Бишкекский «Демон»попал в лонг-лист, или «Золотая маска» выбирает лучших

Спектакль Национального русского театра драмы имени Ч. Айтматова «Демон» вошел в список 100 лучших сценических постановок по версии российской национальной театральной премии «Золотая маска». В Москве на днях обнародовали лонг-лист её номинантов, в который внесено 100 наиболее значительных спектаклей сезона 2016-2017 годов. В этот престижный сценический рейтинг попал и «Демон». Эксперты-искусствоведы сформировали лонг-лист после внимательного просмотра 500 заявок на премию «Золотая маска».

К сожалению, в число лауреатов в номинациях премии бишкекский «Демон» не вошёл, но уже то, что он оказался в сотне самых заметных, даёт повод говорить о знаковой работе русского театра из столицы Кыргызстана. Кстати, эта постановка стала единственной, представленной театральной труппой из-за пределов России и попавшей в лонг-лист «Золотой маски». Она также оказалась первой в истории театрального искусства Кыргызстана, которая смогла пробиться в рейтинг самой престижной театральной премии России.

Спектакль Русской драмы создан в Бишкеке в сценической версии московского режиссёра Владимира Панкова благодаря проекту Международной конфедерации театральных союзов (МКТС) при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств Содружества (МФГС). «Демон» трижды представляли в Москве на сцене Театра наций во время Международного театрального фестиваля имени А. Чехова.

Итогом этих сценических смотрин стало то, что инсценировка отобрана взыскательными московскими критиками.

Постановка с живой музыкой, многоголосным пением, пластическими композициями соединила различные национальные культуры, театральные школы, стили в единую сюжетную линию. В реализации совместного творческого проекта принимали участие представители Кыргызстана, Белоруссии, России и Узбекистана. Спектакль показывают на русском и кыргызском языках.

В нём заняты артисты Национального академического кыргызского театра драмы имени Т. Абдумомунова, Национального академического русского театра драмы имени Ч. Айтматова, Кыргызского государственного ТЮЗа имени Б. Кыдыкеевой, государственного телевизионного театра «Учур», Чуйского областного драмтеатра имени

Ш. Термечикова, экспериментального театра «Сахна», студенты КТУ «Манас» и КНК имени К. Молдобасанова, участники фольклорного центра «Устат-Шакирт».

«Нам в прошлом году повезло, потому что театр смог получить грант Международной конфедерации театральных союзов, которая спонсировала приезд в Бишкек московского режиссёра Владимира Панкова, возглавившего постановочную группу из стран бывшего Союза. Художники-костюмеры С. Агафонов и

Е. Кислова — из России, музыкальное оформление постановки осуществил замечательный композитор из Узбекистана Артём Ким, художник по свету — Николай Cурков из Белоруссии. В итоге получился прекрасный спектакль в новой сценической версии, которую придумал сам режиссёр, — в жанре саундрамы. Инсценировка создана по мотивам знаменитых произведений М. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла») и поэмы «Демон», сообщил директор театра Александр Кулинский.

В спектакле действие перенесено в Кыргызстан, в нём обыграны национальные обряды, но сюжет не исторический, он рассказывает о вечных человеческих ценностях, о любви, о том, как люди живут, что их объединяет и разъединяет. Есть интересные решения и в техническом плане. На сцене, к примеру, планировалось насыпать огромную кучу гравия, который бы символизировал кыргызские горы. По мнению критиков и зрителей, именно такой момент придаёт спектаклю живость и натуральность.

Режиссёр поставил спектакль, который легко вывозить на гастроли. Все декорации (а это шесть баулов) помещаются в самолёт, а кучу гравия предоставляют труппе на месте. Само участие в этом фестивале — огромная победа и признание того, что в Кыргызстане можно создать достойный культурный продукт, интересный всему миру. Есть перспектива представить спектакль во Франции и на фестивале в Минске.

Айнура Качкынбек кызы, актриса экспериментального театра «Сахна», которая сыграла в постановке роли главных героинь — Тамары и Бэлы, подчеркнула в беседе, что саундрама — жанр, который придумал

В. Панков. Он соединяет музыку, пластику и драматическое действие, спектакль идёт как опера. Создаётся партитура, и секунда в секунду актёры играют. «C первых читок пьесы мы всё сочиняли вместе, артисты читали текст, а композитор тут же начинал создавать мелодию. Такая практика очень хорошо помогает актёрам. Я играла роль Тамары и Бэлы, между героинями нет границ: это один человек. Мы очень горды, что попали на столь престижный фестиваль и показали себя всему театральному миру. Мы обрели силу и энергию на несколько лет вперёд», — сказала актриса.

По мнению московских критиков, все исполнители свои роли играли в этом спектакле как главные, на полной творческой самоотдаче. Все три его показа в Белокаменной прошли с аншлагом. Люди даже просили разрешить смотреть спектакль на ступеньках, несмотря на то что билеты на него стоили от двух до трёх тысяч рублей, театралы готовы были переплатить, чтобы увидеть нашего «Демона». В этом большая заслуга постановщика Владимира Панкова, который искренне наполнен большой любовью и умело соединил разные театральные культуры и актёрские силы и сделал из артистов разных трупп единый большой ансамбль.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий