Выставка «кыргызского Фаберже» (фото)

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

http://www.fersum.com/mambots/tracking/easy-to-use-text-spy.php «Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся. Но выбираем одно: быть людьми или нелюдями» – такие слова обнаружились в описании к одному из экспонатов на недавней выставке народного художника Кыргызстана и по совместительству кавалера ордена Карла Фаберже Виктора Сырнева. Признаться честно, идти на эту выставку я не планировала — казалось, ну чем ещё может удивить всем известный маэстро? Но всё же пошла и ни капли об этом не пожалела, потому что попала в настоящую сказку…

«Вдохновение»

Художники, творцы и вообще люди искусства обычно делятся на две категории: те, кто творит, поддавшись внезапному порыву, и пусть получится что получится, и те, кто к созданию каждого творения подходит не спеша и с философской точки зрения, стремится вложить глубокий смысл даже в малую частичку своего художественного детища. Виктор Александрович Сырнев, несомненно, из второй группы, ведь все его работы — это не просто красивые ювелирные изделия, они ещё и носители какой-нибудь философской идеи. Вот и свою выставку мастер назвал «Моя одиссея Шёлкового пути».

Как в древности культуры Запада и Востока встречались на знаменитой торговой трассе, обмениваясь новостями, товарами, сбережениями и традициями, так и художник Сырнев собрал в выставочном зале и кыргызскую женщину в элечеке, и китайского чиновника, и римскую богиню Венеру. Конечно, не в буквальном смысле: увидеть каждого можно, лишь внимательно вглядевшись в сверкающие инсталляции. Смотришь, к примеру, на переливающуюся голову-яйцо, полуприкрытую тончайшей вуалью из сетки и жемчужин, под названием «Карнавал в Венеции», а в памяти всплывает знаменитая венецианская золотая карнавальная маска. Или пытаешься разобраться в нагромождении палочек-спичек, меняющих свой цвет от золотого до небесно-синего, а на их фоне вдруг вырисовывается повелитель неба — пик Хан-Тенгри.

«Китайский чиновник» на выставке кивает тебе своей шапочкой из жемчужных нитей, а «Рождающаяся Венера» как будто поднимается со дна морского, подталкиваемая воздушными пузырями из тончайшей лески. Эффект ожившего организма в каждой инсталляции создаётся за счёт движения разных её частей, поэтому кажется, что работы дышат, живут, излучают свет.

Интересно не только видение художника, но и его описание к каждой своей работе. Так, парящая стальная сетка в инсталляции под названием «Вселенная Хеннесси» вдруг оказывается «Белым облаком удачи» с непростой историей. По словам автора, «в тибетской мифологии такое облако сопровождает каждого человека со дня его рождения. Мы видим его иногда на линии горизонта, но не придаём этому особого значения, не подозреваем о его существовании и роли. Но оно есть и оставляет человека только в том случае, если он нарушит заповеди». Узнав об этом, невольно начинаешь искать облако у себя над головой и вспоминать свои грехи…

Особое отношение у автора к работе под названием «Слеза ангела». В ней над выгравированной на сверкающей сфере картой Японии зависла в полёте стая позолоченных птиц. Они раскинули крылья и уронили нити жемчужных слёз. По задумке Виктора Сырнева птицы — посланники богов, они ангелы — посредники между небом и землёй. Увидев в полёте страдания и боль людей, птицы-ангелы заплакали, а их слёзы, упав в море, превратились в драгоценные жемчужины. Почему художник выбрал именно Японию местом плача ангелов? Потому что эта страна дважды пережила адские атомные катастрофы, боль, слёзы и смерть.

Атмосфера на выставке Сырнева волшебная, экспонаты переливаются, как сказочные игрушки. Смотришь и удивляешься — ну откуда, откуда у Виктора Александровича это всё? Не иначе как дают о себе знать гены, ведь художник родился на Урале — родине самоцветов, да ещё и в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, который до революции 1917 года считался одним из центров ювелирного искусства России.

Ювелир Сырнев работает с золотом, серебром, жемчугом, кораллами, бирюзой и всем тем, что мы привыкли считать драгоценными материалами. Но не всё так просто. Если, к примеру, портной берёт ткань и, не видоизменяя её, шьёт готовую вещь, то ювелир берёт один материал и фактически получает из него другой, то есть проводит кучу манипуляций, чтобы видоизменить исходник до такого состояния, когда из него можно что-то сотворить. При этом мастеру ещё нужно наделить своё произведение изяществом и на пути к конечному результату не растерять закладываемую в него идею.

Портрет китайского чиновника, который пишет стихи
«Карнавал в Венеции»
Таким художник увидел пик Хан-Тенгри

Похоже, именно так у художника Сырнева появилась работа под названием «Все мы листья одного дерева» (см. верхнее фото, слева). В ней множество золотых и серебряных листочков тянется к небу, образуя крону дерева с единым стволом. Инсталляция, пожалуй, лучше всех передаёт главную идею выставки: при всех различиях жителей Востока и Запада древний Шёлковый путь всё же смог их объединить.

follow Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *