Предупреждать правонарушения — ответственность общая

В выступлении на II Национальной конференции «Собезопасность и политика предупреждения преступности в КР» премьер-министр Сапар Исаков подчеркнул, что задача правительства заключается в недопущении роста уровня преступности, создании безопасной среды, выявлении и устранении причин правонарушений, совершаемых в стране.

Он также отметил, что правительство должно обеспечить безопасность граждан через эффективные механизмы их предупреждения и что оно неоднократно заявляло о готовности к диалогу с гражданским обществом в достижении поставленных целей.

В формате национального форума прошёл круглый стол, где представители гражданского общества рассказали о мероприятиях, проводимых по предупреждению преступности в регионах. Заседание открыл его модератор известный политолог Игорь Шестаков. Он отметил, что традиционно считалось: правоохранительные органы должны предотвращать преступность и проводить профилактическую работу. Однако практика независимого Кыргызстана показала, что их усилий, к сожалению, недостаточно. И благодаря поддержке со стороны структур ООН у гражданского общества появляется возможность активно участвовать в процессах профилактики правонарушений и их предупреждении. Он выразил надежду, что дискуссия станет началом серьёзного разговора и в дальнейшем он будет продолжен. В заседании также участвовали эксперты Жогорку Кенеша, связанные с разработкой законодательства, направленного на борьбу с правонарушениями.

У Кыргызстана имеется весьма креативный опыт в обсуждаемой на национальной конференции сфере, в стране действует специальный закон о профилактике правонарушений, который говорит о том, что в этой важной работе должны участвовать представители разных сторон, ведь всегда лучше предупредить правонарушения, нежели реагировать после того, как преступление уже совершено, заметил, обращаясь к участникам заседания, Кун Маквингер, международный координатор УНП ООН. Милиция играет основную роль, но её усилий недостаточно, потому важны роль органов местного самоуправления, а также вовлечённость в работу секторов образования, социальной поддержки, здравоохранения. В рамках принятого закона в Кыргызстане работает координационное совещание и созданы общественные профилактические центры, которые действуют на местах. В последние годы международные институты совместно с партнёрами в республике старались развивать так называемое партнёрство по профилактике правонарушений. Рассмотрено много разных инициатив по объединению усилий, и в данном направлении трудится много организаций. Милиция, институты гражданского общества и МСУ обсуждают и совместно анализируют ситуацию по безопасности, определяют приоритеты, вырабатывают решения.

Время показало, что это достаточно эффективный подход. Приняты совместные планы и там, где само население ставит для себя приоритеты, выделяются средства из местного бюджета, в 2016 году выделено порядка 15 млн. сомов для разных мероприятий. Совместными усилиями гражданского общества и органов МСУ реализован ряд мероприятий по актуальным вопросам. Где-то это дорожная безопасность, в других местах — профилактика правонарушений. Где-то остро стоит вопрос о профилактике экстремизма либо вопрос домашнего насилия. За круглым столом как раз собралось много партнёров, работающих по названным направлениям. И международное сообщество постарается оказать им содействие. В республике уже есть хороший опыт, есть также готовность правительства, и его надо внедрять уже на национальном уровне.

Глава общественной организации из Джети-Огузского айыльного аймака Иссык-Кульской области Бибигуль Улепаева рассказала на встрече, что они уже три года сотрудничают с международными организациями и Гражданским союзом за реформы и результат. Проделан заметный фронт работы по профилактике правонарушений и общественной безопасности. Оратор сообщила, что в их аймаке в ней участвуют представители местной власти, неправительственного сектора, органов внутренних дел, которые разрабатывают совместные планы. В МСУ выбирают актуальные и злободневные для шести населённых пунктов аймака проблемы, по которым составляются планы. Потом отбираются самые неотложные и по ним идёт работа. Одной из таких насущных проблем было скотокрадство, в течение 2016-го она стояла весьма остро. Весь год сельские активисты трудились над её решением. Сегодня на территории аймака нет краж скота. Помогла установка видеокамер, конкретно отслеживающих правонарушения.

Благодаря международной финансовой поддержке мы смогли отремонтировать помещение ПОМ (поселковое отделение милиции), которое находилось в запущенном состоянии с 1978 года. В зимнее время там сотрудники больше часа сидеть не могли. Здание отремонтировали, а также смогли открыть офис общественно-профилактического центра. Оснастили его оргтехникой, и сейчас его сотрудники оказывают поддержку населению в вопросах профилактики правонарушений — как школьникам, так и взрослым. Мы организовали много спортивных и образовательных мероприятий, поскольку профилактика правонарушений у нас превыше всего,

— подчеркнула Б. Улепаева.

Представитель общественной организации села Уч-Коргон Кадамджайского района Баткенской области Рано Турсуналиева рассказала о том, как заработал проект дорожной безопасности, в реализации которого их поддержали партнёры. В его процессе сельчане провели диалоговые площадки, выявили причины дорожных происшествий, случившихся в селе. Далее следовала работа с подростками и учащимися девяти школ округа. В каждой из них действуют группы юных инспекторов движения. На тренингах ребят обучили более глубокому знанию правил дорожного движения. В селе установили дорожные знаки, расчертили на дорогах разметку. В результате водители начали осознавать, что перед школами нельзя ездить на большой скорости. Были установлены светофоры и камеры отслеживания на самых оживлённых перекрёстках.

Гульсана Абытова, руководитель ОФ «Женский банк мира» из города Нооката Ошской области, сообщила, что их организация при поддержке партнёров провела ряд мероприятий по профилактике ранних браков с участием несовершеннолетних девочек. В их числе школьные собрания с родителями, где им разъяснили положения закона о запрете религиозного обряда нике, принятого в октябре 2016 года. Школьникам рассказали о вреде и влиянии на дальнейшую жизнь девочек последствий ранних браков. А также о том, куда может обратиться несовершеннолетняя девочка в случае принуждения к насильственному раннему браку. Дали телефоны горячей линии МЧС и Минсоцтруда.

К сельским активистам обращались молодые разведённые женщины по вопросу получения свидетельства о рождении их детей. Когда глубже изучили, в чём же истинная причина большого количества разводов, выяснилось, что многие девочки были выданы замуж после 9-го класса. В связи с чем они не были готовы ни социально, ни психологически, ни материально к брачной жизни. Поэтому они подвергались семейному насилию, не могли правильно выполнять какие-либо домашние дела, вовремя повести ребёнка в больницу, сходить за нужной справкой, то есть были не готовы к семейной жизни, что приводило к разводам.

Эти проблемы существуют в Ноокатском, Араванском, Кара-Сууйском и Узгенском районах. Сюда относится, к примеру, и ограниченный доступ к образованию. Как правило, после 9-го класса девочки не учатся, если раньше в школах насчитывалось по 3-4 девятых класса, то в десятом классе в школах набирается только по одному класс-комплекту. Также есть ограничение в получении профессии, медицинских услуг. В сельских сообществах считается позорным обращаться к врачам. Если девочку увидят с мамой в больнице, то сочтут её за «испорченную». В узбекскоязычных сообществах, как отметила выступающая, обнаружен низкий потенциал узбекских сельских учителей. Они не владеют интерактивными и новыми методиками обучения. Ещё одна проблема в том, что ОРТ даётся только на русском и кыргызском языках, узбекскоязычные школьники по этой причине не могут его сдавать. Хорошо, что на национальном форуме выработан ряд рекомендаций для решения этих проблем.

Руководитель общественного фонда «Гражданский союз за реформы и результат» Тимур Шайхутдинов, принимая участие в диалоге за круглым столом, рассказал о совместной работе с международными организациями по продвижению вопросов профилактики правонарушений, социального партнёрства. Уже есть хороший багаж успешной работы в 13 муниципалитетах, включая столицу (Свердловский район). «Мы продвигаем теоретический и законодательный аспекты, пытаемся менять законодательные основы профилактики правонарушений, чтобы те подходы, которые мы выработали, распространились на весь Кыргызстан, а не только в тех пилотах, где мы работаем. Там же, где работаем, заметно меняются отношение к вопросам правопорядка и запросы людей к милиции.

Он также коснулся законодательной базы политики предупреждения правонарушений. ОФ поднимает вопрос о едином положении по взаимодействию между всеми субъектами профилактики правонарушений. Получена предварительная готовность со стороны премьер-министра, будет создана рабочая группа, куда ОФ присоединится и предоставит своих экспертов.

На местах есть успешная работа, но чем выше её уровень, тем меньше системного взаимодействия. Поэтому мы говорим, что надо создавать структуры, которые позволяли бы НПО, международным организациям постоянно работать сообща, на основе единых приоритетов, и принимать единую национальную стратегию по профилактике правонарушений. В стране должен быть единый стратегический план по этой проблеме. И, самое важное, чтобы инициативы шли снизу вверх, поскольку не всегда эффективно то, что навязывается сверху вниз. Надо помогать регионам внедрять приоритеты в национальную стратегию,

— заключил Т. Шайхутдинов.

Рассказывая о деятельности Ассоциации женщин-милиционеров, ее представитель Кана Айдаркул отметила, что в неё входят действующие сотрудники милиции. Ассоциация создана в 2010 году, и во всех регионах имеются её отделения. Их организацию международные координаторы привлекли к оценочной миссии, что помогло пилотным проектам стартовать в регионах, где прошли какие-то конфликты (Джети-Огуз, Уч-Коргон, Ноокат, Маевка и т. д.). И внимание на них было сфокусировано таким образом, чтобы речь шла не только о постконфликтном восстановлении, но и о том, чтобы впредь здесь не было никакой почвы для них.

Прошли тренинги по самым передовым направлениям, в том числе по профилактике преступности, противодействию многим негативным моментам, которые есть в обществе, по знанию современного законодательства. За один год обучены 200 сотрудниц. И впервые в этом важном вопросе дошли до районов, до этого обучение шло только на областном уровне. Сейчас члены ассоциации участвуют в одном из проектов, который называется «Наставничество в органах МВД».

Лидер Фонда международной толерантности Тажикан Шабданова сообщила участникам диалога о работе по совершенствованию законодательства, поскольку в нём есть немало нестыковок по проблемам правонарушений и имеются системные вопросы, которые также надо улучшать. Оратор поделилась опытом работы по институциональному обучению сотрудников органов МСУ, поскольку в них постоянно происходит текучесть кадров. Поэтому члены фонда сейчас ищут возможности для институционализации через введение учебных программ в вузах. Фонд выступил с инициативой введения курса (по выбору) при Академии управления при Президенте КР для того, чтобы можно было в рамках магистерских программ по органам МСУ проводить ещё и дополнительный курс по профилактике правонарушений. Сейчас идёт работа над учебно-методическим комплексом, чтобы его ввести.

Обучение сотрудников органов МСУ — одна из ключевых проблем в профилактике правонарушений, оно затратное и ресурсоёмкое, его можно решить только на уровне политической воли. Мы уже услышали на форуме о готовности со стороны правительства и будем в этом направлении и дальше трудиться,

— сказала Т. Шабданова.

Нуралы Базиев рассказал на заседании о деятельности Комитета по работе с молодёжными центрами Лейлекского района.

— При поддержке со стороны международных доноров в районе была построена спортплощадка, где устраиваются дружеские матчи и спортивные игры между молодёжью Кыргызстана и Таджикистана. На центральном рынке в райцентре установлен радиоузел, с его помощью там проводятся тематические профилактические передачи, а также различные конкурсы среди молодёжи приграничных районов двух республик. Например, стала популярной «Минута славы» для молодых талантов в искусстве. Среди любителей спортивных игр проводятся матчи смешанных команд из разных национальностей. Прошёл также круглый стол с таджикскими коллегами, где был подписан меморандум о сотрудничестве между айыл окмоту, молодёжными комитетами и общественными объединениями приграничных территорий.

Национальный координатор УНП ООН Жыпара Ракишева отметила, что реализация программ, о которых говорили участники круглого стола, приносит плоды и пользу для Кыргызстана. Она отметила, что Гражданский союз, Фонд международной толерантности, Ассоциация женщин-милиционеров внесли существенный добровольный вклад в реализацию этих программ. Проблемы, над которыми они работают (ранние браки, семейное насилие и т. д.), весьма актуальные, но сейчас на первый план выходит рост в регионах религиозного экстремизма. На местах уже отреагировали и включили в план работы мероприятия по решению этой серьёзной проблемы. Работу на местах надо поднимать на национальный уровень, и отрадно, что на форуме активисты из регионов получили подтверждение о поддержке со стороны правительства, что даёт шанс дальше продвигать всю работу на национальный уровень.

И затем государство возьмёт на себя с помощью гражданского общества деятельность по профилактике правонарушений. Сегодня первоначальная задача в продвижении социального партнёрства, в обществе уже хорошо поняли, — это не только зона деятельности милиции и МСУ, а всеобщая гражданская ответственность.

«Я привлечён как эксперт именно для разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок профилактики правонарушений», — начал выступление эксперт ЖК Егор Скобеев. Он подчеркнул, что Кыргызстан — уникальная страна, где давно существует закон, который определяет достаточно широкую деятельность по профилактике. В связи с ним и общественные организации, и граждане уже являются субъектами профилактики. Однако документ этот в определённой части недоработан, поскольку не содержит практических механизмов участия других субъектов. И в этом направлении на форуме в Бишкеке сделан очень большой шаг. Когда шла работа в секциях, провели анализ правоприменительных практик, озвученных участниками форума, которые в реальности столкнулись с серьёзными проблемами и недоработками в рамках существующей на сегодня правовой базы.

По мнению эксперта, есть сегодня и определённые пробелы, касающиеся финансирования тех мероприятий, которые органы местного самоуправления будут вводить в сфере правопорядка и безопасности. У нас есть бюджетный кодекс, который расходы по этой категории относит исключительно к обязательствам республиканского бюджета, что создаёт определённые трудности. Закон о профилактике говорит, что именно МСУ являются координаторами действий в сфере правопорядка и безопасности. А в правоприменительной практике благие идеи органов МСУ зачастую приводят к проблемам для них самих, так как возникают вопросы о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств. На форуме предложено создание рабочей группы при правительстве, которая проведёт детальный анализ существующей нормативно-правовой базы и при участии экспертов, которых номинировало гражданское общество, сможет внести изменения, что позволят отметить уже имеющиеся положительные практики. Их надо привести в более системный уровень и применять в национальном масштабе.

Эксперт также заострил внимание участников диалога на весьма интересной идее, высказанной премьер-министром С. Исаковым о полиции. Ключевой лейтмотив его мысли, как полагает эксперт ЖК, состоит в том, что у нас будет не смена милиции, а смена подходов к организации деятельности. Полиция будет прежде всего оказывать социальные услуги нашему обществу. То есть это сервисная служба, которая будет отвечать интересам именно общества. Это как раз то, к чему стремится гражданское общество и что хотят получить международные доноры. Из уст главы правительства прозвучала именно идея, что мы будем менять содержание самой системы. Причём это станет осуществляться в диалоге с гражданским обществом. И это ключевое высказывание премьера вселяет большую надежду на то, что будет меняться содержание деятельности правоохранительных структур за счёт их достойного и качественного кадрового наполнения.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий