Пн. Окт 22nd, 2018

«Первый», «впервые» — главные черты Кызыл-Кии

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

source site Кызыл-Кие в этом году исполняется 120 лет. Для истории это немного, но для города — это целая эпоха. У него позади примитивные наклонные штольни, землянки, глинобитные кибитки, тяжёлый шахтёрский труд, суровые испытания в годы Великой Отечественной войны. Пострадал он и от невиданного в его истории разрушительного наводнения, затем постепенно вырос до одного из ведущих промышленных центров республики с устойчивой рыночной экономикой и развитой современной инфраструктурой. В характеристике города часто используются такие понятия, как «первый», «впервые», есть эти определения и у Кызыл-Кии.

Первые геолого-изыскательные работы, проведённые окружным инженером Василием Михайловым в 1898 году в местности Ишма-Булак, положили начало промышленной (примитивной) разработке бурого угля. Этот год стал началом истории рудника, в последующем города Кызыл-Кии. Первые шахты — штольни, заложили французские предприниматели Шотт и Фосс. Несколько позже русский предприниматель Ракитин основал шахту «Джал». Это первые угольные копи на территории Туркестана (так тогда именовалась Средняя Азия).

Въезд в город — статуя шахтёра

Кызылкийский уголь приходилось вывозить в центральные районы Средней Азии, что потребовало подвода к руднику железнодорожной ветки. Так, первым ответвлением от центральной Туркестанской железной дороги стала построенная в 1909 году узкоколейная железная дорога «Скобелев (Фергана) — Кызыл-Кия». В 1924 году её перестроили в ширококолейную.

С появлением ширококолейной железной дороги наряду с шахтами построили механические мастерские для обслуживания шахт и первый в регионе завод для выпуска огнеупорного кирпича. Его использовали для обмуровки паровозных топок. Затем здесь же стали выпускать строительный кирпич, черепицу, гончарные плитки, дренажные трубы. Завод назывался «МПС» (Министерство путей сообщения). Кстати, вытяжную дымовую трубу завода строили австрийские пленные. Она выше самого высокого минарета «Минораи Калон» и составляет 46 метров.

С ростом добычи угля рос и рабочий класс рудника. Он уже начал ставить свои первые экономические требования. Среди них 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, отмена различных вычетов и штрафов за использование осветительных и других материалов. На руднике впервые в Средней Азии 6 марта 1917 года образовали Совет рабочих. И это за 7 месяцев до Великой Октябрьской социалистической революции. Председателем избрали Ивана Едрёнкина — участника Московского восстания 1912 года. В его состав вошли участники революции 1905-1907 годов — Добрынин, Солнышко, Гафуров и другие. К этому периоду относится и выпуск первой газеты — «Школяр». А с 1931 года стала издаваться первая на юге Средней Азии многотиражная газета «За уголь», просуществовавшая до 2013-го.

На кызылкийский уголь (штыб) была рассчитана и первая тепловая электростанция в регионе — Кувасайская ГРЭС (Узбекистан), работающая и поныне, но уже на природном газе.

Для увеличения добычи угля потребовались квалифицированные рабочие — шахтёры, специалисты горного дела, руководители среднего звена, горняки. Так, для их подготовки в Кызыл-Кие в 1931 году открыли первый в Средней Азии горный техникум. Правда, первоначально он появился в Ташкенте, но затем его перевели в центр угледобычи в пгт Кызыл-Кия. Горный техникум входил в десятку ведущих аналогичных учебных заведений Союза. А в начале 1940-х годов в городе открылось первое в Киргизии ремесленное училище.

Cтраницы первого номера газеты «За уголь», 1931 год

Первыми инициаторами Республиканского соревнования горняков и первыми победителями стали кызылкийцы.   В экспонатах городского музея имени Торобая Кулатова выставлен диплом «Герой труда», которым удостоили первого из горняков Средней Азии кызылкийского шахтёра-забойщика Василия Можаева. Кстати, в то время ещё не существовал статус «Герой Социалистического труда». Первым из шахтёров Средней Азии этого звания в 1947 году удостоили забойщика кызылкийской шахты 1-1 «бис» Алтымыша Сатыбалдыева.

Первыми из шахтёрских городов Киргизии в Кызыл-Кие добыли один миллион тонн угля в год. Вагонетку с символической миллионной тонной угля на-гора выталкивали первый секретарь Кызыл-Кийского горкома партии Хасан Дадабаев, управляющий рудоуправлением «Кызыл-Кия уголь» Анатолий Лелеко и почётный шахтёр Камчи Чекиров.

Повествование о славном шахтёрском городе Кызыл-Кие мы решили завершить ещё одной его яркой чертой. Выходцы из кызылкийских шахтёров выросли до председателей Совнаркома (Совет народных комиссаров) Киргизской ССР — Торобай Кулатов, Таджикской ССР — Мамадали Курбанов; первого секретаря ЦК Компартии Киргизской ССР — Абсамат Масалиев.

Турсун САТЫВАЛДЫЕВ,
почётный гражданин Кызыл-Кии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *