Новая эпоха требует перемен

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

http://sis.wt.com.mx/prego/art/maidstone-mischief-the-haunted-gaol.php Указ Президента «Об объявлении 2018-го Годом развития регионов», несомненно, даст стимул и толчок к восстановлению былой мощи и развитию реальной экономики, в том числе агропромышленного комплекса страны. Только тогда будут созданы условия для улучшения жизни народа, увеличения ВВП на душу населения и вышеназванныйУказ Президента достигнет намеченной цели.

Пришло время новой эпохи «Таза Коом — Жаўы доор», когда придётся в корне изменить структурную составляющую народного хозяйства республики, где сегодня торговые отношения и оказание услуг составляют 43%, на сельское хозяйство приходятся 25%, 5-7% связаны с финансовым сектором, и 20% направлены на развитие. Как видим, очень мал вклад реального сектора экономики для развития страны, что является результатом развала промышленного и агропромышленного комплекса в период проведения реформ переходного периода. Поэтому в современную эпоху начала индустриализации придётся резко поднять долю агропромышленного комплекса и промышленности в структуре экономики Кыргызстана.

С помощью мероприятий в рамках выполнения вышеназванного Указа решаются вопросы продовольственной безопасности. Сегодня угроза её для страны исходит из системного кризиса, в котором оказалось отечественное сельское хозяйство за последние четверть века суверенитета. Тогда проводимые аграрные реформы привели к коренным правовым, финансово-экономическим и земельным изменениям, но эти преобразования не дали ожидаемого развития сельскохозяйственного производства, и мы потеряли многое от достигнутого уровня производства 1990 года.

На продовольственную безопасность страны отрицательно воздействуют такие упущенные возможности, как уменьшение площадей орошаемой пашни за прошедшие четверть века (почти на 50 тыс. га), когда площади населённых пунктов увеличились на 210 тыс. га, причём за счёт пахотнопригодных равнинных земель. Аграрные хозяйства не стали обрабатывать богарные пашни и недополучали около полумиллиона тонн зерна. Снижение площадей орошаемых земель вызвало цепную реакцию в экономике: снизилась активность в аграрном секторе, резко сократилось число рабочих мест. И, как следствие, рекордные потоки эмигрантов сельского населения в Россию, Казахстан и другие относительно благополучные экономически республики ЕС и Америки.

За прошедшие годы не развивалась аграрная перерабатывающая промышленность — основная составляющая АПК государства. За это время в стране не создана работающая экономическая система в АПК и не получило развитие конкурентоспособное сельское хозяйство.

На основе вышеназванного Указа Президента предстоит поддержать отечественного производителя, что даст возможность увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Следует напомнить, что в настоящее время мы импортируем около 75% растительного масла, 46% мяса и мясопродуктов, 58% яиц, а также зерно и другие продукты питания. Причем основное их количество импортируется из стран ЕАЭС и наблюдается дисбаланс импорта к экспорту.

Надеюсь, что Указ Президента изменит государственную аграрную политику, создаст экономические условия, то есть направит финансы на развитие сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села, так как сельское хозяйство всегда было основой кыргызской экономики, точкой роста государства.

Для обеспечения продовольственной независимости с внедрением инновационной технологии производства необходимо вкладывать деньги в аграрную науку. Тогда мы сможем иметь конкурентоспособные сорта и гибриды культур семян отечественного производства Кыргызского НИИ земледелия, не будем зависеть от зарубежных семян.

Аграрному производству как реальному сектору экономики страны должно уделяться большое внимание, так как в сельском хозяйстве занята треть трудоспособного населения страны. Но когда сельское хозяйство будут вести, эффективно опираясь на развитую материально-техническую базу, столь большое количество занятых в сельскохозяйственном производстве людей станет ненужным, и они восполнят ряды рабочих промышленных предприятий.

Для осуществления Указа Президента в наших силах мобилизовать все внутренние ресурсы, однако предстоит привлечь зарубежные инвестиции, и в первую очередь из стран ЕАЭС. Это в компетенции нашего правительства.

В настоящее время актуально высказывание философов диалектического материализма: «экономика диктует политику» и можно констатировать, что развитая экономика открывает путь к полному суверенитету страны, всестороннему улучшению жизни и поднятию культуры и образования народа.

Думаю, в современную эпоху нашему правительству в рамках ЕАЭС предстоит активно воспользоваться реализацией совместных предприятий (СП) с Россией и странами ЕАЭС, когда на экономику РФ действуют международные санкции и взят курс на импортозамещение. В рамках импортозамещения предстоит добиваться размещения российских заказов в нашу страну с организацией СП. Для создания СП следует широко привлечь технополисы Приуралья, Сибири, европейской части РФ, а также промышленных гигантов Беларуси и Казахстана. На эти цели можно было бы направить деятельность Банка ЕАЭС. Кыргызстан для СП со странами ЕАЭС может представить развитый энергетический комплекс, бывшие промышленные производственные территории и терминалы с развитой инфраструктурой, а также трудовые ресурсы и профессиональные кадры.

Хорошо, что мы за годы суверенитета по-прежнему сохранили систему профессионального образования, функционируют профессионально-технические лицеи, профессиональные колледжи и университеты. Они обеспечивают необходимый качественно-количественный состав кадров для будущих СП. Кроме того, есть молодые кадры, работающие в странах ближнего и дальнего зарубежья, — трудовые эмигранты, как рабочие, так и менеджеры производства.

В рамках политики импортозамещения, которая проводится в странах ЕАЭС, в первую очередь можно было бы восстановить хлопкопрядильные и текстильные комбинаты, сигаретные заводы, фабрику первичной обработки шерсти (ПОШ), камвольно-суконный и мясокомбинаты. Ликвидация данных предприятий по программе PESAC отрицательно сказывается как на потере рабочих мест, так и на увеличении импорта продукции. Отечественные предприятия Кыргызстана по сравнению с 1990 годом не производят 92 млн. квадратных метра хлопкопрядильной ткани, 12 млн. шерстяной ткани, с отсутствием мясокомбинатов в 18 раз снизилось производство мяса, в 5 раз — колбас, в 6 раз — сливочного масла, в 4 раза — сигарет.

Отрадно отметить, что с 2016 года в Кыргызстане наблюдается рост сельского хозяйства, и он свидетельствует о постепенном устойчивом росте сельскохозяйственного производства, особенно это видно в области производства сахарной свёклы в Чуйской и фасоли в Таласской долинах. Развитие отрасли свекловодства и увеличение производства сахара урожая 2016 года показывают, что прогресса можно добиться только при наличии перерабатывающего сельскохозяйственное сырьё завода. Достигнутый свекловодами Чуйской долины рубеж — свыше 710 тыс. тонн сахарной свёклы с урожайностью 625 ц/га в трудоёмком производстве сахарной свёклы вселяет надежды. Такая урожайность сахарной свёклы достигнута впервые в истории свекловодства Кыргызстана, и она фактически подтверждает, что ею можно гордиться. Свёклу принимали приёмные пункты сахарных заводов и перерабатывали. То есть развитию свекловодства страны способствовало функционирование сахарных заводов.

Это не просто драйвер роста, а отрасль, которая задаёт тон, ритм и настроение всему агропромышленному комплексу. Она в будущем поможет реализации нашего экономического потенциала и уже служит локомотивом развития реального сектора экономики страны.

Главное — не останавливаться на достигнутом рубеже, не сбавлять темпы роста. Надо констатировать, что это реальная отрасль, куда инвестор будет вкладывать финансы и получит отдачу.

Это следует учесть и в данном направлении провести долгосрочную и целенаправленную работу с целью дальнейшего устойчивого развития народного хозяйства Кыргызстана. Благоприятной ситуацией надо своевременно воспользоваться для дальнейшей интенсификации не только свекловодства, но и всей отрасли растениеводства и перерабатывающей промышленности страны.

В ближайшей перспективе предстоит решить вопрос организации кластера «Сахар» с использованием вышеназванного ресурса увеличения валового сбора сахарной свёклы и переработки на сахарных заводах.

Поэтому в государственных программах страны придаётся весомое значение кластеризации сельскохозяйственной отрасли с перерабатывающей промышленностью во главе.

Думаю, что от возрождения отечественного аграрного и промышленного сектора не останутся в стороне хозяева малых и средних бизнес-структур, строительных и торговых компаний, которые сегодня имеют богатые финансовые накопления. Причём некоторые из них приватизировали бывшие промышленные предприятия и перепрофилировали их в торговые центры. Может быть, они создадут фонд развития отечественного производства, так как эра торговых комплексов и реэкспорта подходит к концу. Начинается эпоха возрождения реального сектора экономики.

Новая эпоха требует мобилизации всех ресурсов республики.

http://aca.com.my/includes/monitor/how-to-use-parental-controls.html Нурудин КАРАБАЕВ,
директор Кыргызского научно исследовательского института земледелия, д.с.х.н., профессор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *