Main Menu

Парализованная столица

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Понедельник в Бишкеке выдался нервным. Горожане поголовно опоздали на работу, учёбу и на важные встречи. А причина тому — забастовка маршрутников.

Утром водители бусиков устроили несанкционированный митинг. Они потребовали повысить тарифы за проезд, уменьшить суммы штрафов, а также разрешить им поворачивать со второй полосы, как троллейбусам и автобусам. Также бусисты против введения единой формы. Среди требований и отсрочка до мая штрафа за отсутствие страховки. Отметим, что в случае отсутствия полиса водитель заплатит в казну 500 сомов, а транспорт поставят на штрафную стоянку.

Напомним, согласно Закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», должно страховаться каждое сиденье. Его, к слову, приняли еще 10 лет назад. Полис обязаны оформить водители автобусов, троллейбусов, такси, маршрутных микроавтобусов, бензовозов, газовозов и других транспортных средств, перевозящих опасный груз. Для бусиков, курсирующих в столице, за одно посадочное место придётся заплатить 136 сомов 60 тыйынов в год. Если, к примеру, в маршрутке 16 сидений, то сумма составляет 3 000 сомов. Таксист платит за четыре сиденья. А это 546 сомов в год. Тем, кто возит людей между городами, страховка обойдётся за каждое место в 204,9 сома в год.

Если произошло ДТП и пассажир пострадал, то страховая компания выплачивает ему компенсацию. Человек может получить до 300 тыс. сомов и 10 тыс. сомов при повреждении груза. Размер выплат зависит от степени повреждения. Для получения выплат человек должен предоставить все справки о том, что инцидент действительно произошёл по вине перевозчика, а также документы, подтверждающие его затраты на лечение или восстановление груза. ДТП должно быть зарегистрировано в ГУОБДД. Стоит отметить, что если водитель застраховал 15 мест, а пострадали в аварии 17 человек, то двоим гражданам компенсацию выплачивает он лично. Нельзя застраховать «стоячие» или дополнительные места.

По данным муниципалитета, в Бишкеке работают 40 фирм, занимающихся перевозкой пассажиров на 120 маршрутных линиях. Ежедневно на работу выходят 2 700 бусиков. Большинство из них не застрахованы. При этом в прошлом году в столице зарегистрировано 2 269 фактов дорожно-транспортных происшествий, из них с участием маршрутных такси 252 случая. Погибли тогда два человека. А в 2016 году зафиксировано 136 случаев, умерли 8 граждан.

Председатель правления Национальной страховой компании Энвер Хавазов сообщил журналисту ИА 24.kg, что желающих приобрести полис в стране чуть больше тысячи. Остальные, видно, надеются, что закон, как всегда, не будет работать.

В связи со сложившейся ситуацией мэр столицы Албек Ибраимов встретился с руководителями ассоциаций и фирм-перевозчиков микроавтобусных маршрутов. По словам градоначальника, уступок водителям бусиков не будет. Он также отметил: важно, чтобы стороны услышали друг друга и обеспечили исполнение Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами». Представители компаний согласились с градоначальником и пообещали провести разъяснительную работу среди водителей касательно страхования и возобновления работы микроавтобусов.

Во время митинга ряд маршрутников заявили, что они не по своей воле вышли на забастовку. К примеру, бригадир ОсОО «Акжол-Транс-Кербен» (маршрут №290) Ишенбай Турганов сообщил журналисту ИА АКИpress, что водителям, собиравшимся выйти на работу, грозили разбить стёкла. Кто именно распускал такие слухи, он не знает. Имена организаторов митинга тоже неизвестны.

В течение дня к митингующим маршрутникам присоединились и ряд таксистов, а также перевозчики нефтепродуктов. Они требуют отменить обязательное страхование для водителей фур в размере 60 тысяч сомов, введённое с 1 апреля 2018 года. Кроме этого, просят искоренить коррупцию в Министерстве транспорта и дорог и Департаменте весогабаритного контроля. Кто организовал забастовку водителей, также непонятно. Если перевозчики нефтепродуктов продолжат митинг, то это отразится на посевной и в целом на экономике страны и каждом из нас. Кому это выгодно?

Мы без них сможем, а они без нас?

В очередной раз маршрутники просят увеличить стоимость за проезд, при этом улучшать качество перевозок они не намерены. В прошлый раз, повышая цену, они обещали, что приведут свои авто в надлежащий вид, но этого не произошло. Как курсировали разбитые и грязные бусики по городу, так и продолжают. При этом водители за рулём разговаривают по телефону, а то и вовсе пишут смс-сообщения. На замечания пассажиров не реагируют — говорят, если не нравится, садитесь в такси. Конечно, нельзя всех стричь под одну гребёнку, но большинство маршрутников именно такие. Тогда почему мы, граждане, обязаны пополнять их карманы, при этом не получая соответствующего сервиса?

Выглядит странным и требование снизить штрафы. Ведь если не будут нарушать ПДД, то и платить не придётся. К тому же сейчас они и так порой поворачивают со второй полосы, как троллейбусы и автобусы, а ещё едут по встречной и на запрещающий сигнал светофора. Если пойти им сейчас на уступки, то завтра они вообще перестанут соблюдать правила дорожной безопасности. К ним присоединятся и другие водители. И что тогда будет у нас на дорогах?

Маршрутники также выступают против единой формы. При этом сегодня многие из них сидят за рулём в грязных спортивных костюмах. Разве нам, обычным пассажирам, приятно смотреть на неопрятного водителя? К слову, во многих странах для всех водителей общественного транспорта введена единая форма. И это нормальное явление.

Во время забастовки маршрутников ИА 24.kg провело опрос среди читателей, что они думают о сложившейся ситуации. Большинство людей проголосовало за то, чтобы убрать бусики совсем из столицы. Аналогичного мнения придерживаются пользователи соцсетей. Они просят заменить маршрутки троллейбусами и автобусами. Это не только разгрузит город, но и улучшит положение на дорогах.

Пока бусисты бастовали, обычные граждане помогали друг другу. В соцсетях автомобилисты писали, по какому маршруту они поедут, во сколько, предлагая довезти. Своё сообщение оставляли под хэштегом #попутка. Также в социальных сетях началась акция против самих бусистов. Флешмоб под хэштегом #нетмаршруткам набирает обороты. Бишкекчане предлагают устроить ответную забастовку и не садиться в маршрутки.

Кто мутит воду?

Во вторник утром ряд водителей маршруток всё-таки вышли на работу. При этом они попросили защиты у правоохранительных органов. Председатель Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарёв сообщил журналисту одного из информагентств, что тех, что выехал на маршрут, останавливают неизвестные люди и угрожают, что подожгут машину и разобьют стёкла.

Однако некоторые вышедшие на линию маршрутники об угрозах не говорят. Они только сетуют, что власти к ним не прислушались и требования не исполнили. А на работу вышли, поскольку нужно зарабатывать деньги.

К сожалению, у нас в республике люди привыкли, что можно выйти на митинг и все требования сразу исполнят, даже если это противоречит закону. Примеров таких много. Но если каждый раз идти на уступки, тогда о каком развитии республики можно говорить. Сегодня правоохранители должны найти зачинщиков забастовки, чтобы они понесли ответственность за сложившуюся ситуацию.

Ирина КОВШОВА.






Related News

Памятник Бишкеку баатыру готов

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintБронзовый памятник Бишкеку баатыру готов, сообщила АКИpress председатель общественного объединения «Бишкек баатыр» и прямой потомокRead More

«Южные ворота» — архитектурный символ советской эпохи

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ современной культуре понятие символа рассматривается как философская категория, представляющая ассоциативное обобщённое выражение характера предметаRead More

Добавить комментарий