Жизнь сложна и парадоксальна…

Жизнь сложна — 7 октября 2017 года в результате ДТП ушли из жизни трое молодых, красивых и невероятно влюблённых в свою Родину людей: Темир, Нурлан и Нурбек.

Жизнь парадоксальна — именно Темир Джумакадыров, мой супруг, друг и любовь, был ответственен за реализацию решения Совета безопасности КР «О мерах по повышению безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике» сначала в качестве секретаря Совета безопасности КР, а потом и как вице-премьер.

Под его руководством был подготовлен комплекс мер из шести блоков. Никому не пожелаю писать о любимом в прошедшем времени, однако жизнь и этому научит, и мне придётся. Темир ко всему любил подходить системно. Его жизненным кредо было: «Любой вопрос можно решить, если подойти к нему со всех ракурсов, комплексно, так сказать, в проекции 3D». Вот и комплекс мер основан на системном подходе. Помимо прочих, в нём рассматриваются вопросы получения водительских прав, ситуации на дорогах, построения «умного» города, а также пересмотра законодательной базы, регулирующей данные вопросы. Именно последнее сподвигло меня на размышления и желание поделиться с вами своими мыслями.

Вот уже почти три месяца прошло с того времени, как наша жизнь перевернулась с ног на голову и мы вынуждены учиться жить заново. Получится у нас или нет, покажет время.

7 октября пятеро детей остались сиротами… Так страшно отвечать на вопросы: «А где папа и почему он ушел?», «Как жалко, что папа не видел мой утренник», «Папа ведь обещал, что всегда будет рядом». Трое женщин надели чёрные платки, потеряли защиту и основу; лично моя жизнь разделилась на «до» и «после»… Трое матерей и трое отцов до конца дней своих будут оплакивать детей. У любого народа, в любой культуре, религии нет ничего в этом мире страшнее, чем хоронить своего ребёнка.

Все три месяца следователи вели данное дело, и вот скоро оно переходит на рассмотрение в судебные органы.

Это ДТП подпадает под ст. 281 УК КР «Нарушение Правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлёкшее гибель нескольких лиц». Наказание — лишение свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет. Если данное преступление было совершено лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года. Мерами пресечения также могут быть и содержание под арестом, и подписка о невыезде, и другие меры, не связанные с ограничением свободы. Конечно, всё зависит от характера ДТП и различных деталей дела, например, бывают случаи, когда родственники пишут встречное заявление о смягчении наказания преступнику.

Обычно такого рода преступления квалифицируются как менее тяжкие, так как они относятся к неосторожным преступлениям (ст. 11 и 24 УК КР). И очень часто на практике суды применяют отбытие наказания в колониях-поселениях, очень часто за хорошее поведение преступник может выйти через 2-3 года. Данное описание общее и не касается конкретного ДТП, в котором погибли Темир и двое его соратников.

Однако я пишу это к тому, что для меня, как обывателя, не понятен ход мыслей тех, кто разрабатывал данную статью нашего УК, а также я считаю, что гуманизация Уголовного кодекса, которая имеет место происходить, не всегда оправдана целями.

Я считаю, что человек, который находился за рулем КамАЗа в тот злополучный день, — убийца. Вышеуказанная статья должна быть изменена, и мера пресечения ужесточена с полным лишением права управлять каким-либо средством пожизненно. Колония-поселение — это не выход из ситуации. Давайте возьмем стандартное решение суда и смоделируем ситуацию.

Водитель КамАЗа — молодой человек, который получил права на вождение грузового автомобиля с прицепом за полгода до происшествия, отсидев в колонии-поселении максимум 10 лет или пять, условно-досрочно освободился, снова выезжает на дороги Кыргызстана. У него есть права на вождение, он не практиковал несколько лет и, возможно, не осознал своей вины. Мы получаем убийцу, который вновь будет калечить судьбы людей.

Я считаю, что преступления такого рода, как ДТП с летальным исходом, должны перейти в категорию публично-частных, никакого примирения сторон, водитель должен быть лишён прав пожизненно, и наказание должно быть в разы ужесточено.

В мире много примеров: в Австралии за разговор по мобильному телефону за рулём — наказание до двух лет заключения, в Китае за ДТП, повлекшее смерть, — вплоть до смертной казни, в США за игнорирование Правил дорожного движения в третий раз нарушитель заплатит $2 000-5 000 может получить пять лет тюрьмы и лишиться водительских прав пожизненно, а в Кыргызстане за ДТП, унёсшее жизни трёх человек, водитель получит права обратно. И во мне говорит не горем убитая женщина, я просто чётко понимаю, что такое закон. Dura lex sed lex — Закон суров, но это закон!

Будучи студенткой, защищая степень мастера в Швейцарии, в стране, находящейся в первой десятке самых безопасных стран мира для проживания, я получала студенческие проездные для пользования в общественном транспорте. Нас сразу предупредили, что контролёр не проверяет проездные каждый день, всё основано на доверии (человеческая осознанность требует отдельного размышления), но если при проверке выяснится, что у вас проездной не с собой, вы его потеряли или не продлили, штраф будет до 500 франков. Вы видите, какой серьёзный подход за проезд «зайцем» в общественном транспорте — «драконий штраф», что можно говорить о нарушителях ПДД! Этот разговор всплыл в моей памяти именно сейчас, когда я размышляю о том, какую ответственность понесёт этот молодой человек. Страшно осознавать, что в Кыргызстане жизнь не представляет никакой ценности.

Я, как и многие другие, очень жду, что все эти меры по улучшению безопасности на дорогах будут исполнены и с каждым годом всё меньше людей будут терять своих половинок. Но для того чтобы дороги страны стали более безопасными, нужны решительные меры, строгие, непрогибаемые меры наказания.

Я призываю правительство и все органы, кто вовлечён в эту работу, реализовать план действий для повышения безопасности на наших дорогах. Все давно понимают, что необходимы действенные меры!

Очень жаль, когда люди погибают от внешних факторов. В стране, где есть заботливая политика, такого не должно быть. В Кыргызстане за последние 10 лет количество аварий возросло в 1,5 раза. В целом за 10 лет в результате ДТП погибло

11 553 человека, из них 958 — дети. Это нужно ОСТАНОВИТЬ, не важно, погиб вице-премьер, беременная женщина, школьник, студент, старушка или бомж — это жизни, это судьбы.

В заключение я хочу выразить глубокую благодарность Всем и Каждому, кто поддержал нашу семью в этот нелёгкий момент.

Жизнь. Я начала свои размышления с этого слова и заканчиваю им же… Я благодарю Всевышнего, что в моей жизни была встреча и столько счастливых моментов с таким прекрасным и уникальным человеком, как Джумакадыров Темир Курмангазиевич!

Нора СУЮНАЛИЕВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий