Высокое призвание критика

Известному литературному критику, филологу и общественному деятелю Тендику Аскарову в эти дни исполнилось 80 лет. Свою творческую деятельность он начал рано, ещё в студенческие годы, опубликовав ряд критических статей, посвящённых проблемам кыргызской поэзии и прозы.

Примечательно, что автор этих статей, напечатанных на кыргызском и русском языках в известных журналах «Ала-Тоо» и «Литературный Кыргызстан», родился и вырос в далёком горном селе Озгоруш Токтогульского района и окончил единственную кыргызскую школу №5 во Фрунзе и отделение кыргызской филологии КГУ. Другой важной чертой статей молодого критика являлись новизна, оригинальность и острота. Для меня, например, новаторской по сей день представляется его статья «У истоков кыргызской прозы», опубликованная в 1959 году в «Литературном Кыргызстане».

Новаторство, прекрасный русский язык проявились и в дальнейшем творчестве Т. Аскарова. Так, его монография «Эстетическая природа художественной условности» (Фрунзе, 1966), за которую он получил учёную степень кандидата философских наук, считается одной из первых в Советском Союзе, посвящённых этой теме.

Признанием таланта и организаторских способностей стало его выдвижение на различные руководящие должности в газете «Кыргызстан маданияты», в аппарате ЦК Компартии Киргизии и Союзе писателей республики. Особой страницей в биографии Т. Аскарова следует считать руководство Союзом писателей Кыргызстана в 1971-1986 годах, то есть в течение 15 лет. Тогда он многое сделал для развития кыргызской литературы, написал немало статей и книг, опубликованных во Фрунзе и Москве, получил признание в союзном масштабе как талантливый литературный критик и эстетик. Я сам получал от него в те годы ряд полезных советов и моральную поддержку, что никогда не забуду, считая его одним из своих наставников. Вместе с тем всегда с горечью вспоминаю, как в атмосфере перестроечной эйфории в 1986 году отдельные наши писатели устроили ему настоящую обструкцию и вакханалию из-за отсутствия политической культуры, когда его освободили от должности первого секретаря правления Союза писателей республики.

К чести Т. Аскарова, он вытерпел и выдержал всё это, вскоре вернулся в свой родной Институт филологии и права Академии наук, где продуктивно трудится и по сей день. За это время он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Философский анализ литературного процесса» (1993), стал членом-корреспондентом Национальной академии наук (НАН, 2000), выпустил несколько книг, посвящённых кыргызской литературе, в особенности двум её великим мастерам — писателю Ч. Айтматову и поэту С. Эралиеву. Первая — «Поиски абсолюта — творческое кредо Чингиза

Айтматова» — опубликована на русском языке, вторая — «Бесконечность образного мышления» — на кыргызском. Как это всегда присуще Т. Аскарову, в этих книгах тонкий эстетический анализ удачно сочетается с глубокими философскими обобщениями, творчество мастеров слова рассматривается в широком литературно-культурном контексте.

В последние годы Т. Аскаров усиленно занимается изучением истории философии и общественно-политической мысли кыргызского народа. Недавно он говорил, что закончил свой новый труд и ждёт его издания.

Когда-то, точнее, в 1972 году Т. Аскаров выпустил небольшую брошюру с очень точным названием «Высокое призвание критики», подразумевая под последним собственную литературную критику. Как известно, термин «критика» имеет не только такое узкое, а широкое значение, охватывая, во-первых, различные виды и сферы искусства (театр, кино, музыкальная, художественная критика) и, во-вторых, критику вообще, в том числе критику общества, политики, нравов и т. д. Именно такому широкому толкованию критики посвящена книга видного американского философа и политолога Майкла Уолцера «Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия ХХ века», переведённая на множество иностранных языков, включая русский. В ней обстоятельному анализу подвергнута критическая деятельность таких выдающихся мыслителей ушедшего столетия, как М. Бубер, А. Грамши, Д. Оруэлл, А. Камю, Г. Маркузе, М. Фуко и другие.

В истории европейской и русской общественно-политической мысли XVIII-XIX веков такими критиками являлись, как известно, Лессинг, Гердер, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Плеханов, которые успешно сочетали литературную критику с критикой философской и политической. У нас же в Кыргызстане к такого рода критикам можно было отнести А. Салиева, К. Бобулова, С. Джигитова и Т. Аскарова. Последний, к великому сожалению, остался сейчас один, но по-прежнему не теряет своего критического духа ко всему, что мешает нашему обществу. Яркое подтверждение тому — его статьи последнего времени, где подвергаются осуждению бездарность в науке и коррупция.

«Пройти через малые и большие сражения, преодолеть поражения, закрепить такие формы критики, которые приемлемы и уместны для демократической политики — в этом и состоит мужество социального критика», — заключает свою книгу американский философ М. Уолцер. Я же хочу добавить, что в этом и состоит высокое призвание критика, перефразируя название брошюры Т. Аскарова. Так что пусть он остаётся верным своему высокому призванию до конца.

Абдыганы ЭРКЕБАЕВ,
академик НАН Кыргызской Республики.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий