ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Акт вандализма, или Искусство непризнанных художников?


Последние новости.
Читаем на стене.

 

«Опять все стены обрисовали!», «Руки бы им поотшибать!» — подобное негодование мы выражаем, когда идём по улицам города и видим надписи или рисунки на стенах зданий, заборов, бетонных блоков. Кто вынужден часто ходить пешком под железнодорожным мостом, путепроводами улиц Байтика Баатыра, Ибраимова и проспекта Манаса, наверняка читают постоянно обновляемые надписи ночных «творителей». Чего только там ни пишут! Слово из трёх букв давно не в моде, писари и художники предпочитают проявить оригинальность. Например, моё любимое выражение: «Любишь мех — носи свой». Сказала я так одной даме, которая хвасталась новой норковой шубой до пят, она почему-то обиделась.

 

Есть и мотивирующие рисунки. Под мостом на той же улице Байтика Баатыра огромная лужа. Она там во все времена года, кроме сухого лета. Мы уже давно привыкли её обходить по газону. А как ещё, если она растянулась на всю аллею. Так вот, один из уличных художников оригинально подошёл к проблеме лужи и нарисовал на стене, каким образом её надо перепрыгнуть. Да, там наглядный пример прыжка. Столичные власти углядели в рисунке издёвку и… Думаете, засыпали лужу? Нет, закрасили изображение! Самое интересное, что когда я собирала материал для публикации, то успела сфотографировать рисунок на стене и ту самую вечную лужу. Но буквально на следующий день граффити закрасили, а лужа так и живёт себе спокойно. Решили проблему? Решили!

 

Красотка Донна рада?

 

Помимо умных выражений на стенах можно обнаружить откровенную ерунду, которая часто приправляется изрядным сквернословием, такое читать неприятно, вот и ругаемся. Ещё хуже, когда стена является своеобразным рекламным щитом для пропаганды запрещённого, подобное необходимо сразу закрашивать.

 

Самое интересное: если МП «Тазалык» побелит стены, мы будем любоваться их чистотой от силы два дня, далее там появятся новые «художества». А помните старые добрые признания в любви, вроде «А+М=ЛЮБОВЬ»? Сегодня тоже встречается пылкое признание вроде «Ты красотка Донна!» По Байтика Баатыра все стены в признаниях к Донне. Мне аж захотелось на неё взглянуть. Наверняка, действительно красотка. А давайте вспомним, что было популярно писать на стенах раньше. «Цой жив!» — это посвящение погибшему солисту группы «Кино» Виктору Цою. Так по всему Советскому союзу скорбели о нём поклонники.

 

«Здесь был Вася» — нестареющая классика вандализма

 

Есть и приятные глазу зарисовки, граффити и муралы. Часто профессиональные художники оформляют стены домов, зданий и сооружений по заказу, договариваются с местными властями и домовладельцами и изображают рисунок для эстетического восприятия. Это законное творчество, так как утверждается эскиз и даётся разрешение. Иначе уличные художники рискуют своей свободой, ведь за несанкционированную порчу государственного или частного имущества предусмотрено наказание. Но это мало кого останавливало.

 

Другое дело, красиво ли то, что они вытворяют? Часто — нет. В Бишкеке по пальцам можно пересчитать приятные глазу уличные рисунки. Творителю нравится, а нам остаётся лишь догадываться, что зашифровано в таких настенных каракулях. Особенно обидно, когда писари отмечаются на сооружениях древности и памятниках архитектуры. «Здесь был Вася… Бакыт… Лира» на стенах башни Бурана в окрестностях города Токмока возмутили многих. Интересно, что двигало этими ребятами? Тщеславие? Глупо. Ведь их будут вспоминать явно недобрым словом.

 

А как у них?

 

Стоит взглянуть на уличное творчество других стран. Например, в турецком Стамбуле помимо бездарных граффити есть высокохудожественные изображения, их маленькие уютные кофейни сплошь украшены разноцветным колором. Тбилиси также пестрит стрит-артом, там специально нанимают художников, чтобы украсить стены старинных домов. Даже конкурсы устраивают. Надо бы поучиться и направить творчество в нужное русло, чтобы было красиво, эстетично, модно, а главное — законно.

 

В 2012 году был открыт первый в мире музей стрит-арта в культурной столице России Санкт-Петербурге. Главной целью музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

 

История возникновения «наскального» настенного рисунка.

 

Стрит-арт (street art) — это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Тем не менее не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие считают, что стрит-арт — это акт вандализма. Но так ли это? Окунёмся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться, что это такое на самом деле. Вспомним наскальные рисунки и древние письменности на скалах и камнях.

 

Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей. Ведь, не будем лукавить, в этом есть что-то общее с современным расписыванием государственного имущества. Да, благодаря им мы знаем, во сколько лет умер фараон Аменхотеп и какую маску делала Нефертити. Будет ли полезна информация с наших стен — непонятно.

 

Поэтому правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления человека разумного.

 

Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришёлся на Филадельфию. Это место принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман «теггинг». Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров (писарей на стенах) разработать новую манеру исполнения — так появились коды и стили граффити. Целая наука, не всегда понятная простому обывателю.

 

Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Сегодня многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал. Вот и мы будем надеяться, что цивилизованное оформление стен победит тщеславное «Здесь был…», и, проходя под мостом, люди будут читать и любоваться красотой, открывающей мир уличного творчества по-новому.

 

Дарья НЕСЕРОВА.
Фото автора.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 15:46, 21-02-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова