Байтик баатыр и история

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

История кыргызов XIХ века насыщена событиями судьбоносного характера. Освободившиеся от ига Джунгарского ханства разрозненные кыргызские племена попадают под власть не менее жестокого и деспотического Кокандского ханства. Народ терпит лишения, обложен многочисленными налогами.

В этих условиях среди родоплеменных вождей возникает идея объединить усилия по противостоянию кокандской тирании. Предводитель сарыбагышей Ормон-хан пытается объявить самостоятельное кыргызское ханство. Усилия сплотить возможности северян и южан предпринимает и вождь алайских кыргызов Алымбек датка. В эти же годы происходит восстание кыргызов против кокандцев во главе с Тайлак баатыром. Но наиболее активным выступлением явилось, конечно, вооружённое восстание кыргызского племени солто во главе с Байтик баатыром, завершившееся убийством кокандского наместника в Чуйской долине Рахматуллы и его 60 сарбазов. Это было началом освобождения северных кыргызов от кокандского ига и вступления их в новые политические реалии, определившие судьбу народа на века вперед.

О родословной Байтик баатыра

Байтик баатыр — сын знаменитого вождя солтинцев Канай баатыра. А отец Канай баатыра — выдающийся кыргызский вождь общенационального значения, дипломат и чечен (оратор, мудрец) XVIII века Тулеберди баатыр. И далее по восходящей прародители Байтик баатыра были не просто знатью, белой костью, а активными защитниками интересов народа.

Следует отметить, что титул «баатыр» не передается по наследству, а каждый из династии должен заслужить его. Отец Байтика Канай баатыр также выступал против кокандского ига. Он даже угодил за это в зиндан и был приговорён к повешению. Освободили его из плена благодаря посредническим усилиям известного вождя племени саруу Ажыбека датки. Вот в таких условиях формировалась личность будущего народного вождя — Байтик баатыра.

Юность баатыра

Байтик родился, по некоторым источникам, в 1820 году, по другим — чуть ранее. Он был одним из девяти сыновей Канай баатыра.

Так уж довелось в семьях кыргызской знати, что детям младших жён уделялось меньше внимания. А Байтик был сыном от третьей жены Канай баатыра. К слову, его мать слыла первой красавицей — смуглянкой из таласского племени кушчу. Канай баатыру, чтобы жениться на ней, пришлось даже воспользоваться авторитетом и влиянием своего друга вождя племени Бурго баатыра.

Детство Байтика пришлось на начало кокандской экспансии. Он своими глазами видел произвол иноземцев, недовольство родных и близких, всех кыргызов. Байтик рос гордым, решительным, волевым и мужественным юношей. Был высокого роста, широкоплеч. Организовывал всевозможные детские игры, скачки на молодых бычках, борцовские и иные состязания. Отец и аксакалы племени отмечали, что его ожидает большое будущее.

В 1835 году Канай отправляет Байтика к родственникам матери в верховья Таласа. В народе живуче мнение, что он сделал это, дабы держать его подальше от сглаза. Тем не менее Байтик и там прославился геройством, отвагой и небывалой способностью сплачивать вокруг себя сверстников. Будучи в Таласе, он подружился с детьми местной знати. Так, в числе его близких друзей был сын Ажыбека датки Нурак. К сожалению, Канай баатыр умер, когда Байтику было всего 15 лет. Дальнейшее формирование его как личности шло под влиянием дяди по отцу Джангарач-бия, к которому перешло предводительство в племени солто.

В связи с этим интересный случай происходит в стане Ажыбека датки. Байтик обращается к нему: «Уважаемый аяш ата (отец моего друга), можете ли исполнить мою просьбу?» Датка, разумеется, соглашается. Тогда Байтик просит отпустить с ним известного акына и манасчы Балык-ооза. Не ожидавший такой просьбы, но уже давший слово, датка отпускает акына. Впоследствии Балык-ооз повсюду сопровождает Байтика, становится его другом и советчиком.

В 1845-1846 годах Байтик возвращается на родину в Чуйскую долину из Таласа. В эти же годы он со своим другом Балык-оозом целый месяц гостит у вождя кеминских сарыбагышей Жантай баатыра. Жантай баатыр, восхищённый личными качествами Байтика и в знак уважения к солтинцам, дарит ему своего знаменитого иноходца Кок-Шалкы, который сыграет в судьбе Байтика ключевую роль.

Во главе племени

К началу 60-х годов XIX века усилилось соперничество Российской империи и Кокандского ханства за влияние в Средней Азии. В это время кокандцы усиленно начали укреплять свои крепости в кыргызских землях. Так, в 1860 году только в Чуйской долине они сосредоточили 5 тыс. сарбазов. Русские войска, двигавшиеся на юг, возглавлял подполковник Г. Колпаковский.

В это же время бразды правления у солтинцев принимает Байтик баатыр. Это происходит во время поминок одного из чуйских вельмож при весьма интересных обстоятельствах. На традиционных в таких случаях скачках первым приходит иноходец Байтика, упомянутый выше Кок-Шалкы. Вождь племени Джангарач-бий, восхищённый иноходцем, присваивает его. На это Байтик баатыр, не выражая протеста, великодушно заявляет, что «конь нашёл своего хозяина», и уступает Кок-Шалкы вместе с призом вождю племени. Умилённый щедрым подношением родного племянника, стареющий Джангарач в тот же день объявляет Байтика своим преемником в качестве вождя солтинцев и даёт ему своё бата (благословение). Джангарач-бий к тому же осознавал, что Байтик баатыр уже был зрелым, мудрым и авторитетным человеком в кыргызских землях. Таким образом, пришло время Байтик баатыра, посчитал мудрый Джангарач-бий.

Взятие Бишкекской крепости

Состоявшиеся отдельные стычки между русскими войсками и кокандскими сарбазами выявили преимущество русского оружия. Родоначальникам кыргызского народа в борьбе против кокандского ига был резон опереться на могущественную Российскую империю. К тому времени представители племен бугу и сарыбагыш уже вели переговоры о принятии российского подданства.

Протестные настроения среди кыргызов Чуйской долины особенно усилились после назначения в начале 1961 года наместником Кокандского хана зловещего Рахматуллы. Он обложил солтинцев дополнительными налогами, в качестве заложника в Бишкекской крепости держал сына Байтик баатыра Байсала. До Байтик баатыра дошли и слухи о якобы издевательствах над его сыном.

Все объективные и субъективные факторы, а также внешнеполитические обстоятельства говорили о назревании решающей схватки против кокандского засилья. Понимал это и Рахматулла. На приглашения Байтик баатыра принять участие в том или ином торжестве или поминках всегда отвечал отказом. Удобный случай расправы над Рахматуллой представился только в конце августа — начале сентября 1862 года. Усыпив его бдительность через близкое окружение, Байтик баатыр пригласил кокандского наместника на праздник обрезания (суннот той) в окрестности Бишкека. Рахматулла прибыл на той в сопровождении усиленной охраны из 60 сарбазов. В случае чего они рассчитывали на близость крепости — всего 8-10 километров.

По всем признакам той для наместника не предвещал ничего плохого. Все были радушны и вежливы, подобострастен был и сам Байтик баатыр. Однако к началу тоя он подготовил 500 отборных джигитов во главе с Корчу баатыром из рода болокбай, Байгазы и Кокума — из рода талкан. К началу трапезы у всей кокандской конницы были отрезаны подпруги и уздечки.

По сигналу, поданному Байтик баатыром, его джигиты напали на кокандцев. Самому Рахматулле его личная охрана помогла бежать. По рассказам очевидцев, у того был отменный иноходец. Вдогонку за ним с пикой наперевес на знаменитом победителе скачек Кер-Кашке пустился верный джигит Байтик баатыра Кокум. На полпути к крепости Кокум догнал Рахматуллу и вонзил пику в его жирное тело.

«В этой схватке были перебиты 59 сарбазов. Только одному удалось скрыться», — докладывал начальник сибирского корпуса генерал А. Дюгамель в своём рапорте от 19 сентября 1862 года на имя военного министра Российской империи Д. Милютина.

Кыргызы окружили Бишкекскую крепость. В связи с тем что они не в состоянии были её взять штурмом, Байтик баатыр отправил своего брата Сатылгана к русским войскам в Верный за подмогой. Русские войска во главе с полковником Г. Колпаковским прибывают в начале октября. Осада крепости продолжалась 12 дней. В ней участвовали не только подданные Байтик баатыра, который выделял ежедневно по 500 человек на разрушение крепости, но и джигиты сарыбагышского предводителя Джантай баатыра.

Добровольное вхождение северного Кыргызстана в состав России

Взятие Бишкека Байтик баатыром при помощи русских войск явилось решающим событием в ходе добровольного вхождения кыргызских племён северного Кыргызстана в состав Российской империи. Это было мудрым и дальновидным решением кыргызских вождей, трезво оценивших геополитические обстоятельства и национальные интересы кыргызского народа.

После взятия Бишкекской крепости джигиты Байтик баатыра активно участвовали в осаде и разрушении крепости Олуя-Ата.

В поддержку решительных действий Байтик баатыра выступали и его старшие братья Байсеит баатыр и Бошкой баатыр. Связь с ними поддерживал командир русского отряда в Мерке полковник М. Черняев.

В 1867 году Байтик баатыра в составе делегации народов Средней Азии пригласили в Санкт-Петербург. Ему присвоили чин капитана российской армии. Кроме того, баатыр был награждён орденом Святого Станислава и перстнем с бриллиантом.

Умер Байтик баатыр 5 марта 1886 года. У него было семь сыновей: Байсал, Ташмат, Абдулрахман, Сулайманкул, Аман, Осмоналы, Сыдык. Память о славном вожде кыргызского народа, защитнике Отечества Байтик баатыре чтут благодарные его потомки. В столице Кыргызстана одна из главных улиц названа его именем. Село рядом с родовым кладбищем потомков Канай баатыра носит имя Байтик баатыра. Гора рядом с его ставкой также называется Байтик басполтогу.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.

Добавить комментарий