Они ловко обезвредили нарушителей, прижав их к полу и скрутив руки. А затем передали правоохранительным органам.

— Мы хотели показать взаимодействие органов государственного контроля при локализации конфликтных ситуаций, — говорит начальник КПП «Ош-аэропорт» Алмаз Тойчиев.

На вопрос журналистов, часто ли в практике аэропорта реально происходит инициированный сценарий, он ответил, что, к счастью, задерживать нарушителей таким образом пока еще не приходилось. Однако периодически случаются инциденты в виде словесных перепалок. Решаются они путём переговоров.

Алмаз Тойчиев также сообщил, что благодаря появлению новых технических средств паспортного контроля в течение последних пяти лет резко сократилось количество случаев незаконного пересечения границы.

— К примеру, если в 2014-м их зафиксировано 61, то за девять месяцев текущего года — всего 10. В списке нарушений лидирующую позицию занимает использование чужих и поддельных документов.

Отметим, что такие практические занятия проводятся здесь ежегодно.

Поговорили представители СМИ и с главными персонажами — пассажирами, ради безопасности которых проводятся данные мероприятия.

А именно спросили у них, как, по их мнению, необходимо вести себя в случае возникновения конфликтной ситуации в аэропорту?

— Главное — не паниковать, — считает Рахмон Мурзаев, направляющийся в Санкт-Петербург. Мужчина часто летает по работе, свидетелем негативных случаев на воздушном причале ни разу не был. Однако охотно предложил свою версию поведения при столкновении с агрессией.

— В здании имеются запасные выходы, через которые в первую очередь нужно провести детей, женщин и пожилых, чтобы они не испугались. И вообще, на мой взгляд, каждый пассажир должен соблюдать законы страны пребывания, вести себя и разговаривать вежливо в общественных местах. Появление же в них в нетрезвом состоянии считаю показателем бескультурья.

Кстати, о пребывании в алкогольном опьянении в здании аэровокзала. Оказывается, законом это не запрещено.

— Если человек не нарушает нормы общего поведения, мы его пропускаем на посадку. Если же он ведет себя бойко, то передаем правоохранительным органам, — объясняет начальник службы авиационной безопасности Канат Кулмаматов.

По его словам, с такими пассажирами приходится сталкиваться практически каждый день.

— К примеру, только вчера вёл себя очень грубо один нетрезвый пассажир. Позже выяснилось, что агрессия у него из-за проблем. Человек остался без денег и не мог улететь на родину. В итоге мы отнеслись к нему с пониманием и помогли через консульство получить нужный документ. А неравнодушные люди оказали поддержку в покупке билета. После чего гражданин извинился и выразил нам благодарность, — рассказывает Канат Кулмаматов.

Контролю безопасности приходится сталкиваться и с попытками провоза наркотических средств. К счастью, такие нарушения здесь нечасты.

— В настоящее время в аэропорту пункты проверки выстроены в два эшелона. Первый — при прохождении в общий зал. Второй — при переходе в стерильную зону посадки. Все меры направлены на соответствие требованиям Международной организации гражданской авиации и Международных норм, правил и процедур, — добавил начальник службы авиационной безопасности. После чего он обратился к гражданам и попросил их быть более терпимыми к процедурам проверок.

— Есть лица, отказывающиеся от досмотра. Но в Воздушном кодексе указано, что такой пассажир не может быть допущен к полёту. Делается все это исключительно в целях безопасности предстоящего полёта, — заключил Канат Кулмаматов.

Пресса не обошла вниманием и строительство на территории аэропорта нового зала прилета для местных и международных воздушных линий. Помещение площадью около

1 900 кв. метров в скором времени искоренит все неудобства, которые сейчас испытывают прибывающие пассажиры и встречающие их люди. Ведь они больше не станут в ожидании тесниться в общем зале, а будут находиться в уютном теплом просторном помещении, построенном по международным стандартам и оснащённом всем необходимым — телевизорами, Wi-Fi, ленточными погрузчиками и т. д. Работы ведутся с начала осени и завершатся к новому году.

И дружба, и служба…

Закончилась наша увлекательная поездка посещением контрольно-пропускного пункта «Достук», расположенного совсем недалеко от южной столицы.

— КПП функционирует на основании соглашения Кыргызстана и Узбекистана. С 7 сентября сняты все ограничения, введенные узбекской стороной. С этого дня ни одного нарушения не зафиксировано. В целом ситуация на пункте пропуска стабильная, нештатных ситуаций нет. Также никаких затруднений при пропуске лиц или транспортных средств между Узбекистаном и Кыргызстаном не возникает, — сообщил начальник КПП Бахтияр Эсенгельдиев.

По его словам, поток граждан, отправляющихся в обе стороны, увеличился более чем в три раза. К примеру, если ранее в месяц через КПП проходили 30-40 тысяч человек, то за последние 30 дней границу пересекли 145 тысяч граждан. В среднем в сутки КПП проходит до 7 тысяч человек.

Несмотря на солидный поток, очередей здесь нет. Пропускная система работает слаженно. Так, стандартная проверка паспорта не превышает двух минут. Однако если к границе подъезжает полный автобус, тогда люди волей-неволей выстраиваются в цепочку.

— Но и она достаточно быстро проходит, — говорит пограничник. Он также напомнил, что на КПП действуют только загранпаспорта.

Проверка легкового автомобиля занимает до 10 минут, рассказал Эсенгельдиев, грузового — до 15-20 минут. Салон и багажник транспорта осматривают со служебными собаками.

Как объяснил начальник управления пограничного контроля полковник Нурланбек Джалбиев, при подозрениях, на которые могут навести волнение водителя, новая обшивка салона авто, а также свежая его покраска (используемая иногда для сбивания нюха служебной собаки и попытки провести наркотики), машину проверяют более тщательно.

И ещё что касается проезда через пункт. Если вы решили поехать в соседнюю страну на автомобиле, на узбекском посту вам придётся заплатить за въезд согласно установленному тарифу. А вот при въезде в Кыргызстан никаких сборов нет.

— Мы граждане Кыргызстана, едем в гости в Наманган к родственникам, которых долго не видели и по которым очень соскучились. Думаю, жене поездка и смена климата пойдут на пользу, поправят её здоровье, — охотно поделился с нами 77-летний Сабыржан Камилжанов.

Несомненно, душевные улыбки на лицах людей преклонного возраста свидетельствуют о том, что снятие ограничений на КПП пошло только на пользу гражданам обеих стран.

Погранзастава «Ак-Буура»

Здесь журналисты присутствовали на практическом занятии «Действия пограничной заставы при отражении вооружённого нападения на подразделение».

«Сценарии занятий, которые мы разрабатываем, приближены к реальным, что позволяет командирам увидеть на практике, каким образом нужно действовать в случае обострения обстановки на госгранице. При этом в ходе учений участники сбора могут предложить своё видение решения задач и обменяться опытом», — отметил руководитель оперативного сбора полковник Нурбек Турганабаев.

Личный состав погранзаставы показал порядок отражения вооруженного нападения на подразделение. По замыслу занятия вооружённая группа неизвестных совершила нападение на погранзаставу. Пограничники, заняв огневые позиции, вступили в бой. Противник уничтожен, среди личного состава пограничной заставы раненых и погибших нет.

«На государственной границе возможны любые ситуации, и от решений, принимаемых пограничниками, зависит их дальнейшее развитие. Поэтому, отрабатывая на занятиях и учениях различные вопросы, мы таким образом не только совершенствуем боевую выучку, но и учимся оперативно и с минимальными потерями реагировать на изменения обстановки», — подчеркнул начальник пограничной заставы «Ак-Буура» капитан Эльдияр Орозов.

Отметим, что пограничная застава «Ак-Буура» расположена на территории Ошской области. Её личный состав осуществляет охрану кыргызско-узбекского участка государственной границы.

Стрелялки по-настоящему…

Не менее интересными оказались показательные занятия в войсковой части №2024.

Её подразделение осваивало не только в теории, но и на практике новые образцы оружия — пистолеты, гранатомёты и другие стрелковые вооружения, поступившие недавно. А также сравнивало их с техникой, имеющейся на вооружении до этого.

Так, военные стреляли из автомата Калашникова на 200 метров (в положении лежа) и из пистолета (стоя), целясь в мишень, измеряя затем попадание пули в цель.

Уникальную возможность впервые пострелять предоставили и журналистам. Ну, конечно, после проведения инструктажа по правилам безопасности.

Отмечу, что подобные занятия организованы на семи учебных точках с привлечением личного состава, в который вошли начальники управления главного штаба, командиры соединения и начальники областных управлений. И у каждого подразделения своя программа подготовки рядовых солдат.

Напомним, что пресс-тур организован при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке, сотрудничающего с Государственной пограничной службой Кыргызской Республики (ГПС) в сфере укрепления пограничной безопасности и управления границами с 2009 года. Программный офис оказывает планомерную поддержку в таких областях, как усиление оперативного управления, повышение потенциала преподавательского состава Центра повышения квалификации ГПС, укрепление международного и регионального сотрудничества, а также проведение ежегодных командно-штабных учений «Барьер». Более того, при поддержке ОБСЕ созданы и оснащены шесть ситуационных комнат в Таласской, Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областях, а также пресс-центр ГПС в Бишкеке. Он оснащён современным оборудованием и обладает широким спектром функций, включая конференц-связь в онлайн-режиме.

Аида ШИРИНОВА.
Фото автора.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий