Мастер графической палитры

В галерее музея им. О. Мануйловой проходит выставка известного художника Таалая Курманова, посвященная 150-летию со дня рождения великого манасчи Сагымбая Орозбакова, со слов которого впервые был записан эпос «Манас».

Народного художника и заслуженного деятеля культуры Кыргызстана Таалая Курманова знают не только в Кыргызстане. Он хорошо известен в России и странах СНГ. Курманов — художник в третьем поколении. Окончил сначала Фрунзенское художественное училище имени С. Чуйкова, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной. Его дипломной работой в ФХУ в 1968-м стал интерьер кинотеатра «Манас». Выставка в музее им. О. Мануйловой тоже имеет отношение к великому эпосу. Иллюстрации к эпосу «Манас», созданные художником, наглядно передают увлечённость сюжетом, характеры героев, философию и лиричность произведения, тем самым рассказывая о Курманове как о художнике интеллектуальном, внимательном, вдумчивом, умеющем читать между строк. Таалай не первый раз иллюстрирует «Манас», дипломной работой в ЛВХПУ им. В. Мухиной в 1976 году стал календарь «Манас», признанный лучшей дипломной работой и отмеченный медалью государственной аттестационной комиссии, а некоторые из листов стали иллюстрациями к книге, выпущенной к 1000-летию кыргызского эпоса.

Великий манасчи Сагымбай Орозбаков, чья судьба небезынтересна любому человеку, который тяготеет к культуре и искусству. Впервые «Манас» записали полностью с его слов только после окончания гражданской войны в Киргизии.

Сагымбай Орозбаков (1867-1930) родился в местечке Кабырга, что на северном побережье озера Иссык-Куль, в семье музыканта-сурнайчы. Отец его Орозбак служил у иссык-кульского хана Ормона. В девять лет Сагымбай начал постигать арабскую грамоту под руководством узбекского муллы, а также петь и сочинять.

Эпосом «Манас» он увлёкся с пятнадцати лет, услышав выступления знаменитых в то время манасчи Чонбаша, Тыныбека Жапиева, Балыка (Бекмурата) Кумарова и Найманбая Балыкова.

После смерти отца Сагымбай со своим братом Алишером, который также был сказителем, переезжает в Кочкор, затем в Кемин. Сагымбай становится известным, часто исполняет «Манас» на тоях и поминках. Прожив в Кемине около десяти лет, он с семьёй возвращается в Кочкор, а оттуда в связи с событиями 1916 года они уходят с остальными беженцами в Китай. Через два года семья возвращается в село Ат-Баши. Суждено было Сагымбаю побывать и на юге Кыргызстана, где он выступал перед правителем Андижана Алымбеком даткой и его свитой.

В 1922 году по решению Туркестанской научной комиссии и Народного комиссариата просвещения Кара-Киргизской АО на нарынском джайлоо Сары-Солтон была начата запись сказов Сагымбая фольклористами-филологами К. Мифтаковым и И. Абдрахмановым. К сожалению, фонозапись тогда не производилась.

Сагымбай, по-видимому, обладал звонким теноровым голосом с довольно широким диапазоном. Ибраим Абдрахманов отмечал, что «при исполнении эпоса его голос звучал высоко, временами переливался, переходя из одного регистра в другой».

За четыре года из уст Сагымбая Орозбакова учёные записали 180 тысяч стихотворных строк первой части трилогии эпоса. Вторая и третья её части, к сожалению, не были записаны из-за серьёзной болезни манасчи. Однако и то, что он успел сообщить, свидетельствует о художественном совершенстве его варианта, красочности поэтического стиля и богатстве языка.

«Начинается всё с рисунка. Рисунок — начало всего в изобразительном искусстве», — объясняет художник. Наверное, поэтому Таалай так тяготеет к графике. Его искусство графики яркое и блистательное, совершенное, но реальность гораздо шире, вмещает в себя много непознанного, незнаемого — рисунок помогает разглядеть и отразить какую-то из сторон реальности, какое-то событие. Вытащить из реальности что-то запредельное, потаённое. Кроме эпоса «Манас», у Курманова особые отношения с Ч. Айтматовым. Его иллюстрации к «Буранному полустанку», «Пегому псу, бегущему краем моря», «Первому учителю» признаны одними из лучших. Не обошёл вниманием художник и малые эпосы, «Кожожаш» и «Жаныл-мырза», где показал себя настоящим мастером. Иллюстрировал поэзию Абая, антологию кыргызской поэзии, антологию мировой позии. Углядеть это особым глазом художника, понять, осветить со всех сторон, поделиться этим светом со зрителем. «В какой-то степени Курманова можно тоже назвать манасчи, который рассказывает эпос своим языком — языком графики. Но эта беспредельная пластичность художника, неравнодушие к окружающему миру, высокий профессионализм, любовь к народному творчеству делают его непревзойдённым мастером графической палитры.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора и предоставлено музеем им. О. Мануйловой.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий