Вс. Окт 21st, 2018

Азербайджанский ковёр — эталон искусства

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

click here Наша газета продолжает путешествие в красивый и «близкий» Азербайджан… И сегодня мы перенесёмся в прекрасный мир азербайджанских ковров, которыми всегда славилась эта тюркская республика.

Восхвалялись сотканные в Азербайджане ковры и ковровые изделия во многих исторических книгах, классической литературе и фольклоре неоднократно. «…Все цвета природы — синева неба, зелень лесов, белизна снежных вершин, рубиновая яркость зёрен граната, золотистое сияние айвы и лиловые оттенки винограда. Неисчерпаемое сплетение узоров, полёт творческой фантазии, высокое мастерство — вот что такое азербайджанский ковёр», — так он описывается в литературных источниках.

Но даже красивыми сравнениями изобразить словесно этот предмет искусства и его волшебно переливающиеся краски ну уж очень сложно. Его надо видеть…

Немного истории

Ковроткачество в Азербайджане, как и в Кыргызстане, является традиционным старинным видом декоративно-прикладного искусства, секреты и навыки которого, как святое, передавались от поколения к поколению, от матери — дочери. Ковры и ковровые изделия здесь всегда служили украшением дома, считались символом благополучия и уюта, элементом роскоши. Сначала они использовались лишь в качестве покрывал, подстилок, занавесей в шатрах, пока постепенно не приобрели высокую художественную значимость и не стали неотъемлемой частью быта и национальной культуры азербайджанского народа. Так ковроткачество стало одним из ведущих направлений его производственной деятельности. Надо сказать, что ковровое искусство прошло большой путь дальнейшего развития на протяжении всех исторических этапов. И со временем в Азербайджане стали ткать великолепные ковры из шёлка, золотых и серебряных нитей, которые украшались драгоценными камнями. В итоге прославившаяся азербайджанская ковровая продукция стала экспортироваться в зарубежные страны в большом количестве.

А началась история ковроделия с выделки безворсовых ковров, именуемых также коврами быта. Создавались они путём простого продевания и обвязывания нитей. По стилю ткания, богатству орнамента и колориту безворсовые ковры делятся на восемь видов: палас, джеджим, лады, килим, шедде, верни, зили, сумах. Позже началось изготовление ворсовых ковров, которые своей фактурой, художественностью, большой плотностью (делающей его ценнее), более сложной техникой изготовления и размерами резко разнятся с первыми. Имеют они два типа: малые — халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные — даст халы, гяба. Узловязание симметричным и асимметричным способами «Тюркбаф» («Тюркский узел») и «Фарсбаф» («Персидский узел») позволяет создавать на таком ковре многочисленные орнаменты любой формы и величины.

У каждого региона свой стиль

Азербайджанское ковроделие — это, прежде всего, семь школ: бакинская, губинская, ширванская, гянджинская, газахская, карабахская и тебризская (наиболее старинная), отличающихся друг от друга своим художественным оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений, оригинальностью богатых мотивов, технологией плетения.

Каждый азербайджанский ковёр индивидуален и неповторим своим изображением, которое также различается в зависимости от вида и места его производства. К примеру, одни украшаются растительной, другие — животной символикой, третьи — геометрическими узорами, четвёртые — растительными, иногда зооморфными мотивами орнаментов из геометрических узоров, следующие выделяются интенсивностью цвета и тонкостью рисунков. Всё это создаёт многообразие и богатство азербайджанского ковроткачества.

Геометрические узоры на азербайджанских коврах чаще изображают солнце, окружённое созвездиями, восьмиугольную звезду, помещённую в центре, якорь, гранат, символизирующий чудо природы. Кстати, иногда гранат рисовался в расколотом виде, и можно было различить отдельные зёрна, что свидетельствовало о мастерстве ткача.

В сотканных шедеврах также изображаются цветы, виноградная лоза, сады с множеством деревьев, головы людей, драконы, птицы (орёл и павлин), которые, по представлениям мусульман, приносят удачу и успех. Рисунок орла, считающийся охранительным талисманом, наиболее часто встречается в дворцовых коврах и символизирует мощь и царское достоинство. Павлин же ассоциировался с солнечным божеством. Люди верили, что «павлиний глаз» мог предохранять от надвигающейся беды. Символика ислама также встречается в узорах.

Азербайджанские ковры и в наши дни пользуются всемирной известностью и славой. И об этих художественных шедеврах можно говорить бесконечно…

Азербайджанский музей ковра

Говоря о ковроткачестве, национальной азербайджанской культуре, нельзя не упомянуть и её сокровищницу, достопримечательность города Баку — Азербайджанский музей ковра.

Как поведала его директор Ширин Меликова, это первый в мире профильный музей по сбору, хранению, изучению, экспонированию и развитию азербайджанских ковров и ковровых изделий. Основан он в 1967 году. Однако первая экспозиция открылась для посетителей только через пять лет в Джума-мечети на территории старинной крепостной части Баку — Ичери-шехер. После этого музей переехал в здание Музейного центра (1992 год), мечеть же вновь стала местом поклонения.

— Сейчас мы демонстрируем ковёр и с другие виды традиционного искусства Азербайджана в новом прекрасном, современном здании, построенном в 2014 году, в виде разворачивающегося ковра. Это стало возможным благодаря специальному указу Президента Ильхама Алиева, который лично заложил первый его камень. За что мы ему безмерно благодарны. Архитекторами этого удивительного артобъекта являются австрийцы Франс Янс и Валтер Мари, — рассказала Ширин Меликова.

Музей имеет огромную экспозиционную площадь — более 5000 кв. м. В настоящее время здесь хранятся исторические экспонаты и произведения искусства, охватывающие всю многовековую историю Азербайджана. Это археологические памятники, относящиеся к бронзовой эпохе (чёрные керамические и бронзовые предметы), фаянсовая посуда XII века, художественные вышивки и национальная одежда XIX века, медночеканные, металлические, деревянные, стеклянные и ювелирные предметы искусства, оружие, ковры и ковровые изделия с национальными орнаментами и сюжетами, связанными с народным ремеслом.

Богатая и ценная коллекция музея насчитывает несколько тысяч экспонатов, каждый из которых можно назвать шедевром. Некоторые ковры, представленные в музее, являются семейными реликвиями, проданными или подаренными музею.

Ковёр — это символ Азербайджана. В нём отражены культура, история, поэзия, литература, фольклор, мировосприятие и все эстетические концепции азербайджанского народа, которые формировались и менялись от эпохи к эпохе. Нет в Азербайджане региона, где бы не ткали ковры, и в больших городах, и в самых отдалённых деревнях эта традиция была одной из самых основополагающих.

— Ковёр всегда играл ключевую роль в интерьерном убранстве как городской, так и сельской культуры. Поэтому сегодня мы говорим о роскошных дворцовых шёлковых коврах с очень сложными и красивыми композиционными решениями, произведённых в специальных мастерских, и о коврах, сотканных простыми женщинами. Ткачихи музея, создающие шедевры на протяжении десятков лет, знают все тайны ковроткачества, орнаментов и техники, обучают молодое поколение. — Есть преемственность, которую мы сохраняем, — говорит Ширин ханум.

Одна из таких рукодельниц, Улдуз ханум, провела для меня мастер-класс. Конечно же, за несколько минут технику, выработанную ею за 41 год, освоить сложно, наблюдая за быстрым танцем её пальцев.

Азербайджанский музей ковра сотрудничает и с кыргызскими ковроделами и ремесленниками. Так, с 2016 года большая делегация из Кыргызстана участвует в Международном симпозиуме музея «Орнаменты — общий язык тюркского мира». — Наши встречи всегда проходят в приятной и тёплой атмосфере. Помимо того, нас связывают древнейшие корни, общее происхождение, огромный тюркский ареал. Я тоже посещала Бишкек по приглашению Динары Чочунбаевой — вашего видного деятеля в области культуры и сохранения традиционных ремёсел. Была одним из членов жюри конкурса «Знак качества», участником фестиваля «Оймо». Очень полюбила ваш красивый город, душевный народ. И наши сотрудники музея также участвовали в конференции, посвящённой декоративно-прикладному искусству в столице Кыргызстана, — добавила Ширин Меликова.

И в этом году музей проведёт очередной симпозиум с участием гостей из Кыргызстана. Партнёром данного мероприятия является посольство Кыргызской Республики в Азербайджанской Республике.

По словам советника дипмиссии Бакыта Юсупова, на сей раз оно будет посвящено теме войлока, который в настоящее время является одним из трендовых материалов в фешн-индустрии как в Кыргызстане, так и в странах тюркского мира.

Организаторы устроят академическую сессию и две тематические выставки, одна из которых посвящена традиционным изделиям, другая — войлочным произведениям искусства современных художников, работающих в этой технике. — Ещё мы готовим мастер-классы и фешн-шоу, в котором примут участие известные кыргызские дизайнеры и ремесленники — основные хранители традиций. Цель нашего симпозиума — возрождение интереса к ремеслу и изделиям из войлока — игрушкам, аксессуарам, ширдакам с геометрическим орнаментом, которые мы очень любим, — поделилась директор музея.

Помимо этого, в стенах старого города пройдёт ярмарка, где ремесленники представят свои изделия. — Очень надеюсь, что наш симпозиум пройдёт познавательно, интересно и объединит страны Запада и Востока. Ведь все мы говорим на одном языке — языке культуры, искусства древних традиций и ремёсел и прекрасно друг друга понимаем, — подчеркнула Ширин Меликова.

В завершение она отметила, что азербайджанские ковры очень схожи своим духом, замыслом мотивов и значениями узоров. Процесс вышивания по войлоку также очень трудоёмок. — Вышитые ширдаки очень редки, выразительны и необыкновенно красивы и изящны, — заключила Ширин ханум.

Отметим, что музей участвовал в организации ряда крупных международных симпозиумов по азербайджанскому ковру. Его коллекция многократно демонстрировалась почти в 50 странах мира. Об истории музея ковра снят документальный фильм.

Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в Азербайджане внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Аида ШИРИНОВА.
enter Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *