Вс. Ноя 18th, 2018

Информирован — значит вооружён. Добрый символ в витрине кафе

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В последние годы мы всё чаще предпочитаем отмечать дни рождения или другие семейные события не дома, а в кафе или ресторане. Оказалось, это очень даже удобно: хозяйка освобождается от многочисленных хлопот с заготовкой продуктов, приготовлением блюд и последующем мытьём посуды. Да и по затратам всегда можно выбрать что-то по карману. Не только в столице, но и других городах Кыргызстана растёт число предприятий общественного питания самого разного уровня — от студенческих столовых, буфетов, бистро и небольших кафе до крутых ресторанов.

Но у домашней кухни есть несомненное преимущество — мы знаем, из каких продуктов готовим угощения и в каких условиях. А как узнать, можно ли доверять предприятиям общепита? Насколько безопасно там в плане чистоты, санитарного состояния?

Совсем скоро, собираясь с друзьями в кафе или ресторан на дружескую вечеринку, мы будем реагировать на специальные стикеры, так называются вывески, свидетельствующие о результатах проверки санитарной инспекцией соблюдения гигиены при приготовлении любимых блюд: лагмана, бешбармака, мант, борща, самс и т. д.

Самостоятельно убедиться в качестве популярного в народе этого вида сервиса по понятным причинам кыргызстанцы не могут: не стоять же весь день за спиной повара. Отношения «клиент — ресторатор» издавна строились у нас исключительно на доверии. Но времена изменились. В Миниэкономики предлагают устранить эту брешь простым и наглядным способом с помощью стикеров, их можно назвать наклейками, которые будут вывешиваться на видных местах при входе в кафе, рестораны, столовые.

Разобраться с нововведениями экономического ведомства, чтобы оградить себя от «пищевых» неприятностей, немудрено, достаточно представить себе светофор, регулирующий правила дорожного движения. Стикер зелёного цвета означает, что с соблюдением санитарных норм всё в порядке, можно смело трапезничать в выбранной вами столовой или кафе. Жёлтый цвет стикера заставит насторожиться: этой точке общепита требуются незначительные улучшения, ну а красный — серьёзное предупреждение об опасности. Лучше выбрать другое место для обеда, вон сколько вокруг мест, где можно перекусить, конкуренты только обрадуются.

Министерство экономики, выполняя постановление правительства от 10 января 2018 года об обязательном информировании населения об уровне безопасности услуг общественного питания, решило пойти революционным путём: не привлекать привычный со времён Советского Союза административный командный ресурс, доказавший свою неэффективность, а заменить его рыночным, демократическим механизмом. То есть обнародовать, сделать открытыми результаты санитарных и фитосанитарных проверок предприятий общепита. Складывающееся в процессе деятельности кафе и столовых общественное мнение быстро и надёжно закрепит соответствующий рейтинг за каждым предприятием общепита. Знаем наверняка: ничто не может сравниться с людской молвой.

source site СМАЙЛИК НА ДВЕРИ КАФЕ: ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Напомним читателям: своим постановлением кабинет министров утвердил положение, определяющее порядок информирования населения об уровне безопасности услуг общественного питания, предоставляемых коммерсантами, в основном это предприятия малого и среднего бизнеса.

Согласно документу, собственники кафе, ресторанов, столовых, мест, где торгуют фаст-фудом, лепешками и т. д., обязаны доводить до потребителей информацию о результатах проведённых у них проверок.

Как отметила начальник управления регулирования предпринимательской деятельности Минэкономики Акылай Кожомбердиева, выданные санинспекцией соответствующие стикеры разместят в местах, находящихся в зоне видимости посетителей.

«Услуги общественного питания оказывают существенное влияние на жизнь и здоровье соотечественников, — подчеркнула она, — именно в этой сфере необходимо пользоваться несложными наглядными пособиями информирования потребителей, что мы и предлагаем.

Нововведение, с одной стороны, позволит потребителям получать сведения о работе того или иного предпринимателя, предоставляющего свои услуги, с другой — станет стимулировать бизнес не прятаться от контролёров, воспринимать результаты проверок как средство привлечения клиентов».

ДИЗАЙН, ПОНЯТНЫЙ ВСЕМ

Стикеры на витринах, дверях кафе и ресторанов привычны для жителей европейских стран. Подобная система успешно применяется в Великобритании, Голландии, Дании, Литве, да и в США посетители кафе отдают ей предпочтение.

В Штатах, к примеру, применяют буквенную систему классов от A до F, используемую инспекционными органами, специализирующимися на проверке мест общественного питания.

В Литве используют стикеры с оценкой от 0 до 5. Рейтинг включает следующие показатели: гигиеническое обращение с продуктами питания, включая приготовление пищи, повторное нагревание и хранение; чистота и состояние объектов и зданий (включая надлежащую планировку, вентиляцию, средства для мытья рук и борьбы с вредителями); система, гарантирующая, что проданная или подаваемая еда безопасна для употребления.

Введение оценки гигиены пищевых продуктов в Великобритании началось в 2010 году с нескольких регионов, постепенно добавлялись новые. Сегодня в этой европейской стране существует более 430 000 оценок гигиены питания, из них 67% достигли наивысшего рейтинга «5 — очень хорошо. Обязательная индикация привела к устойчивому соблюдению безопасности пищевых продуктов со стороны предприятий.

«В Лондоне я видел стикеры на витринах и дверях кафе и ресторанов, — делится своими впечатлениями Кубат Шатманалиев, заведующий сектором регулирования контрольно-надзорной деятельностью Управления регулирования предпринимательской деятельностью Министерства экономики. — Участие местных компаний в квалификационной оценке пищевой гигиены в Великобритании сделали обязательным. Агентство по пищевым стандартам Британии (FSA) присваивает рейтинг от нуля до пяти компаниям, продающим продукты или предоставляющим услуги питания населению. Эта информация находится в Сети в открытом доступе. Причём особое внимание уделяют фирмам, которые не смогли получить высокие оценки».

Недавно FSA опубликовало доклад главного научного советника профессора Гая Поппи. В своей работе он рассматривает влияние оценки гигиены питания (FHRS) на безопасность пищевых продуктов. «Применяемая схема принесла ощутимые выгоды британским потребителям, дав возможность людям выбирать места с более высокими рейтингами, — говорит Гая Поппи, — а это в свою очередь подтолкнуло рестораны и другие предприятия пищевой промышленности к повышению стандартов гигиены, чтобы привлечь больше клиентов».

БОРЬБА ЗА РЕЙТИНГ

В Министерстве экономики уверены: применение в нашей республике схожей системы позволит сделать работу надзорных органов более прозрачной — всем станут известны результаты проверок на каждом объекте общественного питания, что повысит ответственность должностных лиц, проводящих проверки.

Большие надежды в стране возлагаются на развитие туризма, растёт сегмент этнических, национальных ресторанов. Значит, повышаются и требования к их пищевой безопасности.

«Мы выбрали из Интернета символы, понятные без исключения всем кыргызстанцам, — продолжает Кубат Шатманалиев. — Если у входа в кафе вас встретит весёлый смайлик, значит, проверка предприятия питания дала хорошие результаты. Символы «нейтрально» требуют незначительных улучшений сервиса, и «грустно» — над безопасностью приготавливаемой еды предстоит серьёзно поработать, поднять на более высокий уровень гигиену приготовления пищи». Подробнее о результатах проверок К. Шатманалиев приглашает кыргызстанцев узнать на официальных сайтах госорганов.

Стикеры будут выдаваться по результатам проверок, существуют определённые критерии оценки степени риска, утверждённые постановлением правительства. В этом документе прописаны инструкции воплощения в жизнь постановления кабинета министров «Об информировании населения о безопасности услуг общественного питания». Он призван реализовать Закон «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства».

Сразу уточним: разработанная схема информирования касается только безопасности услуг общепита, но не качества продукции и обслуживания, поскольку эти требования не предусмотрены законодательством о проверках.

Главная цель инициативы Минэкономики заключается в том, чтобы помочь потребителям сделать осознанный выбор тех мест, где они будут питаться или покупать еду.

«Думаю, нововведение пойдёт на пользу обеим сторонам — и клиентам, и предпринимателям. Посетители кафе и ресторанов, даже не заходя внутрь, по символу на двери смогут узнать, насколько безопасно для их здоровья посетить это заведение. Смайлик будет добрым символом. И, конечно, те, кто его получит, разместят его на видном месте и будут объяснять клиентам, что он означает. А для бизнеса, получившего невысокую оценку, это будет мощным стимулом как можно скорее исправить обнаруженные недостатки», — считает Мурат Арстанбеков, менеджер одного из ресторанов Бишкека.

Понятно, что смайлик будет привлекать посетителей, а вот как быть с остальными символами? Вряд ли они обрадуют их обладателей.

«Дело в том, что стикер можно заменить в случае, если предприниматель обратится в контролирующий орган с заявлением о проведении внеплановой проверки или перепроверки», — объясняет Умут Сатыбалдиева, санитарный врач высшей категории Госсанэпиднадзора Бишкека.

Представьте ситуацию: стоят рядом два кафе и на дверях у них разные стикеры. Наверняка посетитель выберет то, что с высоким рейтингом. А у обладателя более низкого рейтинга не останется другого выхода, как равняться на лучших.

«Если он не добьётся смайлика, означающего «требованиям соответствует», то потеряет клиентов, не выдержит конкуренции и в итоге будет вынужден уйти из бизнеса или сменить профиль. Конкуренция на рынке большая, и выживут только самые добросовестные и исполнительные», — заключила Умут Кадыровна.

see url ПОЭТАПНОЕ ВНЕДРЕНИЕ

Разумеется, инспекторы объяснят причины, по которым выдали «грустный» символ, и посоветуют, как исправить положение. Но если в процессе проверки будут выявлены серьёзные риски, если будут проигнорированы рекомендации проверяющих, тогда уже придётся применять более кардинальные меры, вплоть до закрытия предприятия общепита.

Ещё одно преимущество нововведения — работа надзорных органов станет прозрачнее, результаты проверок будут обнародованы. Это повысит ответственность должностных контролирующих лиц, считают разработчики документа.

Конечно, чтобы система действовала, надо провести разъяснительную кампанию, потребители должны понять суть рейтинговой информации, привыкнуть, что она доступна всем, пусть предприниматели сами делают выводы, когда у их предприятий общественного питания не окажется стикеров.

Если посетитель не увидит стикера в кафе, баре или ресторане или засомневается в рейтинге, то нужные сведения он сможет найти на сайте Госсанэпиднадзора (www.dgsen.kg), где информация о результатах проведённых проверок и присвоенных стикерах будет в открытом доступе. И если вдруг обнаружится, что бизнесмен неверно информирует своих посетителей, то это сразу станет известно через социальные сети.

Всякий эксперимент требует апробирования. Поэтому предлагается поэтапное внедрение схемы.

«В течение года с момента вступления в силу постановления правительства схема будет применяться в Бишкеке и Иссык-Кульской области, где чаще бывают иностранные туристы, им эта система знакома и привычна. Мы ожидаем, что смайлики помогут привлечь в наш край больше путешественников. На втором этапе схема будет распространена на всю республику», — сообщили представители Минэкономики.

Специалисты экономического ведомства страны считают, что через определённое время стоит провести какой-то анализ, дабы оценить эффективность нового подхода.

Примечательно, что выполнение проекта правительства не потребует финансирования из государственного бюджета. Единственные затраты — на изготовление стикеров. Данную работу поддержал Всемирный банк, конкретно Международная финансовая корпорация (IFC), осуществляющая программу улучшения инвестиционного климата в Кыргызской Республике, финансируемую правительствами Великобритании и Швейцарии.

СПРАВКА «СК»: применение данной системы информирования потребителей начнётся в Бишкеке и Иссык-Кульской области с 1 апреля 2018 года, на остальной территории республики — с 1 апреля 2019-го.

Галина ЛУНЁВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *