Увидеть школу будущего

Национальная компьютерная гимназия №5 имени Айдаркана Молдокулова

Сегодня школы Кыргызстана переживают непростой период реформ, порой весьма болезненный для всего педагогического коллектива. И здесь важно, чтобы тот реформатор и новатор в сфере образовательных услуг, который становится у руля школьного корабля, сумел найти необходимый контакт и выбрал верный курс, согласно которому школа поплывёт в море реформ без угрозы попасть в шторм обстоятельств и прочих, как правило, сопутствующих неизведанному пути серьёзных испытаний. Национальной компьютерной гимназии №5 в этом плане повезло. В неё пришёл новый директор, который до этого успешно трудился на образовательной ниве в стенах различных учебных организаций. Сегодня корреспондент газеты беседует с директором школы-гимназии №5 Муратбеком Усонакуновичем КАСЫМАЛИЕВЫМ о проблемах реформирования школьной системы, о настоящем и будущем современной школы Кыргызстана.


— Муратбек Усонакунович, вы работали в Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева, были там на своём месте, что же заставило вас сменить хорошо знакомую и успешную для вас педагогическую диспозицию?

— Я сюда пришёл, потому что хочу внести свою лепту в улучшение системы образования КР именно в средней школе. Моему выбору сопутствовало и то, что я являюсь соавтором учебника по информатике для школ с кыргызским языком обучения, поэтому у меня много связей с учителями информатики. В данное время в гимназии №5 сложилась такая ситуация, что название немного не соответствует статусу учреждения и качество образования хромает. Год назад я предложил проект «Перспективы развития компьютерной гимназии». Министр образования и науки Г. Кудайбердиева его прочла, эту проблему мы совместно обсудили, и меня попросили поднять качество образования в этой школе, где компьютерные технологии напрямую применяются в учебном процессе. Я дал согласие и с ноября 2017 года тут работаю.

Я прошёл разные ступени образовательной сферы, работал в средней школе, колледже, университете и знаю, какая разница в учебных программах. Мне повезло участвовать в реализации проекта Всемирного банка по созданию новых школьных учебников и стандартов, работал национальным консультантом именно над созданием учебников по информатике. И всё время думал, как же улучшить систему и дать подрастающей смене хорошее образование с применением новых технологий. Отечественные разработчики создали информационную систему «Электронный вуз». А меня беспокоило, почему до сих пор нет системы по электронной школе? Ведь, создав её, мы могли бы обеспечить треугольник в процессе обучения: родитель — учитель — школа. Если он начнёт эффективно функционировать, то посредством информационной системы заработает хорошо организованная связь, а точнее, в онлайн-режиме, в Интернете. Сейчас проект написан, и с компанией ABN, разработчиком системы «Электронный вуз», мы обсудили возможность создания проекта электронной школы для всего Кыргызстана, а апробацию организовать на базе школы-гимназии №5. Я обратился в фонд развития «Ала-Тоо», и там пообещали поэтапное финансирование.

— Каковы же были ваши первые шаги на новом педагогическом поприще?

— Как только пришел сюда, то обновил сайт школы. Думаю, что отношения с коллективом удалось наладить. У нас новые научные темы: «Качественное образование и информационная система в средней школе», «Повышение качества знаний в средней школе с помощью информационной среды» и каждая из девяти кафедр выбрала свою. В конце проведём защиту кандидатской диссертации о создании электронных учебников для проверки качества знаний с помощью компьютерных тестов в онлайн-режиме. Надеюсь, что закончу обобщённую тему докторской диссертации «Создание образовательной информационной среды школы как средство повышения качества знаний учащихся».

В каждой школе столицы имеется отдельный фонд, которым управляют родители. Мы сейчас составляем структуру проекта.

go — Расскажите немного о самой школе-гимназии…

— Школа типовая и рассчитана на 1 226 учащихся, но фактически у нас занимаются 3 087 детей. Учат их 165 педагогов. Начальные классы обучаются в три смены, потому что на этот учебный год их набрали много.

Наш министр образования говорит, что современная школа должна быть безопасной и инклюзивной. Мы посоветовались с родителями и сейчас устанавливаем турникеты безопасности. В Оше они внедрены в пяти школах. А в столице наша школа первая, кто её внедряет. Ко всем турникетам подключён Интернет, и когда ученик заходит в школу и проходит регистрацию, родители получают сообщение, что он вошёл в школу. После окончания занятий процесс повторяется. Сейчас в школе начинается установка турникетов.

source site — И всё же, в чём главная цель вашего школьного руководства?

— Моя цель сосредоточена на трёх направлениях. Первое — создать электронный учебник. Мы организовали учебный курс для заведующих кафедр, чтобы они обучили своих учителей создавать электронные учебники по предметам. С Новосибирским университетом я давно сотрудничаю, где создали такую информационную систему, и она используется во всех регионах России. На две четверти уже закончено создание электронного варианта учебников: дидактический учебный материал для учащихся, чтобы они им пользовались дома для самообразования. В нём имеются динамические тесты, и ученик обучается самостоятельно, а дома закрепляет изученный материал.

Наш министр также говорит о том, чему и как мы должны учить школьников, ответы на эти вопросы в своей школе даём, а с помощью электронных учебников улучшаем качество образования. В будущем этот процесс пойдёт с помощью электронной школы. Потенциал профессиональный у учителей есть, можно его, разумеется, ещё поднять. Но у нас переполнены классы, и из-за этого качество образования ещё страдает. Недавно прошла предметная республиканская олимпиада, и 13 учеников 10-11-х классов заняли призовые места по русскому и кыргызскому языкам, математике, физике.

— Устраивает ли вас школьное материально-техническое оснащение?

— Когда я пришёл, материально-техническая база была в плачевном состоянии. Мы обратились в «Газпром Кыргызстан», компания нас поддержала и поставила школе 20 компьютеров. Б. Абилдаев, генеральный директор, — выпускник школы. Сейчас создана мультимедийная лаборатория. В этом классе наши учителя готовят электронный вариант учебников. Запланировано также, что Министерство образования и науки предоставит 20 компьютеров. За счёт родительского фонда каждый класс приобретает видеопроектор, компьютер, и они подключаются к Интернету. Когда введём электронную школу, то классные журналы будут заполняться в электронном режиме и каждый родитель сможет проверить, какие оценки у его ребёнка. В некоторых школах столицы такая система уже внедрена.

Наше здание построено в 1980 году. Сейчас ему исполнилось 38 лет. А для отопления школы используются чугунные трубы, рабочий срок которых максимум 25 лет. Плачевное состояние отопительной системы известно министру образования Г. Кудайбердиевой, и она дала поручение заменить всю отопительную систему. За внимание и неравнодушие к нашим проблемам мы очень признательны Гульмире Каримовне. Благодарим и родительский комитет за активное участие в школьной жизни.

В данное время мы готовим смету на ремонт. Думаю, в этом году отопительные проблемы школы будут решены. В этом году хочу попросить выделить из бюджета средства, чтобы поменять окна, отопительную систему, санузел, хотя бы по этим трём параметрам выполнить ремонт. При школе действует интернат, сейчас в нём живут 83 ученика. Ранее мы искали одарённых детей по всей стране. Сегодня многое изменилось, и существующий контингент воспитателей не может сейчас эту роль в новом статусе школы-лицея в должной мере выполнять, они не знают компьютеров. В этом формате надо ещё поработать, чтобы в интернате были электронные учебники, и создать там один компьютерный класс. А ещё введём в штат психологов, чтобы дети в интернате чувствовали себя как дома.

— Кто вас поддерживает и помогает на пути преобразований?

— В своей преобразующей деятельности мы ощущаем постоянную поддержку министра образования и науки, в любом вопросе она поддерживает и подсказывает что-либо из своего опыта, как лучше проблему решить. Планируем построить дополнительный учебный корпус. С помощью Саудовского фонда развития будет возведён комплекс для начальной школы, что позволит заметно улучшить качество образования. В школе действуют кружки по всем предметам. Есть кружки развития речи, программирования, танцевальные студии, ораторского мастерства, игры на комузе, кружок китайского языка. Мы активно и давно сотрудничаем с Минобразования, КАО, Институтом повышения квалификации учителей, они и наша школа должны работать в одном комплексе, так как все методические указания и учебные методики должны апробироваться в базовой экспериментальной школе. Мы в этой связке будем активно участвовать и разрабатывать передовые методические пособия и учебники для всех школ КР. Школа также плодотворно дружит с вузами столицы: КНУ, КГУ имени И. Арабаева, КГУСТА, КГТУ имени И. Раззакова и КЭУ. Их специалисты и в кружках работают, готовят наших учащихся к олимпиаде по программированию, по химии. А студенты вузов по договору проходят в школе педагогическую практику. Мы нужны друг другу, и это добрый залог дальнейшего успешного взаимодействия на благо образования Кыргызстана.

Жанна КАРИМОВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий