Чт. Дек 13th, 2018

Приоритеты в стране: судебно-правовая реформа и борьба с коррупцией

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

casus program galyum Под председательством главы государства Сооронбая Жээнбекова состоялось первое заседание Совета по судебной реформе при Президенте, где он выступил с докладом.

«Судебно-правовая реформа — одно из главных требований нашего общества. Я вас собрал для того, чтобы вместе обсудить этот актуальный вопрос. Когда я встречаюсь с людьми, очень часто они рассказывают о вопиющих фактах нарушения прав граждан коррумпированными, несправедливыми судьями. 70 процентов обращений, которые поступают в мой адрес, также касаются этой проблемы.

Реформирование судебных органов стало основной проблемой в нашем государстве. За последние годы сделано многое. Например, разработаны и приняты основные 17 кодексов и несколько законов, регулирующих судебно-правовую реформу. Однако темпы реформы, к сожалению, оказались значительно ниже ожиданий общественности, а реформа судебной системы запаздывает. Народ требует как можно скорее создать чистую, прозрачную и независимую судебную систему. Поэтому реализация судебно-правовой реформы и борьба против коррупции — самая приоритетная работа в Кыргызстане.

Ускорение судебной реформы очень важно для страны, поэтому это заседание совета должно дать дополнительный импульс новым реформам. В рамках нашего совета мы должны усилить эту работу, обеспечить чёткую координацию действий госорганов и других организаций в этом направлении. Новые кодексы и законы вступят в силу в 2019 году. Времени осталось очень мало, и сделано очень мало, а предстоит сделать очень многое. Поэтому нам надо работать в ускоренном режиме. Остановлюсь на восьми вопросах, которые считаю самыми важными. Во-первых, наша самая главная задача — ввести в действие принятых кодексов и законов, используя все силы и возможности. Надо обратить особое внимание на уголовно-правовой блок, который требует основных изменений при нарушении прав человека. Я рассмотрел, каким образом на сегодня кодексы вводятся в действие, это проходит медленно. Государственным исполнительным органам следует разъяснить кодексы, расписать все нормативные положения, рассчитать штаты и внести их в бюджет 2019 года.

Особо отмечу, важно создание единого реестра преступлений, деяний, нарушений закона. Профильные эксперты должны научиться им пользоваться. Генеральной прокуратуре надо ускорить этот процесс и ввести в использование единый реестр с 1 января 2019 года. Следует масштабно обучать людей, которые станут исполнять кодекс. К ним относятся судьи, прокуроры, милиционеры, адвокаты, следователи, судебные исполнители, сотрудники пенитенциарной системы и другие. Им нужно наизусть знать кодексы, понимать логику реформ, не искажая и не нарушая их.

Мы отмечали, что создадим все институты и механизмы, указанные в кодексах. Например, в Кыргызстане следовало создать институт пробации и с 1 января 2019 года ввести новую должность следственного судьи. Предполагалось разработать ведомственные инструкции в правоохранительных органах и оборудовать помещения для очной ставки и допросов.

Во-вторых, долгое время не решается вопрос перехода к цифровизации судебных органов. Решения и приговоры судей размещаются на судебных сайтах выборочно, и не решается вопрос с цифровизацией всех решений и приговоров. Наряду с этим нужно вводить аудио-, видеосъёмку судебных процессов, электронное протоколирование судебных заседаний.

В-третьих, правительство медленно улучшает законодательство, что даёт повод для беспокойства. Так как вместо того, чтобы разработать нормативно-правовые акты, вытекающие из принятых кодексов, предлагается вводить изменения в новые принятые кодексы, нарушающие их концепцию. Это может свести к нулю результаты шестилетней работы всех институтов! Обращаюсь также и к депутатам парламента. Мы совместно с вами приняли хороший пакет документов. Теперь надо обратить особое внимание на его введение в действие, так как я знаю, что появляются причины, которые могут стать помехой этому. Инициируются изменения в новые законы, которые нарушают их первоначальную концепцию. На сегодня есть три такие инициативы. Поэтому особо скажу о важности сохранения концепции и её реализации.

В-четвёртых, о кадрах в судах. Здесь произошли изменения состава. Большая часть судей, не соблюдающих этических норм, ушли с должностей. Но после нового отбора не уменьшились жалобы граждан в отношении судей. Это касается всех уровней судов. Основное требование к судейскому корпусу при отборе кадров — очень тщательный, качественный, справедливый отбор. Прежде чем назначить на должность судьи, тщательно проверить декларации о доходах и расходах кандидатов, качество их работы, морально-этическое поведение. На этом основании должен быть создан профессиональный судебный корпус с высокими моральными принципами. Постоянное обучение судьи надо рассматривать как длительный процесс, обеспечивающий его профессиональный и личностный рост.

В-пятых, о бюджете. Никакая реформа не бывает бесплатной, она требует средств, особенно реформа уголовно-процессуальной сферы. Не выделив средств из бюджета, мы не проведём эту реформу. Нам не стоит ждать, что кто-то извне нам даст на это деньги. Для нашей реформы основной источник — республиканский бюджет. В нём для профильных госорганов закладываются необходимые средства для введения в действие кодексов. Бюджет и судебно-правовая реформа должны планироваться одинаково, а средства использоваться эффективно.

Обращаюсь и к представителям донорских организаций, участвующих в заседании. Вы оказали хорошую поддержку подготовке судебной реформы. Выражаю вам глубокую благодарность. Особенно Программе развития ООН, Управлению по наркотикам и преступности, Управлению Верховного комиссара по правам человека, фонду «Сорос-Кыргызстан», Евросоюзу, ОБСЕ. Осуществление судебно-правовой реформы очень нужно для нашей страны. Мы рассматриваем её как приоритетное направление госполитики. Надеюсь, что международные партнёры окажут помощь и в реализации этих реформ. Все программы центров обучения судей, прокуроров, сотрудников Министерства внутренних дел, адвокатов надо пересмотреть и привести в соответствие новым кодексам и законам.

В-шестых, требует рассмотрения вопрос передачи функций межрайонных судов местным судам. Для достижения судебной справедливости надо создавать благоприятные условия для людей. Наши граждане не должны нести дополнительные расходы (плата за проезд, расходы на гостиницу), чтобы защитить свои права вследствие удалённости судебного органа. Многие граждане на местах требуют именно этого, и я считаю это правильным. Функции разрешения экономических и административных споров передали межрайонным судам, а они находятся в областных центрах. Например, споры, возникшие по вопросам раздела смежных участков, создают проблемы для граждан, которые вынуждены ездить далеко в межрайонные суды. Так, если спор возник в городе Балыкчи, для его разрешения гражданам нужно приехать в Каракол, а расстояние составляет 200 км. Такую же проблему отмечают жители Джумгальского района Нарынской области, которым приходится преодолевать два перевала и проехать 240 км, чтобы попасть в областной центр. Для разрешения таких проблем на местах прежде всего нужен достаточный уровень знаний и квалификации судей, отвечающий единым критериям их отбора. В связи с этим предлагаю передать функции межрайонных судов и штатные единицы районным судам. Это сразу не воплотить в жизнь, потребуется время, но ускорить процесс можно. Для информации: по республике есть 8 межрайонных судов. В их штате трудятся 27 судей.

Седьмое. Стоит задуматься об отмене приостановления уголовной ответственности по истечении срока давности уголовного дела. Сейчас по закону в случае истечения срока давности суд приостанавливает дело о привлечении к уголовной ответственности без определения меры наказания. Из-за этого работа, проделанная правоохранительными и судебными органами по поиску и выявлению виновных, оказывается напрасной. Вместо того чтобы возместить причинённый ущерб и привлечь к ответственности виновных, уголовное дело судебным актом прекращается. Данный вопрос требует тщательной проработки. Несмотря на то что прошёл срок давности привлечения к уголовной ответственности, действиям виновных людей необходимо дать юридическую оценку, определить их виновность и решить вопрос об обязательном возмещении убытков.

Восьмое — это отсутствие координации при реализации судебно-правовой реформы. К сожалению, правительство эту координацию до настоящего времени проводило некачественно. Процесс не стал системным, поэтому надо поднять на новый уровень деятельность правительства в данном направлении. Для применения кодексов и законов исполнительные, правоохранительные органы, прокуратуру, суды, Министерство внутренних дел, Службу исполнения наказаний, Службу по борьбе с экономическими преступлениями, Госкомитет национальной безопасности, адвокатуру, вузы, органы местного самоуправления надо привлечь к данному процессу и провести комплекс согласованных мероприятий. Совет по судебной реформе не формальный орган, ему надо показать себя лидером. Ведь в его состав включены все органы, призванные реализовать реформу.

Верховному суду следует координировать применение кодексов, контролировать и сохранить концепцию, аппарату Президента — ускорить реформы, довести их до логического конца. Но этого не случилось, ответственный отдел самоустранился от этого процесса. Начиная с сего дня совет должен занять активную позицию по судебной реформе и стать национальной площадкой. Нужно вернуть доверие народа к судам, а судебная система должна встать на путь устойчивого развития. Нам надо этого добиться.»

Добавим, что в повестке дня заседания значились два вопроса. Первый — реализация мер правительства по применению вновь принятых процессуальных и других норм при осуществлении правосудия. Докладчиком по нему стал вице-премьер-министр Жениш Разаков.

Обсудили собравшиеся и процесс разработки новой программы развития судебной системы на 2018-2022 годы. По вопросу выступила председатель Верховного суда Айнаш Токбаева.

Затем состоялось обсуждение указанных вопросов.

После обсуждения Президент ещё раз подчеркнул, что суд — последняя инстанция, где люди ищут справедливости, а судьи должны оставаться чистыми перед своей совестью и перед Богом.

Напомнил он и слова мудреца Калыгула, который говорил: «Справедливость возвышает, жадность ввергает в могилу», подчеркнув, что госорганы, обязанные реализовать реформу, должны действовать в одном ритме и направлении. Глава государства добавил, что для проведения регулярного мониторинга хода реформы создадут рабочую группу, в состав которой войдут и члены совета.

Сооронбай Жээнбеков сказал, что правительство и Верховный суд должны принять к сведению все высказанные предложения и критические замечания. Он призвал правительство ускорить внесение соответствующих законопроектов на рассмотрение парламента.

«Изменения в судебной системе повлекут изменения общества, будут устранены факторы, препятствующие нашему развитию. Только тогда страна начнёт устойчиво развиваться. Судебная реформа находится под моим личным контролем», — заключил Сооронбай Жээнбеков.

follow link Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *