Я у времени в долгу

Философия и национальная стратегия — 2040. Каков он, новый проект «Таза Коом — Жаўы доор» с точки зрения науки философии? «Философия» в переводе с греческого — любовь к мудрости, любовь к знаниям, поиску истины. Первое право человека и гражданина состоит в возможности учиться мудрости и постоянно избавляться от своей глупости. Праведность человека и гражданина — основа устойчивого развития общества. О философии говорят много. Порой иронизируя и идеализируя. Дают различные определения, верные и неверные. Любой человек имеет свою своеобразную философию. «Каждый сапожник может философствовать, — писал Гегель, — но не каждый философ может сапожничать». Философия сапожника — отсебятина, философия профессионала — наука. Отсебятина не представляет ценности. Требуется знание научной философии. Это достигается путём восхождения интуиции до уровня научной философии — науки, возникшей более 2,5 тысячи лет назад и являющейся одной из важнейших форм общественного сознания.

Почему из всех наук я выбрал именно эту? Здесь, честно говоря, нет особой хитрости, есть, скорее, элемент случайности. Учителя в школе не могли до конца объяснить, что такое философия, но зато называли Айтматова философом, а я любил этого писателя, что и определило мой выбор — я поступил на философский факультет МГУ. Позже пришло понимание, что философия — одна из самых замечательных наук, нет ни одной сферы деятельности человека, которая бы имела столько великих людей, как философия, — Аристотель, Платон, Сократ, Спиноза, Декарт, Гегель, Кант.

Когда впервые читаешь классиков философии, не понимаешь их. Но если ты молод, честолюбив и действительно хочешь познать мир, их труды не могут не захватить. Прочитавший что-нибудь из Платона, Гегеля, Маркса потом на всю жизнь станет пленником их величайших идей. Эти люди никогда не спекулировали своей совестью. Мыслили так, как поступали. Поступали так, как мыслили. И вот эта цельность натуры захватывает, и отсюда мой выбор философии.

Авторитет философии, всего обществоведения в условиях авторитарного управления несколько упал, и причина, по-моему, в том, что мы несколько отошли от классического понимания философии как критического сознания, не как учения, которое лишь объясняет этот мир, а рассмотрения её в контексте реальной практической деятельности, с точки зрения революционного социального творчества.

По Марксу, философия должна быть мирской, а мир — философским. Мир и философия — это две стороны одного и того же. В результате семейно-кланового правления беглого президента страны Курманбека Бакиева эти сферы разделились. Пострадали как практическая деятельность, так и философия. Вместо того чтобы смело анализировать действительность, раскрывать её противоречия, пороки, философия стала методом пропаганды действительности, служила политическим партиям, утверждая, что именно их решения — истина в последней инстанции.

А поскольку философия стала только восхвалять действительность, она всё больше теряла творческий накал. Потеряв дух революционного критицизма, только описывала существующую практику. Нет, критика — вовсе не критиканство. Критика есть неотъемлемое свойство творчества, свойство реального, действительного анализа. Вспомним, что «Капитал» Маркса имеет второе заглавие — «Критика политической экономии».

В свою очередь пострадала и практическая сторона, так как в обществе сложилось мнение, что теоретические вопросы уже решены, и главное внимание уделялось только практическим вопросам. Но ведь Ленин говорил, что мы быстро шли только в тех областях, которые были теоретически проанализированы. Вместо этого мы всё больше стали проникаться идеей узкого практицизма, продвигать не общественников, а хозяйственных работников, техников, подход которых к решению проблем отличается известным техно-кратизмом, и, к сожалению, многие из них имеют только общее представление о теории, самой сущности общества, в котором мы живём…

Гарантирует ли система демократии нашим гражданам достижение социальной справедливости? Сегодня корабль под названием «Кыргызстан» не имеет ни порта приписки, ни порта назначения и не знает, куда ему пришвартовываться. А если мы не видим конечной цели, то куда следуем? С учётом этих вопросов без ответов и разрабатывается стратегия-2040, которая носит прикладной, практический характер. Важнейшей задачей как для практики, так и для философии является их дальнейшее единство. Философия нужна человеку не сама по себе, а как способ нравственного совершенствования человека и его дружбы с природой. Практика даёт человеку фактический материал для обобщения и теоретической практики. Диалектический метод познания действительности позволит приблизиться к оценке отношения к стратегии-2040, в частности проекту «Таза Коом».

Новый проект «Таза Коом — Жаўы доор» необходимо рассматривать как условие, средство для достижения устойчивого развития существующего общества. Прежде всего он меняет коренные принципы, ценности, посредством которых мы управляли обществом, вели хозяйственную жизнь, относились друг к другу; ставит вопрос о соединении общественного с индивидуальным, так как человек вырос, развились его личность, вкус, психология.

Ступени общества определяются уровнем развития сознания человека. В условиях авторитаризма нужны были «люди-винтики» с придавленным и бездеятельным сознанием маленького человека, который покорно исполняет волю больших и малых диктаторов. Однако свободному демократическому обществу необходимы раскрепощённые личности с самостоятельным и деятельным сознанием, которые заботятся не только о личном успехе, но и о процветании общества. Экономический метод хозяйствования пришёл на смену административному, превращающему человека в пассивного, бездумного исполнителя, способного лишь на бесплодные разговоры о недостатках государственной власти. Давно пора ответственность за собственную жизнь принимать на себя и активно включаться в процесс обеспечения своей жизнедеятельности.

Именно поэтому «Таза Коом — Жаўы доор»- явление не временное, новые принципы проекта мы только внедряем. «Таза Коом» — новый стандарт и формат обустройства социально-политической и финансово-экономической организации общественных отношений. Согласно диалектике, движение общества идет по спирали, поэтому устойчивое развитие общества не должно стать полным отрицанием прошлого. Приобретённый опыт и отторжение неприемлемых методов должны стать стимулом движения вверх по следующему витку спирали развития общества.

Любое явление философия оценивает путём логического мышления и научного анализа, вооружившись достаточным количеством фактов, рассматривающих проблему в разных аспектах. «В области общественных наук нет приёма более распространённого и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактов, игра в примеры… Факты, если взять их в целом, в их связи, не только «упрямая», но и, безусловно, доказательная вещь»

(В. Ленин).

Философия никогда бурно не развивалась в застойные эпохи, потому что в спокойное время люди относятся к ней снисходительно, порой откровенно посмеиваясь. А в противоречивые, переломные эпохи, когда встаёт вопрос «быть или не быть?», возникает острая потребность в философии.

Сейчас я философ-оптимист. Потому что никогда ещё общественная наука не переживала такого бурного времени, как сегодня: демократия, духовная свобода, поиск ответов на вопросы общества. Журналисты, поэты, писатели по-своему отвечают на них. Но вся сегодняшняя жизнь духовно подготавливает обществоведов, и я уверен, что и в философии появятся серьёзные труды, которые ответят на живые, важнейшие запросы современного общества.

Не только приобщение ко всей системе духовной культуры — философии, литературе, музыке, живописи, науке и т. д. делает человека культурным. По-настоящему культурным человека делает вся система общественных отношений. Реальная социальная система, реальный быт, реальное отношение одного человека к другому.

Исключительную роль в формировании человека, особенно молодого, играет литература. Сколько нам даёт чтение Чингиза Айтматова! С большим удовольствием я часто перечитываю Достоевского. Сколько великих богатств у Чехова! Сколько удивительных вещей у Максима Горького, особенно в рассказах, в романе «Жизнь Клима Самгина»!

Мне кажется, самое главное в формировании творческого человека — постоянное, непрерывное самообразование. Я уважительно отношусь к любому человеку, который всё-таки вопрошает: зачем он в этом мире? Самое худшее — плыть по течению, обывательски относиться к миру, жизни, самому себе. Проект «Таза Коом» только тогда достигнет своей цели, когда рабочий, акционер, фермер, домохозяйка будут активно создавать культуру, а не только материальные блага.

Уверен в одном: то, что сейчас происходит, уже никого спокойным не оставляет. Люди читают журналы, книги, газеты, человек неравнодушен, задет за живое, а значит, он будет искать.

Именно это и происходит в Кыргызстане. Народ демократизируется, а справедливое чистое общество «Таза Коом» только формируется. НПО, множество партий, бизнесмены, предприниматели, менеджеры, маркетологи, бедные и богатые — у каждого свои интересы и задачи, между ними идёт видимая и невидимая борьба. Услышать гул этой борьбы, определить право каждого, направить их интересы на решение задач стратегии-2040, осознать закономерности развития повседневного бытия, дух кыргызского народа — всё это круг вопросов новой национальной программы «Таза Коом — Жаўы доор».

Главное заблуждение человека, на мой взгяд, состоит в том, что ему всегда кажется, что для счастья нужно очень и очень много. На самом деле, если его жизнь разобрать на эпизоды, окажется, что нужны были лишь стабильное устойчивое развитие страны сегодня, уверенные сорок шагов в новую эпоху завтра, а остальное приложится…

Продолжение следует.
Калыс ИШИМКАНОВ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий