В погоне за сомом

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

go В понедельник Бишкек встал. Частные транспортные компании решили показать, кто главный на дорогах столицы, объявив забастовку. Список ультимативных требований сразу выявил клубок самых сложных и наболевших проблем в этой, да и не только в этой, отрасли.

И ещё раз стало очевидным: столице необходимо развивать муниципальный транспорт. Чтобы частный бизнес в сфере пассажирских перевозок служил лишь дополнением, а основные линии обслуживались лишь автобусами и троллейбусами. Свой полноценный парк Бишкеку просто необходим как воздух. Правда, каждый новый градоначальник, кои за последние годы в столице меняются очень часто, обещает, что решит эту проблему, найдутся кредиты, что вот-вот новые троллейбусы и автобусы покатят по улицам столицы. Но, увы, город с населением более миллиона человек остаётся зависимым от интересов частных компаний.

В этот понедельник ситуация же дошла до абсурда. Представители транспортного бизнеса потребовали в ультимативной форме изменить в угоду им правила дорожного движения: разрешить поворачивать со второй линии! Наши дороги и так «больны» несоблюдением элементарных правил дорожного движения, а желание маршрутников «рулить» так, как им хочется, приведёт к ещё большему количеству ДТП. А они частенько любят в погоне за клиентом устроить гонку. И если случилась, не дай Бог, авария и по вине водителя пострадал человек, кто оплатит лечение? Разве не разумен в этом случае ввод страхования пассажиров? Разумно, но только не для тех, от кого зависит жизнь этих самых пассажиров. Или взять другое требование — увеличить плату за проезд до 15 сомов, поскольку терпят убытки. Но ведь увеличение тарифов должно обосновываться экономическими расчётами. Почему через месяц не потребовать 20 сомов? И где предел этих желаний? И почему такие запросы должны удовлетворяться за счёт кармана потребителей. Быть может, лучше сократить хотя бы в два раза машины на линиях. Ведь бусы просто не умещаются на остановках из-за их большого количества. Одни подъезжают, другие отъезжают, третьи подолгу стоят, ожидая, пока наполнится салон. Уменьшение числа водителей повысит их же доходы, да и на дорогах станет свободней.

Выскажу спорное мнение. Транспортный коллапс — это результат политики ослабления позиций государства, отголоски экономических реформ 90-х годов прошлого века. Тогда вся идея экономического управления страной сводилась к одной простой мысли: отдадим всё в частные руки, и бизнес сам всё построит, решит, а государству останется только собирать налоги. На деле не получается, у бизнеса свой интерес, порой далёкий от нужд общества. Наша страна задыхается от нехватки промышленности, люди в поисках заработка вынуждены покидать родину и ехать в другие страны. Бизнесмены же вкладывают деньги в сферу услуг, где задействовано небольшое количество трудящихся и идёт скорое получение прибыли. Правительство всеми силами пытается привлечь в страну инвесторов, чтобы в Кыргызстан поверили, вкладывали деньги в инфраструктуру, развивали производство, но разве за четверть века развития рыночной экономики у нас нет своих миллионеров и состоятельных людей, которые сами могли бы создавать производственные объединения, заниматься экспортом отечественной продукции. Есть, но они почему-то не верят в свою страну, не развивают её экономику.

Но вернёмся к забастовке владельцев маршрутных бусов. Бизнес не заинтересован в выполнении социальных задач. Значит, необходимо возвращать присутствие государства в социально значимые сферы. К ситуации с транспортным обеспечением столицы подключился премьер-министр Сапар Исаков. На совещании, специально посвящённом этой теме, глава кабмина озвучил ряд неприятных для чиновников фактов. Он заявил о том, что у него имеется достоверная информация о значительных неофициальных сборах со стороны уполномоченных государственных и муниципальных контролирующих органов за ведением деятельности в сфере предоставления транспортных услуг. Коррупционные поборы и влияют на сокращение доходов перевозчиков. С. Исаков поручил финансовой полиции и ГКНБ проверить озвученную информацию. И тут важно, чтобы действительно виновные чиновники, доведшие ситуацию до такого состояния, понесли наказание. Чтобы граждане, опоздавшие в эти дни на работу, старики, не попавшие в поликлиники, — все знали, что закон существует.

И еще: неужели вопросы движения бусов в столице должны решаться на уровне премьер-министра? Мне кажется, что значительная вина в случившемся транспортном коллапсе лежит на мэрии. Разве не муниципалитет кровно заинтересован в бесперебойной работе транспорта? Разве не соответствующие подразделения, должностные лица обязаны вникать в деятельность транспортных организаций, понимать, чем они живут, что мешает работать, обсуждать проблемы за одним столом, доносить их чаяния до правительства? Такое ощущение, что муниципалитет вообще не контролирует ситуацию в столице: зимой гололёд на дорогах и тротуарах, летом столица задыхается от жары, поскольку плохо работает ирригационная система, а деятельность пассажирского транспорта зависит от желания владельцев маршрутов. Всё это, согласитесь, неправильно. Быть может, с этой забастовки водителей бусов что-то начнёт меняться, хотя бы в столичном управлении.

Nazism in Syria and Lebanon: The Ambivalence of the German Option, 1933–1945 (SOAS/Routledge Studies Дмитрий ОЗЕРОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *