Главное событие в жизни ЕАЭС

С началом этого года в ЕАЭС вступает в силу новый Таможенный кодекс. О том, что это дает межгосударственному объединению, какие перспективы и возможности открывает этот шаг, в своей статье размышляет председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.


— Новый Таможенный кодекс — основополагающий свод правил регулирования внешнеэкономической деятельности для всех стран «пятёрки». Кодекс неоднократно обсуждался на уровне глав правительств, и в конце 2016 года проект утвердили президенты наших стран. Документ подготовлен совместно с деловым сообществом, и в нём максимально учтена позиция евразийского бизнеса. В ТК вошли 70% поступивших от предпринимателей предложений и инициатив.

Кодекс полностью ориентирован на электронные технологии, на взаимный обмен данными и учитывает перспективу развития нормотворчества на будущее с расчётом на развитие цифровой повестки. В нём заложена новая логика взаимодействия бизнеса с государством. Фундаментальные элементы, которые нашли отражение в кодексе, позволят избавить участников рынка от излишних таможенных формальностей и издержек на ведение предпринимательской деятельности.

Многие процессы автоматизируют в том числе выпуск товаров информационными системами таможенных органов, а общение предпринимателей и таможенников сведётся к минимуму. Совершение таможенных операций через Интернет, так называемое электронное декларирование, позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а выпуска товаров — в шесть раз. В кодексе заложены стратегические нормы, которые, бесспорно, относятся к «таможне будущего». Основная из них — возможность совершения таможенных операций через механизм «единого окна». Предприниматели избавлены от необходимости подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т. д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно. Каждая служба сможет получать всю необходимую информацию из своей системы.

В идеале процесс перемещения товаров должен выглядеть как один шаг — загрузка электронной декларации в систему. Чья эта система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию — представителей бизнеса эти вопросы не должны беспокоить.

Важное новшество кодекса — серьёзное улучшение положения участников рынка, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов. Этот статус смогут получить не только импортёры и экспортёры, но и все, кто участвует в цепи поставок товаров, — перевозчики, владельцы складов, таможенные представители.

Мы создали документ, который представит ЕАЭС на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего чёткий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности. Предприниматели получат доступ на общий 182-миллионный рынок по единым правилам из любой страны союза. Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования таможенными органами, например Кыргызстана, будут полностью совпадать с требованиями таможенных органов Беларуси или России. Кроме того, мы предлагаем бизнесу чёткие и стабильные правила, это позволит каждому предпринимателю заранее провести необходимые экономические расчёты с уверенностью, что правила неожиданно не поменяются, когда груз будет ввезён на территорию ЕАЭС.

Очевидно, что реализация этого документа придаст серьёзный импульс стимулированию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического пространства и посодействует улучшению делового климата в наших странах. Поэтапное внедрение прогрессивных норм, заложенных в Таможенном кодексе ЕАЭС, даст мультипликативный эффект во многих сферах экономики союза. Уверены, что практическое применение ТК обеспечит качественный рывок нашей интеграции.

***

В Коллегии ЕЭК в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса подготовили ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы бизнеса.

— Что изменится для таможенных представителей?

ТК упрощает требования для юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей. Так, обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, уменьшится в два раза — с 1 млн. евро до 500 тыс. евро.

Кроме того, кодекс избавляет юридическое лицо, претендующее на включение в реестр таможенных представителей, от необходимости иметь в штате не менее двух сотрудников, обладающих специальной квалификацией. Это условие может предусматриваться национальным законодательством.

— Что изменится в части гарантийных требований к лицам, претендующим на статус уполномоченного экономического оператора (УЭО)?

Участники рынка, претендующие на включение в реестр УЭО с выдачей свидетельств второго и (или) третьего типов, смогут использовать в качестве гарантии исполнения своих обязанностей такой показатель, как финансовая устойчивость.

Финансовая устойчивость юридического лица рассчитывается по определённой методике с учётом абсолютных и относительных показателей, в числе которых — размер уставного капитала, размер чистых активов, коэффициент общей ликвидности, рентабельность предприятия и ряд других показателей. В общей сложности для включения в реестр УЭО юридическому лицу нужно набрать не менее 50 баллов. Это позволило отказаться от консервативного и затратного гарантийного способа — обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, который требует долгосрочного изъятия финансовых средств из оборота (в настоящее время размер гарантии может достигать 1 млн. евро). Теперь условие о предоставлении обеспечения применяется только для УЭО, которые будут претендовать на получение свидетельства первого типа.

Гибкий подход при определении показателей финансовой устойчивости позволит претендовать на получение этого статуса среднему и малому бизнесу, ранее не имевшему такой возможности из-за необходимости предоставления значительного обеспечения уплаты таможенных платежей.

— Какие новые упрощения появятся у УЭО?

Помимо уже имеющихся привилегий, уполномоченные экономического оператора смогут совершать таможенные операции на собственных складах, получают возможность декларирования товаров после их введения в оборот (выпуск товаров до подачи таможенной декларации), пользоваться беспроцентной отсрочкой по уплате таможенных платежей до 45 дней, а также привилегиями первоочередного порядка совершения таможенных операций (отдельные полосы для движения) и т. д.

— Что будет с прежними УЭО?

Юридические лица, которые получили статус уполномоченного экономического оператора в соответствии с национальными требованиями до вступления в силу ТК, сохранят такой статус в течение двух лет, продолжая пользоваться на территории своего государства упрощениями, аналогичными предусмотренным сейчас ТК Таможенного союза. При этом нужно учесть, что действующие УЭО смогут претендовать сразу на получение свидетельства третьего типа по новым правилам, тогда как для будущих претендентов для этого нужно сначала проработать не менее двух лет, имея свидетельство первого или второго типа. Это важно, так как обладатели третьего типа свидетельств могут пользоваться всеми существующими упрощениями для УЭО.

— Что изменится в части представления таможенному органу информации о товаре до прибытия в пункт пропуска?

Кодекс кардинально меняет подход к представлению предварительных данных таможенным органам. Теперь для оценки рисков и принятия решений о форме контроля участник ВЭД под своей электронной цифровой подписью сможет заведомо подать факультативный блок сведений, исходя из своих дальнейших целей. Например, если вы хотите открыть процедуру транзита или поместить товар на склад временного хранения, можете предоставить таможне ещё до прибытия товара на территорию ЕАЭС всю необходимую для этого информацию. На момент открытия процедур дублировать это не потребуется. Достаточно назвать номер предварительного информирования (ПИ), в котором заявлены необходимые сведения.

Кроме этого, предварительное информирование избавит субъектов хозяйствования от излишнего общения со всеми контролирующими органами в пункте пропуска. Таможня сама позаботится о передаче полученных сведений другим контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия груза на границу контроль в большинстве случаев будет уже завершён и приняты решения либо о выпуске, либо о форме дополнительного контроля. Однако в этой части ТК ЕАЭС начнёт работать не сразу, а только после принятия ряда решений комиссии, регулирующих этот вопрос, и по прошествии времени, необходимого для доработки информационных систем, используемых в странах для представления ПИ.

— Какие финансовые условия необходимо будет соблюсти при транзите товаров по территории ЕАЭС?

Одним из главных условий таможенного транзита является предоставление обеспечения (гарантии) уплаты таможенных пошлин. Такое обеспечение может предоставляться в виде денежных средств, банковской гарантии, поручительства или залога имущества. При этом обеспечение не потребуется, если в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор. Также не нужно гарантировать уплату таможенных пошлин, налогов, если товары перевозятся железнодорожным, воздушным или трубопроводным транспортом. Представлять обеспечение не потребуется и в случае, если его размер в отношении ввозимых товаров не превышает 500 евро.

— По каким вопросам таможенные органы государств — членов ЕАЭС будут принимать предварительные решения?

В соответствии с ТК ЕАЭС таможенные органы принимают предварительные решения о классификации товаров и их происхождении.

Таможенный кодекс ЕАЭС также позволяет выдавать предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае, если это установлено национальным законодательством.

— Какие практические действия планирует предпринять комиссия для создания условий по непредставлению разрешительных документов таможенным органам?

ТК ЕАЭС разрешает не представлять таможенному органу документы или сведения, необходимые для совершения таможенных операций, если они могут быть получены из информационных систем в рамках информационного взаимодействия.

Для реализации такого прогрессивного шага комиссия планирует принять ряд решений, направленных на организацию информационного взаимодействия между таможенными органами одних стран ЕАЭС с уполномоченными на выдачу разрешительных документов органами других.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий