Каждая школа должна быть безопасной и комфортабельной

В начале месяца наша газета опубликовала интервью с министром образования Гульмирой Кудайбердиевой о реформах в сфере образования. Названные министром новшества преследуют две важные взаимосвязанные цели. Первая — дать подрастающему поколению качественное образование, используя современные содержание и методы обучения. Вторая — создать для школьников безопасную образовательную среду.

Понятие «безопасная школьная среда» — нечто большее, нежели просто надёжное и устойчивое учебное здание. В это понятие входит несколько значимых критериев.

К примеру: достаточное озеленение как двора, так и помещения школы растениями, поглощающими из воздуха вредные вещества, мебель, сделанная из экологически чистых материалов, регулируемая по высоте (ведь в одном классе могут заниматься дети разного возраста), нетоксичные строительные материалы или малярные краски. Другие критерии — психологическая и информационная безопасность. Одним из способов создания для учеников комфортной психологической среды может стать возможность во время перемен и после уроков направить свою активность и энергию в положительное русло при помощи развивающих или физических игр.

В общем, школы должны стремиться к быстрым и кардинальным изменениям в лучшую сторону, чтобы каждый ребёнок в них чувствовал себя комфортно. Чтобы добиться такого результата, необходимо своевременно заменять перегоревшие лампы, проветривать помещения, создать условия для мытья рук и тем самым сохранить здоровье и трудоспособность ребёнка.

Если продолжать цепочку компонентов безопасной образовательной среды, то нужно упомянуть и туалеты, а точнее, их ужасное антисанитарное состояние во многих школах. А потом жалуемся, что больных гепатитом детей становится всё больше. Не секрет, что часто уборные расположены во дворах, не всегда близко к учебному зданию. И ребятам, помимо того, что нужно до них бежать и в холод, и в жару, так ещё и приходиться дышать нечистым воздухом. Однако, несмотря на эту печальную реальность, курс к улучшению условий в школах задан. И сегодня важно, чтобы каждая общеобразовательная организация следовала ему. К счастью, Минобрнауки не одиноко в создании безопасной учебной среды. Существенную помощь оказывает проект Европейского союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике», реализуемый Фондом им. К. Аденауэра и экологическим движением «БИОМ».

Так, недавно в материале «Безопасность детей — общая цель!» (его можно прочесть на сайте slovo.kg) мы рассказали об успешной работе названного проекта в пилотной школе-интернате №21 для слабослышащих и позднооглохших детей, которая значительно улучшилась по всем названным выше компонентам. Здесь заменили освещение (на энергосберегающее), входные двери, утеплили прихожую. Установили системы вентиляции с сохранением температуры, видеонаблюдения, новую удобную и экологически чистую мебель, доску для рисования во время перемены. Кроме того, школу озеленили пряными растениями, подарили ей технику, развивающие игры, гимнастические мячи, учебные материалы. И это ещё далеко не всё, что намерен сделать проект.

Его координатор, представитель Европейского союза и Фонда имени К. Аденауэра Биргит Ветцель, пояснила, что проект стартовал в Бишкеке, но при этом он намерен работать по всей республике. Отберут 12 школ — только две из них — столичные. «Критерии будут разные. Ведь столичные общеобразовательные организации сильно перегружены, в то время как в горных районах они пустуют, поскольку доступ к ним затруднён», — пояснила она.

«Успех пилотных школ должен стать наглядным примером и планкой для других, чтобы все стремились стать такими же безопасными. Важно, чтобы дети имели возможность ходить именно в комфортабельную школу. От этого зависит будущее как подрастающего поколения, так и страны в целом. В этом направлении мы тесно работаем с Министерством образования. Также проект намерен сотрудничать с местными сообществами для распространения результатов», — отметила г-жа Ветцель.

«В настоящее время привлечённые проектом эксперты разрабатывают комплексный стандарт безопасности образовательной среды, который послужит основой для работы в каждой школе. Также, составив список нужд каждого из отобранных учебных заведений, мы приступим к их устранению».

Проект продлится 30 месяцев. Представитель Евросоюза подчеркнула, что путь к устойчивому развитию, который выбрал Кыргызстан, невозможен без развития системы образования, создающей интеллектуальный капитал нации. Требования времени к ней заключается в изменениях содержания образования и создании соответствующей обучающей среды, имеющей ряд параметров.

По словам г-жи Ветцель, за последние 25 лет появилось очень много детей, а система образования остаётся старой и требует реформ. Сотни школ Кыргызстана построены до 1980-х годов и выработали свой ресурс. В этой связи правительством республики принята программа «Безопасные школы и дошкольные общеобразовательные организации», рассчитанная на 2015-2024 годы. «Дети должны обучаться в тёплых, чистых, безопасных школах, — добавила Биргит Ветцель.

Для создания такой образовательной среды необходимы определённая нормативная база, соблюдение требований охраны труда, защита участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической и информационной защиты личности. Помимо этого, борьба с насилием всех форм и видов должна быть совместной работой государства, организаций образования, местных органов власти, родителей и общественности. «Только в этом случае мы сможем сделать школы Кыргызстана безопасными для детей», — заметила Биргит.

Б. Ветцель сделала особый акцент на слове team — «команда». «У нас чудесный, сплочённый коллектив, работающий на реформы в системе образования. Мы многому учимся друг у друга. Через обсуждение приходим к решению того или иного вопроса. Каждый сотрудник проекта имеет опыт работы в сфере образования. Мы также взаимодействуем с экспертами, привлекаем работников из разных областей для того, чтобы через общее понимание прийти к правильному решению определённой проблемы».

По словам Биргит, проект получает всю необходимую поддержку со стороны Минобрнауки. Однако периодически возникают затруднения в коммуникации с другими ведомствами. К примеру, с Управлением образования, школами. «Мы бы хотели, чтобы все эти и другие ключевые ведомства, институты участвовали в решении общих проблем, поскольку система образования тесно связана с различными отраслями. К примеру, со строительством, здравоохранением. Цель — сохранить психологическую, экологическую и физическую безопасность в школах — должна быть общей».

Надо отметить, что госпожа Биргит Ветцель в последние 10 лет работает над различными проектами в Центральной Азии. До этого она трудилась независимым журналистом, освещающим в том числе проблемы системы образования. А посему, как никто другой, знакома с ними.

— Как специалист, я понимаю, насколько важно дать ребёнку перспективы на будущее и мотивировать учителей. Евросоюз поддерживает реформы, чтобы молодёжь вашей страны развивалась и имела светлое будущее. Этот проект очень важен и интересен, я счастлива работать в нём. Благодаря ему я узнала для себя много нового.

Аида ШИРИНОВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий