Профессия на всю жизнь

В современном мире существует множество профессий: одни отмирают, другие настолько новы, что известны лишь единицам, а третьи, наоборот, получают под влиянием времени новую востребованность. Так, совсем недавно отечественная система высшего образования переживала бум на подготовку юристов и экономистов. Но, несмотря на ту или иную популярность, каждая из созданных людьми специальностей необходима всем нам. Одна из таких — машинист тепловоза.

Пожалуй, сегодня немного найдётся людей, которым никогда не приходилось пользоваться железнодорожным транспортом. В путешествии на тепловозе есть своё обаяние. Посадка на перроне, потом первый «вздох» состава, приходящего в движение, и за окном плывёт здание вокзала, и, словно кадры киноленты, побегут картинки, пейзажи. А как приятно засыпать под мерный стук колёс и под почти неощущаемое покачивание движущегося вагона. Если с вами едут приятные попутчики, а состав отличают неплохие условия, то можно получить истинное удовольствие от поездки. А управляют всем этим чудом водители тепловозов.

Вместе с машинистом Алмазом Садыбакасовым и помощником машиниста Михаилом Дёминым мы побывали в кабине современного тепловоза, что используются отечественной железной дорогой. Ребята рассказали о том, с чем приходится им сталкиваться в своей каждодневной работе. В профессии они относительно недавно, Алмаз пришёл на железную дорогу в 2010 году, Михаил чуть позже. Но то, как говорят и рассуждают, понятно, что, несмотря на молодой возраст, они смогли понять основную суть своего дела. А она заключается в осознании громадной ответственности не только за свою жизнь, но и за сохранность груза, жизнь пассажиров.

Впрочем, прежде чем управлять пассажирским составом, представителям этой профессии предстоит сначала пройти длинный путь, начиная от помощника машиниста, потом сдать экзамен на право вождения грузовым составом, а уж затем, поработав несколько лет, набравшись опыта, специалист опять сдаёт экзамены и допускается к перевозкам людей.

Мои собеседники пока работают с грузовыми составами. Но и здесь требуется немало умения, мастерства, знаний. Как рассказал Алмаз Садыбакасов, прежде всего машинисты должны отличаться стрессоустойчивостью, умением быстро принимать решения, дальнозоркостью. И причин для этого немало. Часто железнодорожные пути проходят через населённые пункты, и люди могут выйти на рельсы перед приближающимся поездом или перегонять в неположенном месте скот, а то и, нарушая правила, переезжать железнодорожный переезд, создавая аварийную ситуацию. Всегда на таких отрезках дороги машинисты находятся в напряжённом внимании, чтобы суметь в любой момент воспрепятствовать трагедии.

Самым сложным участком считается в нашей стране Боомское ущелье. Здесь высокие подъём и спуск, множество непростых поворотов и изгибов пути. Главное — сохранять скорость, когда едешь вверх, чтобы тепловоз не остановился, и правильно тормозить при спуске. Как пояснил А. Садыбакасов, с опытом машинист спиной чувствует состав, его груз, плавность хода.

Сегодня отечественная железная дорога использует современные тепловозы американского производства. Кабина почти как в самолёте: удобные чёрные кресла, мониторы компьютеров, блестящие рычажки, многоцветный ряд кнопок поверху. Есть даже чёрный ящик, где записываются все параметры пройденного пути. Мои собеседники отметили, что действует система отопления и кондиционирования, прекрасная звукоизоляция от работающего за дверью двигателя. Обеспечена даже автоматическая подсыпка песка на рельсы, если они покрыты наледью. В прежних стареньких моделях тепловозов, конечно, таких условий не имелось, и каждая поездка становилась настоящим испытанием на прочность и для техники, и для людей. Как мне рассказали более старшие машинисты, иной раз просто приходилось внутренне уговаривать машину не подвести, не сломаться, доехать до пункта назначения.

В дороге машинист и его помощник находятся 12 часов. Знаю из опыта, что водители, особенно следующие на дальние расстояния, любят скрашивать время разговорами или музыкой. Но в кабине тепловоза беседы на отвлечённые темы не приветствуются, всё внимание машиниста и его помощника приковано к убегающим рельсам путей. Для них это не забавное путешествие, а сложная работа. И даже когда состав стоит на станции, и вроде бы есть время передохнуть, они проверяют двигатель, ходовую часть тепловоза. А для этого должны прекрасно знать конструкцию машины, принципы её работы, чтобы в случае неполадок устранить всё самим, на месте, не сорвав график движения.

Быть может, поэтому, когда водители тепловозов возвращаются домой после долгого рейса, испытывают усталость прежде всего из-за психологического напряжения, да и физически непросто 12 часов вести многотонный состав. И всё же, как отметили мои собеседники, несмотря на сложности, они любят свою работу.

— Это удивительное чувство, когда ты приводишь в движение поезд со множеством вагонов. Человек не в силах сдвинуть такой груз, а с помощью техники это становится возможным, — делится мыслями Алмаз Садыбакасов.

— В дороге: в горах или полях, можно наблюдать удивительные восходы, закаты. Такие пейзажи не каждый может увидеть, — дополняет своего коллегу Михаил Дёмин.

В этой профессии есть своя романтика, и здесь не бывает случайных людей, как правило, её выбирают на всю жизнь.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий