Красота в гармонии. Разумное регулирование бизнеса

Желание работать по-новому, не вразвалочку, c применением методики современного менеджемента разделяют с правительством отечественные бизнесмены. Они напоминают, что любая предпринимательская идея держится на трёх основных постулатах, а именно: наличии земельных участков, трудовых ресурсов и, главное, человеческой инициативы.

Именно поэтому на очередном заседании Национального альянса бизнес-ассоциаций особое внимание уделили развитию конкуренции среди коммерческих банков и микрофинансовых компаний. Нетрудно догадаться почему — для снижения процентных ставок по кредитам, без них, понятно, далеко не уедешь, не расширишь бизнес, не привлечёшь к себе больше клиентов.

Вторая проблема — разработать ряд налоговых преференций для легального накопления капитала и инвестирования в те районы, которые не могут похвастаться экономической активностью населения, там нет работы, но имеются местные трудовые ресурсы, подчас немалые. Беседую с деловыми людьми, входящими в различные отраслевые ассоциации, — Союз ювелиров, объединение агробизнесменов Кыргызстана, аналитический центр БизЭксперт, «Жер Азыгы», альянс международных предпринимателей и ассоциация малых ГЭС.

Все, как один, утверждают, что в центре внимания их деятельности всегда находились и ныне находятся человек, регионы, где проживает большая часть наших соотечественников, только бизнесмены никогда это не афишировали. Подъём благосостояния сельских тружеников — они не должны жить хуже, чем городские жители, — исполнительная власть сделала своей приоритетной задачей, подготовив и обсудив с общественностью Стратегию-2040. Новый документ коммерсанты в целом поддерживают, цели правительства им близки и понятны. Деловые люди ждут от молодой команды кабинета министров выполнения данных промышленникам обещаний, строгого контроля за неукоснительным соблюдением клерками законов, обеспечения стабильности в политике и экономике.

Просят усовершенствовать существующую систему управления ограниченными, особенно на юге республики, земельными участками, находящимися вне городов и населённых пунктов, решить проблему выделения территорий для ведения предпринимательской деятельности, строительства производственных предприятий. Исходя из своей практики, а также ситуации на рынке труда, деловые люди указали на необходимость изменить обязательства работодателя в отношении наёмных рабочих, чтобы на местах развивать самозанятость населения, привлекать зарубежных инвесторов. Для этого надо упростить предоставление им въездных виз и вида на жительство, изменить принципы налогового регулирования, запретить контролирующим органам безо веских причин вмешиваться в хозяйственную деятельность совместных предприятий, сменить меры стимулирования экономического развития регионов.

Деловая элита страны рекомендует уже на ранней стадии формирования государственной политики, подготовки стратегий, концепций и пятилетних планов правительства включать их видение перспектив в среднесрочном периоде, обязательно учитывать предложения и мнения предпринимателей, это поможет правильно сориентировать чиновников в выборе приоритетных, первостепенных задач. Иначе дальше демонстрации публичного диалога с властью мы не продвинемся.

— Отраслевые приоритеты можно органично «уложить» в срочные и среднесрочные планы правительства, — говорит Улан Кыдырбаев, представляющий секретариат Национального альянса бизнес-ассоциаций НАБА. — Но, к сожалению, в Кыргызстане отсутствует система принуждения чиновников к анализу и предварительной проработке задач, требующих решения на этапе подготовки программных государственных документов. Как часто мы слышим: опоздали, дескать, со своими взглядами, документ ушёл на согласование. По этой причине не удаётся реализовать большую часть предложений от бизнеса.

Почему из принятых правительством проектов как на государственном, так и на муниципальном уровнях загадочным образом исчезли меры поддержки малого и среднего бизнеса, освобождение малых предприятий от обязательной ежемесячной налоговой отчётности? — спрашивает руководитель НАБА. — Могу привести немало примеров, когда проблемы бизнеса годами оставались без внимания властей, никак не решались, отправлялись «под сукно». О них не вспоминали на заседаниях кабмина, в поездках по регионам первых лиц государства. Это обстоятельство ещё раз доказывает наличие в нашей республике системной проблематики в госуправлении, именно поэтому многие проблемы, на наличие которых указывали коммерсанты 4-5 лет назад, остаются актуальными и до сих пор, даже те, которые удалось включить в стратегические документы правительства в качестве приоритетных (энергетика, промышленное и гражданское строительство).

По словам Улана Кыдырбаева, среднее звено управленцев стало тормозом в проведении регуляторных реформ. Ограниченность в ресурсах не позволяет чиновникам оперативно и качественно решать возложенные на них задачи. Демонстративные политические заявления многих руководителей остаются на бумаге. Рекомендации иностранных экспертов и представителей стран-доноров, предлагающих очередные изменения в системе государственного менеджмента, не видят реальных потребностей нашей страны, не учитывают местных проблем, с которыми сталкивается бизнес. Поэтому и возникает отрыв проводимых правительством реформ от реальных потребностей бизнеса. Ситуация усугубляется дефицитом денежных средств, что не позволяет уполномоченным органам направлять финансы на удовлетворение внутренних запросов; деньги частенько уходят на реализацию внешних миссий, программ, проектов и т. д.

Провал госрегулирования президент Ассоциации международных предпринимателей А. Кадыров объясняет следующими причинами: отсутствием прогноза негативных последствий принятых решений, они почти всегда остаются непредсказуемыми, трудно предсказуемыми, а иногда просто фиктивными. Во-вторых, по словам лидера ассоциации, в правительстве существует недостаточный контроль над устранением негативных последствий неправедных управленческих решений; в-третьих, идёт лоббирование интересов определённых политических движений и партий, не обходится и без коррупции; в-четвёртых, мешает многоуровневое регулирование предпринимательской деятельности, ставшее популярным в республике особенно в последнее время. К основным причинам краха государственного менеджмента можно отнести и совмещение регуляторных функций, и сложные межведомственные взаимоотношения, а также доминирование достижения краткосрочных результатов министерств и ведомств над долгосрочными интересами общества.

А. Кадыров отмечает также отсутствие системы оценки и подотчётности в процессе принятия решений, стремительное устаревание регулятивных норм. Чрезмерно раздутая в нашем обществе бюрократия, не обладающая ликвидными ресурсами, вовсе не нацелена менять что-то к лучшему, это дополнительная работа для клерков. Принимать же новые правила регулирования бизнеса вне зависимости от затрат и существующих альтернатив и вовсе неразумно. Нельзя не учитывать риски, нужно пытаться свести их к минимуму.

— Даже когда возникают объективные причины для вмешательства государства в деятельность частных компаний, сначала следует доказать, что государственное регулирование эффективнее, через него можно быстрее устранить возникшие проблемы без особых расходов. Так ли это на самом деле? — задаётся вопросом А. Кадыров.

Для избежания ошибок в будущем он призывает управленцев всех звеньев обратиться к так называемому разумному регулированию. Это тот самый инструмент, который позволит включать в повестку дня различных собраний и заседаний вопросы бизнеса и решение его проблем.

— Любая новая политика, как правило, встречает сопротивление, — продолжает свой рассказ руководитель Ассоциации международных предпринимателей Кыргызстана. — «Разумное регулирование» нацелено прежде всего на изменение укоренившихся с времён Советского Союза субъективных представлений о некоем «высшем праве начальства», принимающего решение, ориентированного на бюрократическую государственную машину и практику директивного управления.

Требования современного, цивилизованного государственного менеджмента никак не отражены сегодня в функциях и полномочиях госорганов, что приводит к периодическим откатам в проводимых правительством реформах, — считает А. Кадыров. — Принятые правила всегда защищают чьи-то ценности, их исчезновение и вызывает яростное сопротивление управленцев среднего и низшего звеньев. Стремление выиграть конкуренцию, продвинуться в карьерном росте в чиновничьих рядах не приветствуется (исключение — молодые кадры, которых при отсутствии практического опыта неохотно принимают в госучреждения).

— Требуется новая информационная политика, — убеждён бизнесмен, — при её проведении следует обратить внимание, что предлагаемое Национальным альянсом бизнес-ассоциаций «разумное регулирование» не какая-то идеология, а обычный технократический процесс, цель которого — достижение желаемых результатов посредством отказа от применения старой системы контроля. Гораздо лучше принять новый регулятор работы бизнеса, который станет единственным в стране, чем продолжать использовать два или три старых, — убеждён лидер Ассоциации международных предпринимателей.

Галина ЛУНЁВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий