1 200 старинных нитей на современный лад (фото)

На днях в Бишкеке открылась выставка изделий из текстиля под названием «1 200 нитей». Свои работы в нашу столицу привезла ташкентская художница Диляра Каипова.

Диляра родилась в Ташкенте в 1967 году, окончила отделение художественного оформления Республиканского художественного колледжа имени П. Бенькова. Затем работала художником-декоратором в театре музыкальной драмы, позже — мастером по изготовлению кукол. Занималась станковой графикой, а в последние годы увлеклась текстильными проектами на основе традиций узбекского декоративно-прикладного искусства.

Художница Каипова — представитель современного искусства, в её произведениях переплетаются традиции и современность, поэтому основной целью выставочного проекта стало совмещение несовместимых элементов — традиционного народного творчества и символов современной массовой культуры.

Посетителей бишкекской выставки сразу же охватывает так называемый когнитивный диссонанс. Этим модным словом в словарях обозначают состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, или, проще говоря, когда то, к чему ты привык и что давно знаешь, вдруг не совпадает с тем, что ты видишь.

Именно так и происходит на выставке Каиповой. На стенах выставочного зала развешаны экспонаты — традиционные узбекские чапаны, в узоры которых вплетены узнаваемые современные логотипы. Приглядишься к яркому пёстрому одеянию, а на нём вырисовывается силуэт головы Микки Мауса или шлем Дарта Вейдера из «Звёздных войн», или летучая мышь — символ киношного Бэтмена. Вот такое странное переплетение традиций и современности.

Сама художница так говорит о своей выставке: «Основная цель проекта — попытка совместить несовместимые элементы: чёткие формы логотипа с ярко выраженным графическим и смысловым контекстом с расплывающимися иносказательными элементами национальных абровых тканей».

Большинство экспонатов на выставке изготовлены по старинным технологиям из традиционных узбекских абровых тканей. Как известно, центрами старинного узбекского ткачества были и остаются Бухара, Маргилан, Наманган и Коканд, которые и сегодня славятся красотой изготавливаемого вручную шёлка. Абровыми там называются ткани с рисунком, полученным путём окрашивания или печатания нитей основы в один или несколько цветов перед процессом ткачества.

Особую древнюю технологию изготовления абровых тканей называют «икат». Это название происходит от индонезийского слова «менгикат», что означает «связывать». Такая сложная техника ткачества выполняется исключительно вручную и заключается в том, что нити ткани обвязывают в пучки и окрашивают их в определённые цвета. Затем, когда ткань выткана, на ней вырисовывается рисунок. В Узбекистане такая техника называется «абрбанд», что в переводе с узбекского означает «обвязанное облако».

Существует легенда о возникновении такой техники ткачества. Однажды один художник сидел в живописном месте на берегу реки, в реке отражались небо и облака. Художник обратил внимание на игру цветов, переливающихся на поверхности воды, и на то, как течение меняло форму отражающихся в воде облаков. Он зарисовал всё это и показал ткачам, которые постарались воспроизвести картину на ткани.

Позднее слово «абр» (которое и переводится как «облако») стало употребляться в обозначении стиля окрашивания нитей в традиционных тканях, таким образом, ткани стали называть абровыми, а ткачей — абрбандами.

Сама шёлковая ткань различалась по качеству шёлка и по составу: она могла быть из чистого шёлка, а могла — с добавлением хлопка. Абровые узоры отличались своим разнообразием, каждая школа шёлкоткачества была знаменита своим художественным орнаментом. Каждый узор называли по форме, которую он напоминал, — бабочка, серп луны, дерево, гранат, змеиный след и даже скорпион.

На устроенной в Бишкеке выставке текстиля Диляры Каиповой, помимо всего вышеперечисленного, среди старинных узоров на одежде можно увидеть совсем неожиданные современные символы, нужно только проникнуться особой атмосферой узбекского прикладного творчества. Своими необычными работами художница подарила нам уникальную возможность вглядеться в старину и увидеть в ней современность.

 

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий