Заставы с видом на поднебесье

Зеленые фуражки… Так  называют в народе хранителей  рубежей страны.  Про них сложены легенды, о них поют песни и рассказывают были. Ночные  дозоры, горные тропы, уловки контрабандистов — порой служба  пограничников похожа  на героический роман, но для них  самих это просто пограничные будни на  заоблачных заставах и  международных пунктах пропуска  через государственную границу.

Новый отсчет времени для  защитников рубежей  независимого Кыргызстана  начался с 1999 года, когда  между правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации было подписано соглашение «О  порядке приема участков  кыргызско-китайской  границы, охраняемой Федеральной пограничной  службой РФ» и граница перешла под полный контроль отечественной Пограничной  службы. Менялись ее вывески и ведомственная  принадлежность,  но неизменными оставались задачи,  составляющие ключевые звенья  в системе национальной   безопасности Кыргызстана:  противодействие  современным угрозам на границе, таким, как международный террор, трансграничная преступность, наркотрафик, контрабанда и незаконная  миграция. Особую строку в историю Пограничной  службы вписали баткенские  события 1999-2000 годов, когда кыргызские пограничники первыми приняли на себя удар  бандформирований  международных террористов, вторгнувшихся на  территорию страны. За мужество и героизм, проявленные в боевых  действиях, 18 пограничников были награждены орденами и медалями Кыргызской Республики. Не обошлось и без потерь. Горький  опыт баткенских событий  заставил государство и общество   вспомнить, что значит для безопасности страны защищенность пограничной линии.
Чем живет сегодня граница? Что происходит в тишине?  Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы посетили Нарынский погранотряд Пограничных войск (ПВ) ГКНБ, побывав на самых отдаленных участках зоны его ответственности, а она составляет ни много ни мало 398 километров участка кыргызско-китайской границы.
Это подразделение ПВ носит имя   Тайлака баатыра,  так в народе назвали первого пограничника, защищавшего нарынчан со своими  джигитами  в середине XIX века от набегов китайских  завоевателей. Отряд был создан в  октябре 1920 года, когда  молодая  республика Советов боролась  с басмачеством, охватившим всю  Среднюю Азию. В  его структуре 10 пограничных застав,  четыре из которых именные, а также международный  пункт пропуска «Торугарт — Автодорожный».
Наш приезд совпал с прибытием  в отряд молодого  пополнения.  Новобранцев по традиции  встречали радушно хлебом-солью, с добрыми  напутственными словами  к ним  обратился командир  погранотряда полковник Талайбек Усубалиев, отметив, что теперь все они — члены  сплоченного воинского коллектива, выполняющего боевые задачи по охране  государственной границы. Когда молодые  солдаты отправились на помывку, Талайбек Усубалиев предложил  ознакомиться с  расположением отряда и буднями пограничной службы.
По его словам,  оперативная  обстановка на границе  стабильно спокойная, чему немало способствуют добрососедские отношения с сопредельной стороной и интенсивно развивающееся взаимовыгодное сотрудничество Кыргызстана  и Китая во всех сферах жизни. Нарушений границы как таковых нет с 1969 года,  с событий на Даманском полуострове. Имеются  факты несоблюдения режима  пребывания в пограничной зоне и правил въезда в нее со стороны местных  чабанов и других лиц без соответствующих пропусков на право нахождения в ней. Приграничные перевалы зимой закрыты 1,5-2-метровым слоем снега. Весной у более уязвимых из них выставляются  дополнительные  наряды и боевые группы. Служба в отряде отличается  суровыми климатическими  условиями. Погода  настолько изменчива, что за одни  сутки можно наблюдать  сразу несколько сезонов:  по-летнему теплые лучи солнца, осеннюю слякоть и стойкие морозы. На  дальних заставах, расположенных в горной тундре и на вечной   мерзлоте, температура  воздуха в зимнее время достигает 50 градусов.
Знакомя нас с инфраструктурой отряда, Талайбек  Усубалиев с нескрываемой гордостью рассказывает  о музее боевой и исторической славы пограничной  части, носящего имя того же Тайлака  баатыра. Действительно, побывав  в одном из лучших музеев Пограничных войск,  реально ощущаешь, насколько тяжелыми и в то же время  героическими были события 80-летней давности, отражающие этапы становления пограничной службы, свидетельствующие  о мужестве и стойкости пограничников нескольких поколений. Здесь собраны   экспонаты  далекого прошлого:  личные вещи, лук и стрелы первого пограничника, на более  современных, но пожелтевших от времени фотографиях  запечатлены лица известных  пограничников Кыргызстана, таких, как Осмон Лайлиев,  Борис Васильев, Алексей  Гарькавый, Джаманкул Дженчураев, и других. По словам командира отряда, служба каждого новобранца начинается с  посещения этого исторического  уголка, созданного заботливыми руками военнослужащих и ветеранов части, Патриотическое  воспитание основывается здесь  на реальных фактах мужества и примерах высокого служения Отчизне. Во многом  благодаря этому в отряде давно уже забыли  о грубых дисциплинарных нарушениях, неуставных отношениях и случаях самовольного оставления части. Нарынский погранотряд считается реальным претендентом на 1-е место и звание «Лучшая воинская часть» в конкурсе,  объявленном Общественным объединением солдатских  матерей. Своими силами благоустраивается инфраструктура пограничного подразделения, пополняется материально-техническая база, создается уют в  солдатских казармах и комнатах досуга  пограничников. Словом, созданы  все необходимые условия  для успешного выполнения  служебно-боевых задач.
Сделано немало, а планов на будущее еще   больше. К  сожалению, недостаточное  финансирование Погранвойск не дает  возможности их реализовать.  Учитывая  финансовые трудности,  которые испытывает страна, командование отряда  изыскивает внутренние резервы и  возможности для  повышения боеготовности и решения социально-бытовых  проблем  военнослужащих. Согласно программе обучения  войск, молодые солдаты  проходят  пятимесячную подготовку в учебном  центре и только потом  попадают на границу. Заветная мечта  командира отряда — создать на пустующем 4-м этаже солдатской  казармы классическую  учебную погранзаставу. Судя по  тому, как кипит  здесь работа, можно не  сомневаться, что в ближайшее время оперативно-тактическая  подготовка  пограничников будет проходить в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке.
После обхода  расположения  отряда на плацу  встречаем взвод солдат и с трудом узнаем в них прибывших утром новобранцев. Остриженные наголо, переодетые  в новенькую камуфляжную форму, они мало чем отличаются от старослужащих, а то, что  не получается  пока держать равнение и  идти в ногу, как говорится, дело  наживное. И  помогут им в этом опытные отцы-командиры из числа  контрактников.
Переночевав в уютной  гостинице отряда, на утро следующего дня  отправляемся в путь по маршруту Нарын — ПП «Торугарт- Автодорожный» с заездом на две пограничные заставы. Сопровождающий нас   капитан Эмиль Аширов предупреждает, что двухсоткилометровый путь  до конечного пункта  назначения будет не из легких. Действительно, врагу не пожелаешь такой  дороги: ухаб на ухабе,  рытвина на  рытвине, а по сторонам  — зияющие пропасти, голая земля и ни одного деревца. На отдельных   участках ведутся  работы  по прокладке нового полотна. В целом строительство дороги Бишкек — Торугарт  планируется  завершить  в следующем  году как трассу  международного значения, соответствующую мировым стандартам.
Три часа тряски, и наконец впереди  показалась пограничная вышка заставы имени Сергея Пекуша. К сожалению,  о подвиге этого пограничника знает ограниченный круг людей,  в основном ветераны Погранвойск и военные историки. Что касается молодого поколения,  то только учащиеся школ Нарына и приграничных сел из рассказов аксакалов и педагогов  знают историю красноармейца С. Пекуша. А дело было так…
В мае 1927 года на нашу  территорию с китайской  стороны перешла крупная  басмаческая банда   курбаши Джаныбека  численностью до 500 человек. Завязался бой. Пулеметчик С. Пекуш, поднявшись по склону горного хребта, открыл фланговый огонь по противнику. Бандиты были  вынуждены ретироваться, а  тринадцать пограничников, заняв перевал Кок-Бель,  приготовились к  отражению  повторных попыток прорыва. Вечером, пользуясь темнотой, басмачи окружили красноармейцев. За  двое суток мужественные  бойцы во главе с начальником заставы  отразили в общей  сложности   двадцать три атаки, после чего было принято решение отойти до  подхода дополнительных сил.  Отход  товарищей прикрывал С. Пекуш. Установив  пулемет  прямо на тропе, он отразил шесть атак, приняв весь удар банды на себя, и, выполнив воинский долг до конца, пал в неравном бою смертью храбрых. На месте  гибели Сергея Пекуша  установлен памятник, его имя носит одна из улиц областного центра.
По словам начальника именной заставы старшего лейтенанта  Мунарбека Мамбеталиева, 20 июля   этого года ей  исполняется 85 лет: ожидается приезд гостей, шефов, высокого начальства. Состоятся праздничное застолье  и  концерт художественной  самодеятельности. Правда, только для тех бойцов, кто будет свободен в этот  день от несения службы, ночных дозоров и «секретов». Большая часть личного состава  погранзаставы продолжит  выполнять  поставленные  боевые задачи:  контроль за перемещением  автотранспорта и  людей  в пограничной зоне, выезд и въезд  в нее. Бросаются  в глаза армейский порядок  и ухоженность территории  заставы. Бытовые условия  тоже не хуже, чем в погранотряде, если не учитывать тот факт,  что электричество сюда  подается всего на три часа в сутки. Это при том, что  буквально в пятидесяти метрах от заставы проходит  линия электропередачи, по которой электроэнергия экспортируется в Китайскую  Народную Республику. На  установку трансформатора,  пусть даже средней мощности, нужны большие средства, а  их у пограничного ведомства нет. Проблему эту легко  могли бы решить государственные чиновники и народные избранники,  следующие через кыргызско-китайскую границу по делам  или  на отдых. Но, как говорится, каждому свое…
Суровые пограничные  будни  отдаленной горной заставы  как может скрашивает названный в  шутку женский батальон, состоящий из жен офицеров и  военнослужащих-контрактников. Женщины устраивают для солдат маленькие праздники, чаепития и выступления детей с номерами художественной самодеятельности. Для них застава — общий дом, и  порядок в нем во многом зависит от женского внимания и поддержки. Тепло попрощавшись с  пограничниками, отправляемся дальше.
От заставы «Торугарт»  до линии границы  рукой подать: каких-то три-четыре  километра. Усиленный  вариант несения службы для  личного состава передового кордона —  обычное явление. Его начальника старшего лейтенанта Азамата Джаныманова застали в тот момент, когда он проводил инструктаж с конным пограничным нарядом, заступающим на охрану государственной границы. Офицер   довольно скупо рассказывает о тяжелых условиях, в которых выполняют боевые задачи его подчиненные,  но и без того видно, как  нелегко приходится им в  вечной мерзлоте в  любое время года. Как и на всех горных отдаленных заставах  Нарынского погранотряда,  здесь есть необходимые запасы топлива, продуктов питания и достаточное  количество боеприпасов.
Морально-психологический  климат  в коллективе  не похож на тот, что беснуется  за окнами заставы: теплые и дружеские отношения  между военнослужащими и осознание общей ответственности за передовые рубежи  страны.
До пункта  пропуска «Торугарт-Автодорожный» добираемся только  к  вечеру.  Расположен он на высоте 3600 метров над уровнем  моря. Среднесуточная  пропускная способность — до 170 лиц  и 50 транспортных средств. Пик пассажиропотока  приходится на летние месяцы за счет иностранных туристов. Встретивший нас  начальник смены отдела  пограничного контроля  (ОПК) капитан Данияр Арыков поясняет, что в целях упорядочения  работы ПП пропуск через  государственную границу Кыргызской Республики осуществляется  в два этапа: с 8.00 до 13.00 в КНР и с 14.00 до 19.00 в Кыргызстан (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней). Здесь  необходимо сделать небольшое отступление.
Система пограничного контроля является одной из важнейших составляющих в обеспечении  национальной безопасности  государства. Находясь на передовых рубежах, сотрудники ОПК  первыми берут на себя всю  полноту ответственности за  надежную охрану и защиту  государственной  границы. Проверка паспортного режима, досмотр автотранспорта  на предмет наличия огнестрельного оружия  и наркотиков, выявление фактов  незаконной миграции — лишь небольшая часть их функциональных обязанностей.  Наблюдая за работой пограничников, мы убедились в высоком профессионализме и четком  выполнении поставленных перед ними задач. Вся  процедура пропуска в целом занимает 20-25 минут. Из них 1,5-2  минуты уходят на проверку  документов  по автоматизированной паспортной системе. Остальное время отводится  таможенной, фитосанитарной, экологической и другим службам пункта пропуска. По словам Данияра Арыкова, работают они в тесном контакте с пограничным ведомством Китайской Народной Республики, постоянно согласовывая вопросы  пропускного режима через ПП «Торугарт-Автодорожный». Если и возникают какие-то проблемы, то они оперативно решаются на встречах погранпредставительств сопредельных сторон. О решении одной из них временно  закрыть границу информация  поступает заблаговременно.
Инфраструктура  пропускного пункта  международного значения оставляет желать лучшего, убогость его подчеркивают развалины строений, возведенных еще  в советские времена. На  этом фоне резко  выделяется ухоженностью  и свежестью месторасположение  дежурных смен отдела пограничного контроля — теплый щитовой дом со всеми коммунальными и бытовыми  удобствами, уютными спальными помещениями и комнатами досуга. Мы побывали в нем и были  приятно удивлены радушием и гостеприимством его  хозяев. Встретила нас  сержант Чолпон Максуталиева, единственная  женщина в дежурной смене, наравне с мужчинами разделяющая  все тяготы пограничной  службы, какие только бывают в условиях вечной  мерзлоты, высокогорья и в отдалении от цивилизации. Мужская половина  смены относится к Чолпон  с большим уважением за ее отзывчивый характер и умение поддержать в трудную минуту товарища.
Острой нехватки технических средств   пограничного контроля на ПП «Торугарт-Автодорожный»  не ощущается, но, как говорят  пограничники, желательно оснастить ПП дополнительными паспортно-счетными устройствами, а по всей  его территории установить  камеры видеонаблюдения. В этом плане  пропускной пункт на китайской  стороне выглядит  предпочтительнее. Много надежд пограничники  связывают с завершением  строительства дороги  Торугарт — Бишкек. Увеличение  грузового и пассажирского потока  положительно скажется на  экономике страны, а сам  пропускной пункт в полной мере будет  соответствовать  международным стандартам.
В завершение командировки удалось побывать непосредственно на линии границы у китайской пограничной  вышки и арки при въезде на территорию сопредельного  государства. Вышедший нам навстречу  воин Народно-освободительной  армии Китая любезно угостил всех присутствующих сигаретами и охотно  согласился сфотографироваться  на память. Наш  капитан  Данияр Арыков по сравнению с ним  выглядел горой-исполином…
… В долгой дороге домой  неотступно думалось о том, почему лишь один раз в год — 28 мая — в честь пограничников  звучат поздравления  в знак признания их заслуг  перед Отечеством?  «Зеленые фуражки»   заслуживают больше внимания, поддержки и почестей. Пока страна живет своей  мирной жизнью,  на отдаленных горных заставах они неустанно несут трудную и не всегда видимую службу. Наша газета поздравляет с профессиональным праздником  личный состав  Нарынского погранотряда, а в его лице всех пограничников Кыргызстана, желает им, чтобы государственная граница встречала только  друзей и желанных гостей и всегда была мирной и спокойной. С праздником,   погранцы!
Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала подполковнику Нурлану Сыргаеву, старшим лейтенантам  Кубанычбек уулу Нурбеку, Эрмату Тургунбаеву,  капитану Аширову, другим офицерам Нарынского пограничного отряда и сотрудникам отдела пограничного контроля ПВГКНБ КР. Особая  благодарность командующему ПВ ГКНБ генерал-майору Закиру Тиленову за   предоставленную возможность побывать на заоблачных  заставах и познакомиться с пограничными буднями.

Сергей СИДОРОВ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий