Зажигая свет знаний

Как сделать так, чтобы детям было интересно учиться в школе, а педагогам — увлечённо преподавать в ней, как зажечь в школе свет качественных знаний, как улучшить учебный образовательный процесс? Об этом интервью с одним из известных школьных директоров столицы, отличником образования КР Замирой Эрменбековной ТОКТОГУЛОВОЙ, которая успешно возглавляет педагогический коллектив средней общеобразовательной школы №55.


— Сколько в школе обучается детей, сколько педагогов, и какую школьную проблему вы считаете самой острой?

— В нашей школе сейчас 1460 детей, а по проекту здание рассчитано на 1070 учащихся. В основном это дети из жилмассивов «Ак-Орго», «Арча-Бешик». В школе трудятся 70 педагогов, из которых почти 70% имеют высшую и первую квалификационные категории. Обучение ведётся на кыргызском и русском языках.

СШ №55 — многонациональная, у нас учатся кыргызы, русские, турки, корейцы и иные национальности. Я уже отметила, что большинство учащихся — это дети из новостроек, и это накладывает особый отпечаток на учебный процесс.

Как правило, много проблемных семей, и дети большую часть времени предоставлены сами себе. Поэтому при организации учебного процесса основное внимание педколлектив уделяет подготовке гармонично образованного и физически развитого ребёнка, повышению его мотивации и творческой активности через использование инновационных технологий.

— Что ж, цели весьма амбициозные, а какие механизмы для этого задействованы, какие основные задачи решает для их осуществления педагогический коллектив?

— Среди основных задач я бы назвала следующие: это повышение профессионального мастерства учителя, продолжение общеобразовательной подготовки учащихся, формирование школьной системы контроля и оценки качества образования, обеспечение оперативной информации о результатах учебной четверти, полугодия и учебного года, создание условий для образовательных потребностей учащихся и повышения мотивации к учёбе. Мы уделяем большое внимание росту профессионального мастерства педагогов: основной формой являются курсы повышения учительской квалификации, участие учителей в городских, районных семинарах, тренингах, различных проектах, распространении передового педагогического опыта.

В этом учебном году в школе функционируют 46 класс-комплектов из 1450 человек. В течение трёх последних лет это число увеличилось на 206 человек, что можно объяснить миграционными процессами. Все усилия наших педагогов направлены на реализацию прав молодёжи на образование, что даёт ей шанс найти место в обществе, применить способности и знания на рынке труда, а вследствие этого улучшить экономические, социальные и духовные условия жизни.

— Приходят ли в школу молодые специалисты и как адаптируются в педагогическом коллективе?

— Да, в школе хорошо развито наставничество, и опытные учителя шефствуют над молодыми коллегами, проводят для них мастер-классы, посещают открытые уроки своих подопечных, делятся методическим опытом. Например, у нас более 50 лет (!) трудится учитель математики Любовь Павловна Войтенко, чьи питомцы окончили школу с медалью, многие из них неоднократно становились победителями предметных олимпиад разных уровней. Она сегодня успешно передаёт свой педагогический опыт молодым учителям.

В школе давно действует музей боевой славы. У нас работала замечательный учитель истории Зоя Ивановна Долгополова, которая многое сделала для активной деятельности музея, постоянно пополняла его экспозицию материалами о ветеранах нашего микрорайона и героях-кыргызстанцах.

— Какие новые модели и методы используются в школьном учебном процессе?

— Одной из форм познавательной активности учащихся является проведение предметных декад и недель, конкурсов и конференций, во время которых наши школьники вовлекаются в творческий процесс. Создаются условия, при которых вся школа погружается в предложенную образовательную среду, объединяя в едином порыве педагогов, учеников и родителей. Эти акции и мероприятия демонстрируют не только таланты учащихся, но и возросшие творческие возможности учителей, их зрелость и мастерство.

У нас чётко организована работа с одарёнными детьми. Они участвуют в предметных олимпиадах в районе и городе, показывают отличные результаты в спорте, художественных студиях и кружках, ежегодно занимают первые и призовые места в интеллектуальных марафонах. Хотя школа наша — обычная общеобразовательная, но дети получают хорошие крепкие знания.

Мы решили сделать упор именно на научно-исследовательскую деятельность школьников, на их самостоятельную работу, на проектную деятельность. Вовлечены в неё и педагоги. Улан Рыскулов трудится над экологическим проектом, связанным с охраной и сохранением окружающей среды, Жылдыз Эшмамбетова работает над темой сохранения исконно кыргызского языка в современных условиях. Работа Гульчехры Болотбековой связана с творчеством Ч. Айтматова.

— Какие качества вы считаете важными в деятельности директора школы?

— Став директором, поставила перед собой такую запредельную задачу — создать школу, в которой бы было интересно детям, комфортно родителям и хотелось бы творчески трудиться учителям, чтобы всех вместе объединяло чувство гордости за родную школу. Награды школы — это не мои личные заслуги, это общая оценка труда всей нашей педагогической команды, сплочённой, трудоспособной, креативной, способной выдвигать смелые идеи и реализовывать их. Создание такой команды и буду считать своей единственной заслугой.

— Чем школа живет сегодня, и что заботит директора в первую очередь?

— Школьная жизнь предполагает не только получение знаний, но и развитие гармоничной, нравственно и физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению. Мы воспитываем в детях ответственность, любовь к окружающим и Родине. Особенности нашей школы — способные ученики и сильный педагогический состав.

— На ваш взгляд, какими должны быть учителя и ученики ХХI века?

— Время меняет и учеников, и учителей, но во все времена в педагоги требовались творчески активные, волевые, компетентные люди, они должны любить воспитанников, понимать их. Как сказал немецкий педагог А. Дистервек: «Никто не может дать другому того, чего не имеет сам». Не может развивать, образовывать, воспитывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.

— Какой вы видите свою школу в будущем?

— Мы будем и дальше работать над профильным образованием. В будущем хочется видеть школу оснащённой современным техническим оборудованием, неплохо было бы провести капремонт, иметь в школе большой актовый зал и современный стадион. Но главная наша ценность — это люди. Заменить живого человека техника никогда не сможет.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с юбилеем школы, а также выразить огромную благодарность за помощь школе Министерству образования и науки и лично министру Гульмире Каримовне Кудайбердиевой, управлению образования мэрии столицы и лично С. Мейермановой, районному центру образования, Ленинскому райакимиату и родительскому комитету школы. Ученикам пожелаю здоровья и отличной учёбы, а педагогам — творческих успехов, талантливых и благодарных учеников, понимающих родителей, терпения и достойной заработной платы.

Жанна КАРИМОВА.
Фото из школьного архива.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий