Пн. Ноя 19th, 2018

Источник женской благодати

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Что получится, если собрать вместе старинные традиции, десять метров ткани, ловкость рук и двадцать минут времени? Посетители бишкекской выставки традиционной одежды кыргызских женщин узнали, что именно таков рецепт элечека — старинного женского головного убора.

Выставка открылась 30 мая в Доме-музее М. Фрунзе и собрала много гостей. Организаторы выставки — общественный фонд «Кийиз дїйнє» («Мир войлока») представили на суд зрителей более десятка видов элечеков, каждый — исторически подтверждён и воссоздан с соблюдением мельчайших деталей. Само название выставки — «Элечек — благодать женщины» — было выбрано не случайно.

— Издревле у кыргызов было особое отношение к элечеку, — рассказала руководитель проекта Айдай Асангулова. — Элечек впервые надевали девушке, когда она выходила замуж, то есть когда отправляли её в дом мужа. Замужняя женщина не должна была покидать юрту без этого головного убора. Готовый элечек не переходил из рук в руки, дарить его нельзя. Хранят его всегда на верхних полках — повыше от земли, поближе к небу.

Надеть элечек — целая наука. По сути, это головной убор в виде тюрбана, но с особым методом наматывания ткани. Он состоит из трёх частей: на голову надевается специальная шапочка с накосником, поверх неё — небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком, и поверх всего этого наматывается белая материя.

— Не существует строгих требований к длине ткани, из которой сворачивался элечек, — объяснила Айдай Асангулова. — У кого-то это было всего пять метров, у богатых женщин могло быть и сорок. Но ткань обязательно была белой и очень тонкой.

Белый цвет считался символом материнства. Кому-то может показаться, что в быту такой головной убор может мешать и его легко загрязнить, занимаясь домашней работой. Участники «Кийиз дїйнє» опробовали это на себе: в прошлом году они целый месяц жили в юртах на джайлоо в горах, носили традиционную одежду кыргызских женщин, занимались обычными домашними делами. По словам Асангуловой, эксперимент прошёл удачно, старинная одежда оказалась очень удобной и практичной, даже не хотелось с ней расставаться.

Зимой элечек согревал, летом — защищал от солнца. Но не только в этом были его преимущества, когда-то он играл роль своеобразного женского паспорта. По словам организаторов выставки, раньше у каждого кыргызского рода был свой вид элечека, по которому можно было определить, из какой семьи эта женщина, знатная она или нет, из какого она региона. Всё имело значение — и украшения, и вышивка, и даже то, в какую сторону заворачивали конец ткани в элечеке.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские кыргызки наматывали ткань для элечека спиралью, чтобы получались идущие кверху от головы ровные выступы. Сам элечек имел цилиндрическою форму, конец его заворачивали на левую сторону. На севере Кыргызстана элечек состоял из небольшой облегающей голову шапочки с полосой, спускавшейся на спину, и повязанного поверх неё элечека.

В Таласской долине и на севере Ошской области носили элечек круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части, без отворота, и имел небольшой налобный выступ. На востоке Ошской области элечек был большого размера и имел сильно нависающий надо лбом выступ. Иногда на элечек накидывался нарядный платок, угол которого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Везде элечек украшали по-разному, в зависимости от достатка его обладательницы: вышитыми полосками ткани, шёлковой тесьмой, серебряными украшениями, коралловыми бусами, монетами, жемчугом.

В наши дни элечек практически нельзя увидеть в повседневной жизни, только в праздничные дни и в основном на пожилых женщинах. На юге Кыргызстана он почти не встречается, в южной части Ошской области элечек и вовсе вышел из употребления.

— Я дизайнер, и меня интересует национальная одежда, — рассказала Айдай Асангулова. — Когда я начала изучать этот вопрос, то выяснила, что, к сожалению, очень многие традиции сегодня утеряны. А ведь когда-то существовало несколько десятков видов элечеков! Для выставки нам удалось восстановить тринадцать. Когда мы стали заниматься изучением традиционной кыргызской одежды и её возрождением, к нам начали обращаться женщины, которые хотели бы носить её в повседневной жизни. Не стоит забывать, что элечек — это не только наша традиция. Это ещё и символ важности роли женщины в обществе. Недаром кыргызы, когда хотели пожелать счастья, говорили: «Пусть твой белый элечек никогда не упадёт с твоей головы».

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *