Стражи дороги

О нелюбви к сотрудникам ГУОБДД известно каждому. Такое отношение к работникам, обеспечивающим безопасность на дорогах, — не только в нашей республике, но и, как минимум, в станах СНГ. О них сочиняют анекдоты, обсуждают и ругают их работу «диванные эксперты», а некоторые агрессивные граждане, когда их останавливают за нарушение ПДД, и вовсе набрасываются на сотрудников, пытаясь доказать свою правоту с помощью кулаков и нецензурной брани. Обо всех сложностях работы на дорогах мы решили узнать на практике, находясь вместе с сотрудником патрульно-постовой службы, а также выяснили, как сократить количество ДТП и нарушений на трассах.

Простояв на посту на центральной площади столицы, уже через час я не чувствовала рук и ног. Термометр показывал минут 12 градусов, и тело просто отказывалось слушаться. Не спасали от холода ни перчатки, ни дублёнка с надетым под неё тёплым свитером. После стояния практически на одном месте уже в кабинете долго отогревалась горячим кофе. Если честно, после такого опыта по-новому взглянула на работу сотрудников патрульно-постовой службы. Их трудовой день начинается рано утром, когда многие обычные граждане ещё нежатся в кроватках. В 6.30 работники, обеспечивающие безопасность на дорогах, в полной экипировке уже должны стоять в строю. После получения всех указаний отправляются на свой пост. Работа заканчивается в 7-8 часов вечера. Целый день сотрудники находятся на ногах, иногда устраивая себе 10-минутный перерыв, чтобы отдохнуть и согреться в машине. На всех служебных авто не хватает, поэтому они порой приезжают на точку на личном автотранспорте и несут службу в пешем порядке. На посту сотрудники находятся независимо от погоды и дышат выхлопными газами, в которых присутствуют тяжёлые металлы. Не каждый человек может вытерпеть такие условия. Многие за время службы, подорвав здоровье и не дожидаясь пенсии, уходят в другую сферу деятельности. Сегодня в основном трудятся молодые кадры. В штат они попадают через конкурс. Специальная комиссия тщательно проверяет всех кандидатов. Кроме этого, для сотрудников еженедельно проводятся дополнительные занятия, где им рассказывают о внесённых новшествах в законы, различные правовые акты и Правила дорожного движения. Также на утренних планёрках руководство службы напоминает личному составу о вежливом, культурном и тактичном обращении с гражданами.

Водители бывают разные. Кто-то с пониманием относится к нашей работе, а кто-то нет. Многие просто не знают специфики профессии, но мы приняли присягу и поклялись выполнять возложенную на нас задачу, несмотря на трудности. Как бы человек ни грубил, стараемся продолжить с ним говорить вежливо. Иногда, конечно, приходится сильно разбушевавшихся водителей доставлять в РОВД, чтобы к ним применили административные меры наказания. Но многие работники со стажем уже стали практически психологами и умеют находить ключики к разрешению конфликтных ситуаций. Порой достаточно просто поговорить с дебоширом и объяснить ему, что он не прав. Многие из них потом приносят извинения,

— рассказал заместитель командира БДПС УОБДД Бишкека старший лейтенант милиции Джеинбек Большевиков.

По его словам, с каждым годом увеличивается количество правонарушений и ДТП на дорогах, растёт и численность машин. Сегодня только в столице зарегистрировано 1,5 миллиона авто. «У нас многие водители не соблюдают правил дорожного движения и скоростного режима. Зачастую любое ДТП со смертельным исходом происходит по вине человека, превысившего скорость. Также люди погибают из-за дорожных условий. К примеру, на тёмных улицах водители поздно замечают пешеходов. К слову, сейчас муниципалитет активно работает над освещением города и по мере финансирования устанавливает энергосберегательные лампы на столбах. А мелкие ДТП, где пострадали только авто, случаются по вине водителей, которые не соблюдали правил дорожного движения или не знают их вообще. Со временем, думаю, мы сможем их дисциплинировать. Большую роль в этом сыграет проект «Безопасный город». В течение года установят видеокамеры на улицах, которые станут фиксировать все правонарушения водителей, за которые им придётся оплатить штраф. Это снизит аварийность, повысит водительскую культуру и искоренит коррупцию. Но тут есть небольшая загвоздка. Часто люди не оформляют свои авто и ездят по доверенности. Подчеркну, что штраф придёт на имя владельца. Поэтому гражданам стоит переоформить движимое имущество. Если человек не может найти нового владельца, то ему стоит написать заявление, что продал свою машину и нового хозяина не может найти», — поделился Джеинбек Большевиков.

По мнению старшего лейтенанта милиции, снизить количество правонарушений на дорогах поможет и увеличение штрафов. К примеру, сегодня минимальное наказание за нарушение правил остановки и стоянки составляет 1 000 сомов. Если штраф повысить до 3 000 сомов, то люди уже подумают, нарушать или нет. А за управление авто в нетрезвом виде можно заставить заплатить от 50 тыс. до 100 тыс. сомов. К слову, за 15-21 января инспекторы ГУОБДД выявили 19 800 административных правонарушений. Из них 296 водителей находились в нетрезвом состоянии. За управление автомобилем без соответствующих документов составлено 573 административных протокола. За различные нарушения ПДД на специализированную штрафстоянку водворено 813 машин. Кроме того, на территории Бишкека за нарушение правил парковки на стоянку поставлено 162 авто.

Многие не согласны с увеличением штрафов. Но ведь всегда есть выбор: либо не нарушать ПДД, либо платить,

— заявил заместитель командира БДПС УОБДД Бишкека. Стоит отметить, что сегодня водитель может оплатить штраф на месте банковской карточкой через pos-терминал, также на почте или во всех крупных торговых точках, где стоят терминалы, принимающие оплату.

Ранее водителей, которые часто нарушали правила, отправляли на переэкзаменовку. Многие граждане возмущались этой системой, и её отменили. Но, возможно, эту меру вернут. У работников, обеспечивающих безопасность на дорогах, есть своя база, где содержится информация о каждом водителе, нарушившем правила. Если идея воплотится в жизнь, то после третьего правонарушения человека отправят сдавать экзамен на знание ПДД. Такая норма не только дисциплинирует водителей, но и заставит их вспомнить правила дорожного движения, которые они, похоже, забыли.

Сегодня многие граждане помогают наказывать нерадивых водителей. «Уже неделю у нас работает номер в WhatsApp — (0701) 10-25-32. На него присылают фото и видео правонарушений водителей как частного автотранспорта, так и общественного. Главное, чтобы были видны номера авто, а если это автобусы или бусики, то нужно ещё запечатлеть номер маршрута. За время работы новой системы нам прислали 300 сообщений. Мы приняли меры в отношении 53 правонарушителей. К сожалению, не всех водителей удалось найти. Что касается общественного транспорта, то тут легче наказать виновного. Мы напрямую работаем с бригадирами маршрутов и после поступления информации о нарушении ПДД сразу звоним им. Маршрутникам приходится оплачивать штраф, ведь есть доказательства. А если человек периодически нарушает, то требуем снять его с линии. Кроме этого, мы постоянно проводим беседы с водителями общественного транспорта и призываем их соблюдать правила движения», — рассказал Джеинбек Большевиков.

Многие граждане, когда их останавливает сотрудник ГУОБДД, требует показать им маршрутный лист, где указана их точка дислокации. Ранее это было разрешено, теперь от данной практики отказались. По словам старшего лейтенанта милиции, все маршруты разрабатываются исходя из оперативной обстановки и это конфиденциальная информация. Если человек не верит сотруднику, то может позвонить по телефону доверия, который указан на каждом служебном авто, или обратиться с письменным заявлением в службу контроля на дорогах или специальную службу при МВД, а также в надзорный орган в прокуратуре. По каждому заявлению проведут расследование, и если сотрудник патрульно-постовой службы находился незаконно на точке, то его накажут. Также необходимо написать заявление, если работник службы требует взятку. Каждый факт тщательно расследуется. Окончательное решение выносит суд. Если человек виновен, то его накажут по всей строгости закона.

ГУОБДД активно борется также и с водителями, нарушившими правила парковки. Сегодня такие авто забирает на штрафстоянку эвакуатор. На то, чтобы убрать одну машину, уходит час. За нарушение водитель оплачивает не только штраф, но и услуги эвакуатора.

Уменьшить количество ДТП можно. Просто каждому из нас, водителю или пешеходу, нужно соблюдать правила дорожного движения. Наши жизни в наших руках.

Ирина КОВШОВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий