О ненужных мостах, работе светофоров и стоянках

Недавно спустился из своего айыла на Аламединский рынок, увидел строящийся пешеходный переход и подумал: вот ведь злые языки, те, что кричат о нищете Кыргызстана.

Такие мосты я видел в Алматы. Правда, там они в основном на трассах с интенсивным автомобильным движением — Саина, Аль-Фараби. В общем, там, где пешеходы могли бы затормозить движение автопотока, что нежелательно для общей скорости передвижения, ведь трассы спроектированы на безостановочное движение.

А вот наш Аламединский мост — это ведь ненужное сооружение в ненужном месте. Тратить деньги на подобные проекты — удел богатых стран, которым их просто некуда девать.

Предвижу возмущение кыргызских патриотов: как можно будущую гордость и украшение Бишкека охаивать? Так как общение не онлайн, приведу свои доводы, на которые комментаторы, может, в корректной форме представят свои возражения. Итак, начнем.

Место для строительства пешеходного моста выбрано чуть ниже остановки с восточной стороны ул. Алматинской, по центру Аламединского комплекса. Второй его конец спускается на западной стороне, где, кроме мелких лавочек и пары столовых, по сути, ничего больше нет. И возникает ряд вопросов.

На кого рассчитан этот переход? На каких пешеходов? На западной стороне остановка и выгрузка пассажиров из маршруток запрещены, так как часто там дежурят сотрудники дорожной полиции. Поэтому в такие дни водители довозят пассажиров до улицы Мусы Джалиля, где и производят высадку. То есть рассчитывать на пассажиров, которым необходимо перейти именно по мосту к рынку, как-то не приходится.

Теперь подумаем о тех, кто затарился на рынке и решил поехать домой на маршрутке, которая идет вверх по Алматинской. Человек с сумками поднимается по лестнице, переходит по мосту, спускается. А потом идет вверх до Мусы Джалиля и на остановке садится в маршрутку. Хотел бы я посмотреть на него.

Поговорим о тех, кто захочет перейти по этому мосту. Женщины с детьми, пожилые люди, инвалиды отпадают сразу. Остаются молодежь и здоровые люди среднего возраста. А пойдут ли они по переходу, когда можно спуститься или подняться до перекрестков и перейти на разрешающий сигнал светофора? При этом не заморачиваясь на подъем и спуск по мосту.

При желании можно, наверное, найти еще какие-либо аргументы против моста. Но то, что на ненужную по большому счету в этом месте конструкцию затрачен не один миллион — в этом я твердо убежден. Но, как обычно, критикуя что-то, желательно и дать совет. И у меня есть что сказать. Самый простой выход — изменение программы работы светофора на углу Жибек Жолу — Алматинской. Суть предложения проста. Программу проезда автомобилей можно оставить без изменений, ну, может, несколько сократить время для каждого шага работы светофора. НО… Пока машины едут, для пешеходов ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ горит красный — для них движение запрещено. Но как только автомобильный цикл завершается, для них загорается ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ красный, а для пешеходов — зелёный. И пешеход может переходить перекресток хоть по диагонали. Кстати, мне не раз приходилось попадать с юго-западного угла перекрестка на северо-восточный в два этапа: дожидаясь, пока загорится зелёный через Жибек Жолу, а потом ждать зелёный, чтобы перейти Алматинку. Изъяна в этом предложении я не нахожу. А вот преимуществ — полный мешок.

Повышается безопасность при переходе перекрёстка. Пешеход начинает движение, когда ВСЕ автомобили стоят, а значит, вероятность того, что какой-нибудь пьяный или заширенный водила вдруг не пропустит пешехода, а наедет на него, сводится почти к нулю.

Возможность перехода в нужном направлении, скажем, по диагонали, сократит пешеходу время: не надо дважды ожидать нужного сигнала.

Сохраняется нервная система водителей. По себе знаю: когда при повороте пропускаешь пешеходов, кажется, что они специально идут медленно, чтобы поиграть на нервах. В предлагаемом мной варианте этого не происходит, ведь для водителя — красный. Он стоит и ждет зелёного. Но когда тот загорается, машины поворачивают без помех: ведь пропускать никого не надо. А значит, и количество машин, проехавших через перекрёсток, увеличивается.

Единственный минус — нетерпеливость пешеходов, которые норовят секунд на 10-15 сократить время ожидания. Но тут можно подключить сотрудников дорожной полиции, которые основное внимание обратят именно на пешеходов. Пора и их приучать к выполнению ПДД. Пусть за нарушение пополняют казну государства. Ведь светлые головы могут найти ещё возможности зарывать деньги в землю или в воздух! Так что деньги нужны!

Кстати, сказанное относится и к мосту, который строится возле рынка «Мадина». Не верится, что пешеходы ломанутся на мост, когда рядом находится перекресток со светофором, по которому можно перейти через ту же Алматинку. Или как её называют сейчас? Курманджан Датка?

Кстати, есть ещё одно предложение, которое могло бы разгрузить улицы столицы. с учётом того, что много машин приезжает из пригородов, вливаясь в потоки и увеличивая и без того уже большие пробки, особенно по центральным улицам. А их в Бишкеке не так уж и много. С юга на север — Алматинская, Советская, Манаса и Баха. Остальные упираются в переезды через железку. А с востока на запад: Южная объездная, Ахунбаева, Горького, которая упирается в Манаса, Московская, ну и те, что ниже вплоть до Жибек Жолу.

Если использовать московский опыт перехватывающих стоянок на окраинных станциях метро, создать подобные в Бишкеке, может, многие сельчане воспользуются ими. Экономя на расходе топлива в пробках. Но при этом оплата за стоянку должна быть не почасовому тарифу, а щадящей на весь день.

Рустембек МУСУРМАНКУЛОВ.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий