Евразийская интеграция в приоритете

Итоги поездки Президента Сооронбая Жээнбекова в Сочи

Здесь глава Кыргызстана принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета.

В аэропорту черноморского города его встретили мэр Сочи Анатолий Пахомов, директор Департамента госпротокола МИД Игорь Богдашев и Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана в России Болот Отунбаев.

Далее Президент России Владимир Путин встретил коллег и открыл саммит, поприветствовал глав государств — участников Высшего Евразийского экономического совета в узком формате.

Далее заседание продолжилось в расширенном составе.

В мероприятии участвовали премьер-министр Армении Никол Пашинян, президенты: Беларуси — Александр Лукашенко, Казахстана — Нурсултан Назарбаев, Кыргызстана — Сооронбай Жээнбеков и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. В заседании также участвовал Президент Молдовы Игорь Додон.

Открывая встречу, председатель ВЕЭС Владимир Путин подчеркнул, что российское председательство полностью нацелено на то, чтобы укреплять союз, придать дополнительный импульс сближению экономик стран «пятёрки», а главное — способствовать всеобъемлющему развитию государств. По словам Президента России, среди приоритетов особо стоит выделить наращивание усилий по созданию единых рынков товаров и услуг, дальнейшее развитие торгово-инвестиционных связей, укрепление производственной и технологической кооперации. Глава России считает «необходимым продолжить курс на сближение валютно-финансовой и денежно-кредитной политики наших стран, выстраивать новые, более эффективные транспортные и логистические цепочки».

По многим из этих направлений уже есть серьёзные достижения. «В целом Евразийский экономический союз развивается очень динамично, — отметил Владимир Путин. — Так, например, в 2017 году валовой внутренний продукт стран-участниц вырос на 1,8%, промышленное производство увеличилось на 1,7%, а сельскохозяйственное — на 2,5%».

Снизился и уровень инфляции во всех государствах в среднем по союзу до 3,1%. Улучшилось состояние внешней и внутренней торговли. Поставки товаров и услуг на рынки третьих стран возросли на 24,4%, а товарооборот между государствами — членами ЕАЭС вырос более чем на 26%.

По мнению Владимира Путина, важно и далее развивать интеграционные процессы. «Хорошие возможности для наращивания сотрудничества открываются в атомной энергетике, в области возобновляемых энергоисточников, в экологии, медицине, космосе», — отметил он. В этих передовых отраслях важно расширять производственную кооперацию, совместно работать над новыми технологиями и ноу-хау, внедрять инновации, отвечающие требованиям мировой экономики, глобального технологического развития.

Приоритетное внимание по-прежнему решено уделять устранению остающихся ограничений и изъятий на пути свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы, реализации цифровой повестки ЕАЭС. «Ориентируемся на создание наиболее комфортных условий для развития предпринимательской активности, в том числе за счёт системной работы с деловыми кругами и учёта их пожеланий», — заявил Президент России.

На саммите выступил и Президент Сооронбай Жээнбеков, рассказавший коллегам об итогах двухлетия Кыргызстана в интеграционном объединении.

«Евразийская интеграция была и остаётся приоритетным направлением во внешнеэкономической политике нашей республики», — заявил Сооронбай Жээнбеков.

«Пользуясь случаем, хотел бы от себя лично и от имени всех кыргызстанцев искренне поздравить Владимира Владимировича с победой и вступлением в должность Президента Российской Федерации и пожелать дальнейших успехов на этом ответственном посту», — отметил Сооронбай Жээнбеков. Поздравил он и Никола Пашиняна с избранием на должность премьер-министра Армении и пожелал успехов в работе.

Далее глава Кыргызстана подчеркнул, что одним из положительных итогов участия страны в союзе является либерализация рынка труда и улучшение положения трудовых мигрантов.

«При этом, несмотря на позитивные изменения, нам предстоит решить ещё немало вопросов, в том числе через совершенствование положений союзного договора. Следует стремиться к обеспечению равных прав и социальных гарантий трудящихся-мигрантов в нашем интеграционном объединении. В период своего председательства мы проделали значительную работу в рамках союза по созданию условий для успешного ведения бизнеса и устранения внутренних ограничений в торговле. Наглядным подтверждением позитивных результатов наших совместных усилий в данном направлении стал рост объёма взаимной торговли государств-членов в 2017 году на 26%», — отметил Сооронбай Жээнбеков, подчеркнув, что особого внимания заслуживает вопрос своевременного выполнения поставленных задач в рамках цифровой повестки, направленных на устранение барьеров в торговле, в том числе по прослеживаемости товаров.

«При этом надо учитывать потенциал стран ЕАЭС по внедрению цифровых технологий по маркировке и отслеживанию товаров. Считаю, что механизмы прослеживаемости надо синхронизировать и внедрять поэтапно, особенно с учётом нагрузки на малый и средний бизнес», — отметил Сооронбай Жээнбеков, обратив внимание на тенденцию ужесточения так называемых торговых войн во всём мире.

«Нарастание геополитической напряжённости может подорвать все результаты, которых мы достигли в рамках евразийской интеграции, — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков. — Мы должны уйти от внутренней конкурентной борьбы и совместно действовать на международной арене. Только углубляя и расширяя нашу интеграцию, мы сможем раскрыть весь имеющийся экономический потенциал наших стран».

Вместе с тем Сооронбай Жээнбеков выразил уверенность, что совместная работа по расширению торгово-экономических связей ЕАЭС с третьими странами, в том числе Китаем, Индией и Сингапуром, имеет стратегическое значение.

«Большим шагом в сфере предоставления услуг в рамках союза стало включение в единый рынок предоставление услуг туроператоров и турагентств. Важно продолжить внедрение единого рынка услуг. Отдельного внимания требует разработка проектов, создающих региональные производственные цепочки для развития кооперационных связей между нашими странами. Для финансирования таких проектов надо усилить деятельность Евразийского банка развития. Нужно, чтобы у нас действовал реально работающий финансовый институт развития ЕАЭС, нацеленный на углубление интеграционных процессов», — сказал глава государства, подчеркнув, что нужно двигаться вперёд, но всё ещё имеются вопросы, которые не решаются со дня присоединения Кыргызстана к союзу.

«Говоря о препятствиях и барьерах, предлагаем наделить комиссию дополнительными компетенциями для оперативного решения спорных ситуаций в передвижении товаров. Комиссия должна проявлять активность и твёрдость для урегулирования проблемных вопросов, возникающих между государствами — участниками союза», — отметил Сооронбай Жээнбеков и обратил внимание на бюрократизацию в органах союза, на то, что принятие решений в рамках союза должно быть быстрым, гибким и мобильным, а процесс — прозрачным и понятным, в том числе для бизнеса, который за поддержкой обращается в Евразийскую экономическую комиссию.

«Комиссии следует эффективно разрешать конфликтные ситуации и контролировать выполнение обязательств. Предлагаю поручить ей разработать конкретные предложения в данном направлении и представить на наше решение», — предложил глава государства.

Завершая выступление, Президент Сооронбай Жээнбеков ещё раз заверил партнёров, что способствование всесторонней интеграции на Евразийском пространстве — одно из ключевых направлений внешней политики Кыргызстана.

На встрече выступил также председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, сообщивший о существовании порядка 60 препятствий и барьеров, в отношении которых страны не могут прийти к согласию. Однако принципиально важно наличие политической воли для решения этих проблем. «Президенты всё время говорят об углублении нашего интеграционного объединения через снятие всех этих барьеров, изъятий и ограничений с тем, чтобы национальные правительства отказались бы от национального эгоизма по защите своих производителей и появились равные конкурентные условия для всех участников рынка. И эти вопросы стоят в центре внимания нашей комиссии», — сообщил он.

По 66 препятствиям в ЕАЭС есть понимание, что их надо преодолевать. За прошлый год ЕЭК удалось снять порядка 13 барьеров. В этом году комиссия устраняет порядка десяти барьеров.

Затем Высший Евразийский экономический совет принял ряд ключевых решений для развития евразийской интеграции.

Так, он утвердил Положение о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС и принял решение об его предоставлении Республике Молдове. Статус государства-наблюдателя при союзе предусмотрен статьей 109 Договора о ЕАЭС. Согласно положению, представители такой страны могут присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС без права участия в принятии решений и получать принимаемые органами союза документы, не носящие конфиденциальный характер. Государство с таким статусом обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам союза и стран-участниц.

Утверждены и основные ориентиры макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2018-2019 годы.

Её приоритетные цели на среднесрочный период — активизация процесса восстановления экономического роста и создание базиса для устойчивого экономического развития стран союза. Их достижение предусматривает реализацию совместных мер в рамках ЕАЭС и национальных мер, принимаемых странами для создания благоприятных макроэкономических условий, стимулирования инвестиционной активности, улучшения делового климата, создания условий для повышения производительности в реальном секторе экономики.

Лидеры стран поговорили и о реализации цифровой повестки союза до 2025 года. В частности, что сформирована достаточная нормативная база для старта реализации цифровой повестки, формируется среда для проработки цифровых преобразований по приоритетным направлениям, создаются экспертные площадки, обсуждаются инициативы и проекты. Созданный при комиссии офис управления цифровыми инициативами прорабатывает более десяти предложений, поступивших от бизнеса и органов власти государств-членов. Они касаются, в частности, функционирования и развития системы цифровой прослеживаемости (в том числе идентификации); внедрения электронных сопроводительных документов и их взаимного признания в странах ЕАЭС; создания Евразийской электронной биржи труда, специализированного венчурного фонда отраслевых цифровых платформ, цифрового Евразийского транспортного коридора, сети промышленной кооперации и субконтрактации и т. д.

В процессе запуска — исследование по первой поступившей инициативе — о внедрении и взаимном признании в ЕАЭС электронных сопроводительных документов. Начата работа по пилотным проектам, касающимся создания и развития системы цифровой прослеживаемости движения товаров. Развиваются экспертные площадки по вопросам экономики данных, регулятивным «песочницам» и другим приоритетам реализации цифровой повестки.

ВЕЭС одобрил Соглашение о порядке заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями.

Среди ключевых выводов прозвучавшего на саммите доклада о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год: ЕАЭС проводит последовательный курс на укрепление международного сотрудничества, а сформированная система международного взаимодействия позволяет комплексно решать задачи по расширению географии и объёма экспорта, а также привлечению иностранных инвестиций и технологий.

Члены ВЕЭС заслушали также доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в рамках ЕАЭС. Документ подготовлен по итогам мониторинга и контроля за исполнением планов либерализации в 2016-2017 годах компетентными органами государств союза и ЕЭК. Он содержит результаты сравнительного анализа регулирования в странах союза, работы профильных рабочих групп и обоснование принятых решений с алгоритмом и рекомендациями по реализации мероприятий каждого плана либерализации.

Правительствам государств-членов и комиссии поручено активизировать работу по реализации этих планов, которые утверждены решением ВЕЭС в декабре 2016 года, и в установленные сроки выполнить предложенные мероприятия.

Стороны внесли изменения в перечень секторов (подсекторов) услуг, по которым в союзе функционирует единый рынок услуг. До решения ВЕЭС таких секторов было 43. При этом в сфере торговли услугами страны союза ранее поставили стратегическую цель — к 2022 году перевести в единый рынок услуг через реализацию планов либерализации ещё 18 секторов, утверждённых решением ВЕЭС в декабре 2016-го.

Новое решение ВЕЭС позволило дополнить рынок девятью из 18 секторов услугами: по производству и распространению кино- и видеофильмов, по демонстрации видеофильмов; связанными с собственным или арендуемым недвижимым имуществом; по аренде и лизингу прогулочных судов без оператора. В перечень включены и услуги в области рекламы, научные консультативные услуги в части геологии, туристические и по проведению научно-исследовательских работ. С принятием этого решения уже 52 сектора услуг станут функционировать в формате единого рынка. Они предоставляются в странах ЕАЭС без ограничений, изъятий и дополнительных требований и условий. Таким образом, до 2021 года более 60% объёма оказываемых услуг в государствах-членах планируется предоставлять по правилам единого рынка.

На встрече создали — Советы руководителей уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС в сферах аккредитации, стандартизации, агропромышленного комплекса и транспорта. В новые вспомогательные органы войдут главы профильных национальных министерств и ведомств и также члены Коллегии (министры) ЕЭК, курирующие эти направления деятельности. Советы руководителей станут дополнительными площадками для координации работы в названных сферах экономики стран ЕАЭС.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий