Посмотреть на рассвете на солнце. А знаете ли вы, что…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

У моего народа есть много праздников — исконно кыргызских, родившихся в древности, и пришедших — не менее древних. К числу пришедших относится Нооруз. Его корни уходят к государству Ахеменидов, существовавшему в VIII-III веках до нашей эры на обширных территориях, которыми владела персидская империя.

Вообще, существуют две версии возникновения праздника. Одна из них связывает его с легендой из священной книги древнего зороастризма «Авеста». Именно в этот день Зороастр, пророк зороастрийцев, якобы был избран Богом, чтобы принести людям счастье. По второй версии, нить идёт от мифического древнего иранского царя Джамшида, на которого в этот день упали лучи солнца, — поэтому каждую весну люди должны отмечать появление жизни на земле, которая зарождается в шести видах: небо, вода, земля, растения, животные и человек.

Кыргызы, как и многие народы Ирана, Центральной Азии и Кавказа, празднуют Нооруз 21 марта, когда наступает весеннее равноденствие. Именно 21 марта день равняется ночи, потом постепенно увеличивается, а тёмное время суток уменьшается. Светлое берёт верх над тёмным. Самое интересное, что древние жители, не обучаясь в академиях и университетах, не пользуясь специальными аппаратами — астрологическими и космическими, точно установили день весеннего равноденствия. Впоследствии это стало знаменательной астрономической датой, ежегодно отмечаемой во всём мире. С давних времён считается, что именно с 21 марта начинается обновление в природе — первый по-настоящему весенний день, первый гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени и всего нового.

Бытует мнение, что одной из причин возникновения Нооруза была зависимость человека от окружающей среды, от природы. Она побуждала боготворить и одушевлять её, находить в ней нравственную опору и начало всех начал. Все встречали Нооруз как праздник весны, возрождающейся природы, воспевали в песнях, сочиняли стихи, рисовали картины и многое другое.

Кстати, некоторые наши соотечественники связывают Нооруз с исламом, в действительности его происхождение никак не связано с религией. Наоборот, известны случаи, когда ислам запрещал празднование Нооруза.

Как бы там ни было, праздник состоялся и передаётся из поколения в поколение.

Широко известно, что накануне праздника люди приводили в порядок свои дома, дворы, избавлялись от хлама — старых и ненужных вещей, расплачивались с долгами, мирились с тем, с кем были в ссоре. В ночь перед праздником Нооруз в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все ёмкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой. Все члены семьи готовили себе к празднику новую одежду, отдавая предпочтение ярким цветам. Накануне Нооруза, в последний день старого года, кыргызы традиционно совершали «Алас» («Аластоо», «Ысырык», «Ысырыктоо») — окуривали своё жилище и членов семьи арчовым дымом, изгоняя всё нездоровое, отрицательное. При этом всегда с большой надеждой ждали, что Нооруз принесёт в дом счастье, благополучие, достаток и удачу. Неслучайно перед Ноорузом все обязательно рассчитывались с долгами, иначе, согласно поверью, в новом году не будет денег. И ещё один ритуал: 21 марта, на рассвете, нужно обязательно посмотреть на солнце, загадать желание, и оно сбудется в течение наступающего года…

Компонентами главного блюда Нооруза — сумолёка — кроме муки, пророщенной пшеницы, соли, орехов, сладостей, сушёного урюка, являются маленькие камни. Считается, что если вы найдёте в своей чашке один из этих камушков, то год будет удачным для вашей семьи. Сумолёк, как правило, готовят всем миром, на очагах, для которых делается специальное углубление в земле, чтобы дольше удерживать силу огня, чтобы больше было теплоты.

Если в день Нооруза рождались дети, то им обязательно давали идентичное имя. Если мальчик, нарекали Ноорузбаем или Ноорузбеком, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Это тоже своеобразная дань уважения празднику.

К великому сожалению, в советскую эпоху Коммунистическая партия запретила празднование Нооруза, сочтя его религиозным и остатком прошлого. Народ тем не менее его отмечал. 5 февраля 1991 года Нооруз закреплён как праздник законом Республики Кыргызстан в целях сохранения традиций кыргызского народа, формирующих высокую нравственность и обогащающих духовную жизнь соотечественников. 21 марта объявлено выходным днём, этот статус также закреплён Трудовым кодексом.

Нынешней весной Нооруз станет своеобразной репетицией III Всемирных игр кочевников. И ещё: более двадцати дипломатических миссий намерены организовать в Бишкеке у сквера Курманджан датки выставки прикладного искусства, показать особенности своей национальной кухни, организовать выступления творческих коллективов. Это хорошая новость.

Байболот АБЫТОВ,
доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ, член-корреспондент РАЕ.
Фото Кифаят АСКЕРОВОЙ.

Добавить комментарий