Новый учебный год — новые книги!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Недавно школьники вышли на долгожданные летние каникулы. И пока они наслаждаются длительным отдыхом, эксперты в области образования думают над тем, как сделать предстоящий учебный год более продуктивным. На недавно проведённом круглом столе, организованном Булан институтом и общественным советом Министерства образования с участием учителей и родителей, рассматривались вопросы обеспеченности школ учебниками и их качества.

Как отметила специалист по учебникам Чинара Курбанова, большая материальная ответственность по хранению и учёту учебных фондов лежит на библиотекарях. Ежегодно ими составляется статистический отчёт, сегодняшний процент общей обеспеченности всех школ республики книгами — 83,6.

В среднем срок действия одного учебника — пять лет. В государственном стандарте прописано, что через этот промежуток времени содержание книг, как и образовательные стандарты, должно обновляться. «Разрабатываются новые учебные программы, базисный учебный план, рассчитывается объём более современного учебника, согласно которым далее уже готовятся издания», — пояснила Чинара Курбанова.

Министерство ежегодно собирает данные о необходимом количестве действующих учебников, планирует их выпуск и объявляет конкурс среди типографий на тиражирование.

«С 2015 года подписаны договоры о передаче имущественного права Министерству образования. В прошлом приняты поправки в Закон «Об авторском праве», где сказано, что всё изданное на средства госбюджета принадлежит государству. Соответственно, это право позволяет нам печатать, а также размещать электронные версии учебников», — говорит Ч. Курбанова.

Как отметила председатель общественного совета Министерства образования Айнура Тентиева, только сами учителя знают, чем оборачивается на деле нехватка учебной литературы. «Мы были в школах и видели, что не хватает учебников даже в начальных классах. Всего 10 экземпляров на 40-50 детей. Понятно, с какой эффективностью при этом проходят уроки», — подчеркивает А. Тентиева.

По её словам, низкий процент обеспеченности школьников учебниками далеко не отражает реальной картины. «В это количество входят все книги, хранящиеся в библиотеке. Мы посещали такие читательские залы, где огромное количество учебников, которыми никто уже не пользуется. Они лежат десятилетиями, но в учёт попадают. А если смотреть на ситуацию в разбивке по каждому классу, то нехватка книг ещё выше. И это знают все! Мне кажется, давать информацию надо более полную», — сетует Айнура Тентиева.

Разработка учебных пособий, по её мнению, идёт очень долго. Так, школьники 5-6-х классов, согласно стратегии, давно уже должны были получить учебники нового поколения, но этого не произошло. «Опоздание очень серьёзное. Спрашивается, почему? Ведь ещё в 2009 году Всемирный банк проводил исследование по обеспеченности и содержанию книг, — говорит А. Тентиева. — И вот проходит 10 лет, а новых учебников практически нет! Мои дети за этот период окончили школу, но их так и не увидели. Понятно, что это сложно и связано с большими финансовыми потребностями. Но мы всё время запрашиваем международную помощь на эти цели. Может быть, это недостаточный, но всё-таки серьёзный ресурс, которым, к сожалению, мы пользуемся неэффективно. И в итоге имеем то, что имеем.

Говоря об обновлении учебников, нельзя не упомянуть о тестовых материалах. «Тестов практически нет в электронном виде. Так, несмотря на это, почему бы их не обобщить? Пусть дети знают все свои задания заранее и, выучив их, потом получают пятёрки. Разве это плохо?» — считает она.

В завершение речи А. Тентиева отметила: нельзя не признать и тот факт, что в последнее время ситуация с обеспеченностью школьными книгами улучшилась, поскольку общественность может доносить своё мнение через Интернет.

Выступивший с докладом по разработке учебников нового поколения вице-президент Кыргызской академии образования (КАО) Алмазбек Токтомаметов отметил, что путь от написания до издания учебника очень длительный и трудоёмкий. Сначала объявляется конкурс, потом отбор поступивших рукописей, который проводят независимый Координационный совет по качеству и представители Министерства образования. «Два года назад объявили конкурс на разработку учебников по всем предметам для 5-го и 6-го классов. Отобранные в итоге рукописи проходили экспертизу в Академии образования, после чего их отправили на апробацию в 54 школы республики и впоследствии доработали. Окончательные варианты учебников утверждены на учёном совете Академии наук. В этом году все школы получат их. Общий тираж три миллиона экземпляров», — рассказал Алмазбек Токтомаметов.

Он также отметил, что в настоящее время в рамках проекта Азиатского банка развития разрабатываются учебники для 7-9-х классов по пяти предметам — математике, физике, химии, биологии и географии. «Рукописи уже отобраны. Некоторые уже прошли научную экспертизу и одобрены, а некоторые отклонены из-за несоответствия. По другим предметам для этих классов конкурс ещё не объявлен», — пояснил А. Токтомаметов.

Подытоживая выступление, он сообщил, что за первое авторство разработчики учебных пособий получают сумму не менее 10% от издательских расходов, за второе — не менее семи, за третье — не менее пяти. В целом экспертиза книг стала более независимой, за счёт чего улучшилось качество школьных изданий. «До 2010 года работники Академии образования входили в состав разработчиков и сами же проводили экспертизу, чего сейчас уже нет. Проверкой учебников занимается ещё и Координационный совет по качеству, а представители КАО написанием школьных книг больше не занимаются. Создание учебников для 5-х и 6-х классов с внедрением института апробации показало всю правильность направления в деле разработки учебников нового поколения», — выразил мнение А. Токтомаметов.

Аида ШИРИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *