Коррупция как угроза будущему нашего государства

Коррупция в государственных органах стала основным препятствием политическому, экономическому и духовному возрождению, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, оказалась главным барьером на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция не только породила чудовищные диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьёзным сдвигам в сознании граждан, которые всё меньше доверяют власти и утрачивают веру в справедливость.

О том, какие преграды возникают в процессе борьбы с коррупцией, в чём заключается угроза безопасности государства, какие методы взяты на вооружение в противодействии этому явлению, рассказывает Нурия Асылбековна КУТНАЕВА, заведующая сектором анализа и прогнозирования угроз безопасности секретариата Совета безопасности.

— Точкой отсчёта фронтального наступления на форму социальной патологии, без сомнения, можно считать указы Президента Кыргызской Республики «О государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 2 февраля 2012 года №26 и «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года №215, направленные на устранение причин политической и системной коррупции в структуре государственной власти. Они содержат принципиально новые направления, так как теперь речь идёт о выявлении и пресечении коррупционных зон и рисков в тех государственных органах, где уровень коррупции традиционно высок.

Анализируя причины возникновения коррупционных возможностей, можно выявить основные болевые точки: слабое законодательство, хаотичность принимаемых управленческих решений, недостаточный уровень автоматизации, проблемное функционирование госорганов, слабая регламентация внутренних процессов.

В сфере пресечения коррупции правоохранительными и надзорными органами с 2011-го по 2017 год проделана определённая работа. Возбуждены уголовные дела по коррупционным преступлениям. В ходе следствия по уголовным делам государству возмещён ущерб в размере 8 миллиардов 500 миллионов сомов. Судом рассмотрено 2 833 уголовных дела по коррупционным (должностным) преступлениям в отношении 4 115 лиц.

Для максимального снижения коррупционных рисков и образована рабочая группа Совета безопасности по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики, которой поручено разработать комплекс мер по демонтажу системной коррупции в госорганах и хозяйствующих субъектах с государственным участием. Помимо организации деятельности рабочей группы, в 2017 году усилены координация взаимодействия госорганов, а также контроль исполнения утверждённых антикоррупционных мер, для чего в состав группы включены вице-премьер-министр, руководители Счётной палаты и Государственной службы финансовой разведки при правительстве республики.

Результаты деятельности группы не заставили себя ждать. Удалось существенно ослабить коррупционную удавку. С ноября 2013-го по ноябрь 2017 года проведено 85 заседаний. Разработаны детализированные антикоррупционные планы для 43 госорганов из 61 и смежных с ними предприятий и подведомственных структур, ведётся мониторинг их реализации. В рамках деятельности соответствующих экспертных групп проводятся изучение и анализ каждой отдельно взятой отрасли, сферы, госоргана. Анализ и мониторинг сферы распространения коррупционных рисков позволяют обозначить «сквозные» зоны коррупции, присущие каждому госоргану, — процесс государственных закупок, контрольные и лицензионно-разрешительные функции, оказание государственных услуг, освоение бюджетных средств, процедура кадровых назначений, учёт и управление государственным имуществом.

Решительная и последовательная реализация антикоррупционной стратегии с самого начала встречает активное сопротивление, в том числе и на уровне государственных органов. Ставятся такие препоны, как принятие формальных и малоэффективных мер, сопротивление принимаемым мерам, слабая исполнительская дисциплина, попытки поставить реализацию антикоррупционных мероприятий в зависимость от узковедомственных интересов.

Однако опыт, в том числе и мировой, доказывает, что коррупцию можно если не искоренить полностью, то снизить до минимума её влияние на политическое и общественное функционирование государства. В частности, как превентивные меры необходимы: максимальная автоматизация, эффективная законодательная база, разграничение функций и полномочий, прозрачность и жёсткая регламентация всех процессов в государственных органах, выстраивание оптимизированной системы государственного управления. Реализация антикоррупционных детализированных планов предусматривает широкомасштабные реформы. На законодательном уровне — устранение недостатков и пробелов; на управленческом — обеспечение прозрачности процедур, совершенствование кадровой политики, сокращение излишних бюрократических барьеров; автоматизация всей системы управления принесёт плоды на технологическом уровне. На функциональном уровне это исключение дублирующих или излишних функций у госорганов; проведение разноплановых коренных реформ — на институциональном.

Однако без формирования антикоррупционного сознания в обществе, публичного порицания данного явления невозможно достичь желаемого результата. В связи с этим один из действенных инструментов антикоррупционной кампании — установление обратной связи с гражданами. Включение представителей гражданского общества в экспертные группы по выявлению коррупционных схем в госорганах, разработке антикоррупционных мероприятий, проведению мониторинга исполнения принятых решений, делегирование части функций по противодействию злу общественным советам при госорганах — гарантия прозрачности и действенности методов противодействия коррупции.

Один из первых шагов в установлении обратной связи с гражданами — интернет-сайт anticorruption.kg. Перспективные цели, поставленные перед создателями портала, реальны и вполне достижимы в обозримом будущем: обеспечение эффективной системы информационного взаимодействия госорганов с населением для информирования об антикоррупционной деятельности; создание механизмов неотвратимости общественного порицания конкретных нечистых на руку чиновников за действие или бездействие; создание каналов связи с гражданским обществом и отчётности государственных органов перед населением; сбор информации от пользователей сети Интернет о фактах проявления коррупции в госорганах, сбора оценок и мнений для повышения эффективности государственного управления.

В настоящее время оценка коррупционных рисков в деятельности госорганов является одним из эффективных механизмов, предупреждающих возникновение коррупции. В дальнейшем в рамках основных тезисов Стратегии 2018-2040 следует продолжить её внедрение, что позволит контролировать уязвимые для коррупции функции государственного управления.

Коррупция — трудноискоренимое и латентное явление, поэтому борьба с ней, в том числе проведение антикоррупционных мероприятий, должна стать постоянной. По мере исполнения одних мероприятий на систематической основе должны разрабатываться и реализовываться другие. Проведение полномасштабной кампании по выявлению рисков, разработке и исполнению детализированных планов по демонтажу системной коррупции, внедрению систем мониторинга и оценки, а также повсеместное вовлечение общественности и средств массовой информации могут стать серьёзным шагом к существенному снижению влияния коррупционных проявлений на социально-экономическое развитие Кыргызстана, а в конечном итоге и на безопасность государства.

Сергей СИДОРОВ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий