Услышьте нас!

Правительство помогает, а результаты скромные

Сижу на первом в этом году заседании Национального альянса бизнес-ассоциаций (НАБА), внимательно слушаю депутата Жогорку Кенеша Махабат Мавлянову, заместителя министра экономики Данияра Иманалиева, руководителя секретариата Совета по развитию бизнеса при правительстве Талайбека Койчуманова, представителей аналитического центра из южной столицы. Думаю: власть не бросает предпринимателей на произвол судьбы, помогает финансами, привлекает инвесторов, совершенствует законы, убирает дублирующие друг друга контролирующие органы. Постепенно передаёт некоторые свои полномочия бизнес-ассоциациям. Считается, что там — практичные, опытные люди, они быстрее, чем чиновники, беспристрастно разберутся со своими нерадивыми коллегами, предпочитающими работать в тени, делающими конкуренцию нездоровой и несправедливой.

А сколько в нашей стране создано диалоговых площадок для предприимчивых кыргызстацев! На самом высоком уровне, где можно оперативно решить возникшие проблемы, озвучить свои идеи, всесторонне их обсудить! Одна диалоговая площадка, другая, третья… При правительстве, Жогорку Кенеше, при Министерстве экономики, Международном деловом совете и т. д.

Почему всё это не работает с максимальной эффективностью?

За разъяснениями я обратилась к руководителю секретариата НАБА Улуку КЫДЫРБАЕВУ.

— Бизнес будет работать только там, только на той территории, где ему пойдут навстречу, — убеждён мой собеседник. — В Кыргызстане неплохие законы, есть прогрессивные программы, продуманные, долгосрочные стратегии, но нет надёжного механизма их исполнения. Национальный альянс бизнес-ассоциаций регулярно общается с чиновниками различного уровня, организуем круглые столы, диспуты, затем резолюции посылаем аппаратчикам. И что же? Хромает на обе ноги конкретное исполнение. Документы, решающие судьбу наших проектов, как правило, спускают вниз. А на периферии какой-то клерк что-то не понял, не разобрался, вовремя не прочёл постановление правительства. И все интересные задумки бизнеса остаются на бумаге, складируются под сукно.

Нам, предпринимателям, требуется государственный заказ, надо добиваться системного подхода к принятию решений. Не просто отказывать, а обосновывать такое решение — почему не проходит та или иная идея, доказать расчетами её экономическую нецелесообразность. Но ведь чиновники не хотят этого делать, не хотят работать творчески. Многие ли государственные и муниципальные служащие обладают аналитическими навыками?

Наш альянс существует уже десять лет, мы никогда не отказывали в обучении всем желающим, регулярно проводили семинары, тренинги. Бизнес только тогда пойдёт навстречу власти, станет помогать осуществлять самые смелые планы и реформы правительства, когда почувствует, что услышан, что на него больше не смотрят как на «мешок с деньгами». Нам нужны чёткие правила игры, истинно партнёрские отношения, чтобы за волокиту и ничегонеделание, неисполнение функциональных обязанностей чиновник отвечал своим креслом или зарплатой. А фермер вместо того, чтобы переживать, обязан не опускать рук и бороться за свой бизнес, знать свои права, законы, защищающие предпринимательскую деятельность. Не просто прочесть документы, касающиеся земли, проведения аукционов, предоставления государством льгот, ссуд, он обязан их понять, вникнуть в суть. За него этого никто не сделает.

В кабинете министров должны помочь деловым людям наладить межотраслевую и межрегиональную координацию, сделать так, чтобы как можно быстрее в полную силу заработала цифровая информационная система «Таза Коом», когда любую госуслугу можно получить через Интернет, что уменьшит издержки для бизнеса, государства и граждан, тем самым поддерживая экономический рост.

— Сам факт участия государства в делах бизнеса играет огромную роль, — говорит Улук Кыдырбаев. — Приведу пример. При производстве сельхозпродукции и её сбыте мы часто пользуемся проверенным на практике способом: сажаем друг напротив друга дехкан и потребителей, и такой метод они уже считают для себя поддержкой.

Ведь компаниям и предприятиям часто необходимы не столько деньги, сколько стабильные заказы, дающие возможность планировать будущие затраты и прибыли. Об этом давно говорят все деловые партнёры, в том числе на уровне МСУ. Они хотят видеть чётко прописанные ключевые цели.

Думаю, на уровне премьер-министра необходимо менять механизм исполнения поручений служащими, существующую систему принятия решений. Без соответствующего анализа регулятивного воздействия, то есть участия бизнесменов, не должны выходить в свет различные инструкции и нормативно-правовые документы. Так постановил совет по бизнесу и инвестициям, действующий при правительстве, десять лет назад. К сожалению, на практике картина совсем иная.

Уверен: чиновнику надо платить не за исполнение своих функциональных обязанностей, не за сам процесс работы, а за результат. Тогда он поймёт: если поставленная цель не достигнута, он останется без бонуса. Поясню на примере: когда бригада строит вам дом, вы платите за готовое здание, а не за процесс строительства. Пусть у чиновников будет небольшая зарплата (она ведь и так невысокая), зато появится реальный стимул выполнять работу качественно и в срок. Наша республика не так богата, чтобы содержать толпу низкооплачиваемых клерков. Их следует постепенно заменять на высокопрофессиональных государственных и муниципальных служащих, а рутинные процессы автоматизировать.

НАЧНЁМ С ДЕТСКОГО САДА

Бывая в самых отдалённых от центра регионах, убеждалась не раз: уровень финансовой грамотности (особенно женщин, рискнувших заняться фермерством) чрезвычайно низок. Весь заработанный своим трудом капитал они предпочитают вкладывать в недвижимость или скот. Не знают (да и боятся), что для того, чтобы развиваться дальше, становиться успешнее и богаче, можно воспользоваться кредитами с минимальной банковской процентной ставкой, а при отсутствии ликвидного залога обратиться к гарантийным фондам, благо их столько сегодня работает во всех регионах республики: с государственным или муниципальным капиталом.

Ликвидировать финансовую безграмотность у провинциальных коммерсантов взялись со всех сторон. Не один год этим заняты сотрудники Национального банка Кыргызской Республики, микрофинансовых агентств, частных компаний (к примеру, финкомпания «Сенти») и др. По словам Улука Кыдырбаева, считать деньги надо учить с детского сада и делать это в игровой, занимательной форме. Что касается взрослых, то для них необходимы специальные телепрограммы или соответствующие рубрики в газетах.

— Я как-то гостил у своей родни на Иссык-Куле, — вспоминает глава НАБА. — Необыкновенный простор для занятия бизнесом, такие красивые вокруг места, дух захватывает, природа — первозданная, воздух от чистоты звенит. Можно принимать туристов, становиться гидом, сопровождать приехавших в наш край гостей, ищущих острых ощущений, на горных тропах, организовать для любителей путешествий конные прогулки. Можно открыть небольшой молочный завод и выпускать экологически чистый сыр, на него спрос во всех странах СНГ и Европы. Можно организовать лечение кумысом, набирать на летние месяцы команды спортсменов-легкоатлетов или альпинистов, готовить их к восхождениям. Только всего этого, кроме привычного с детства родного пейзажа из окна собственного дома, не видят мои родственники, а жаль.

Сегодня выигрывают те страны, которые способны максимально быстро адаптироваться к изменениям.

Галина ЛУНЁВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий