Предприимчивые чиновники. Кто им позволил заниматься бизнесом?

Поделиться

Разговор об этом идёт уже несколько лет. Главы айыл окмоту открывают на своих территориях кафе, торговые точки, пункты проката техники, и не только бытовой, производят продукты питания и стройматериалы. В общем, создают фирмы, приносящие быстрый доход.

Так, в Аксы Джалал-Абадской области сельская управа построила нехилый ресторан стоимостью 5 млн. сомов. Муниципальные служащие объясняют подобные действия стремлением вывести айыльный аймак из дотации, самостоятельно зарабатывать деньги, возможностью оперативно решать возникающие проблемы, тем самым поднимая благосостояние местных общин.

С первого взгляда намерение чиновников может показаться благородным делом. Однако бизнесмен, приступая к реализации своего проекта, всегда рискует собственным карманом. А здесь — государственный, это не одно и то же. Напомним: из 453 функционирующих в нашей республике айыл окмоту большая часть получает дотации из республиканского бюджета. Правительство стремится сократить объём этих дотаций, управленцы же нижнего звена от излишнего служебного рвения убеждают органы МСУ заниматься коммерцией, чтобы пополнить местные бюджеты.

Постепенно в республике сложилась опасная тенденция создания органами МСУ производственно-коммерческих предприятий. В результате деньги местных бюджетов тратят на сомнительные инвестиции вместо того, чтобы вкладывать их в предоставление услуг людям: обеспечение чистой питьевой водой, вывоз мусора, открытие школ и детских садов, то есть в улучшение условий жизни граждан.

В погоне за прибылью МСУ создают несправедливую конкуренцию, так как в своей деятельности используют административный ресурс, тем самым укореняя коррупцию, которой давно объявил бой кабинет министров.

По словам эксперта по правовым вопросам Бектура Орозбаева, это явление приняло угрожающие масштабы, так как в некоторых местностях поощряется органами государственной власти.

СПРАВКА «СК». Бектур Орозбаев, менеджер по работе на национальном уровне, имеет опыт деятельности в муниципальной и государственной службах, работал в аппарате Жогорку Кенеша в сфере законотворческой деятельности. Избирался депутатом местного кенеша Шамалды-Сайской поселковой управы.

Затронутая проблема непростая, так как закон позволяет строить муниципальные предприятия, чтобы повысить доходную часть местного бюджета. Только вот где проходит эта невидимая грань?

Фермеры, живущие на периферии, в недоумении и спрашивают: как управлять муниципальной собственностью, в частности сельскохозяйственным оборудованием, можно ли его сдавать в аренду?

Есть ли возможность получать доход от приобретённых комбайнов, сенокосилок, пресс-подборщиков, тракторов и экскаваторов при оказании сельхозуслуг населению? На каких условиях сельская управа может предоставить прокат частным лицам или организациям конвейеров для мини-цехов — интересуются переработчики.

— Занятие бизнесом не входит в компетенцию ОМСУ, так как высоки коррупционные риски, — разъясняет Бектур Орозбаев. — Подобные занятия противоестественны, противоречат принятым законам «О местном само-управлении» и » О государственных и муниципальных услугах», а если коммерческие компании окажутся нерентабельными, кто понесёт ответственность?

Нынешний год объявлен Президентом нашей страны Сооронбаем Жээнбековым Годом развития регионов. Но не таким же способом! Напомним: за основу реформ взяты двадцать городов, определённых «точками роста». Система местного самоуправления (Конституция, статья №3) определяет её исключительное значение в общественной, социально-политической жизни страны, в построении государственных демократических институтов. На сегодня органы местного самоуправления и местные сообщества стали неотделимой частью нашего гражданского общества.

Глава государства надеется, что в наступившем году будут заложены необратимые системные изменения в законах, позволяющие подготовить для каждого региона с учётом его специфики долгосрочные комплексные программы. Уже утверждены стандарты планирования наших сёл и малых городов, правительство особое внимание уделяет созданию новых рабочих мест на периферии, развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, поддержке прежде всего экспортёров и предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом.

Это означает, что местная власть, образно говоря, обязана встречать деловых людей хлебом-солью, не только приносить им «на блюдечке» необходимые для открытия производства документы, но и активно защищать права частной собственности, содействовать бизнесменам в разрешении возникающих конфликтов. Не быть равнодушными и безучастными, не пытаться лично наживаться на предпринимательстве, воссоздавая на их пути искусственные бюрократические преграды.

Статья 5 Конституции нашей республики говорит о том, что должностные лица органов местного самоуправления не могут выходить за рамки данных им полномочий. Согласно Закону «О муниципальной собственности на имущество», они по своему усмотрению имеют право приобретать, владеть и распоряжаться собственностью, необходимой для решения исключительно местных проблем.

Предпринимательская деятельность — это совсем другое. Она подразумевает обязательную регистрацию в органах статистики и налоговой службе, получение прибыли.

Кстати, другой документ — Гражданский кодекс — допускает создание коммерческих компаний, но лишь в форме государственных или муниципальных предприятий. Они могут выполнять следующие виды работ: обеспечивать население чистой питьевой водой, строить очистные сооружения, системы канализации, организовывать вывоз и утилизацию мусора; ремонтировать и обновлять поселковые дороги, заниматься благоустройством и озеленением своих территорий.

Разрешение на эти работы выдаёт местный кенеш, его депутаты также утверждают тарифы за пользование водой, канализацией, теплоснабжением. А исполнительный орган МСУ передаёт владение муниципальным хозяйством в частные руки, подписав с руководителем фирмы соответствующий контракт. Это могут быть услуги по пошиву одежды, ремонту обуви, автотранспорта, аренда сельхозтехники, открытие столовых и кафе, то есть пунктов общественного питания, и т. д. Государство и органы МСУ совместно должны создавать комфортную благоприятную среду для прихода в регионы инвестиций.

Перечисленное выше не просто рекомендации, это пожелание мэрам городов и акимам. Президент Сооронбай Жээнбеков поручил специально созданной рабочей группе, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша и представители гражданского общества, до мая текущего года представить правительству конкретные предложения по изменению законодательства об органах МСУ. Тогда не будет путаницы, чиновники вернутся к своим прямым обязанностям вместо того, чтобы заниматься незаконной коммерцией. К этому их обязывает специальное распоряжение главы государства «О мерах по усилению роли и ответственности местных органов власти в управлении территориями».

Галина ЛУНЁВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий