Пн. Ноя 19th, 2018

Районные СМИ: быть или не быть?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В первых строчках этой статьи следует, наверное, немного остановиться на назначении региональных средств массовой информации. Районные печатные СМИ создавались на заре советской власти, некоторые из них уже отметили свои 80-90-летия.

Региональная пресса — это богатейшая история регионов, сохранившаяся в печатном слове, воплотившая в себе период коллективизации, годы Великой Отечественной войны, времена становления народного хозяйства и промышленного бума. На её страницах отражались трагические события 1990-х годов, «районка» рассказывала жителям района об обретении суверенитета нашей страной и первых шагах Кыргызстана на тернистом пути независимости. А главное, «районка» всегда писала о простых тружениках села, рабочих фабрик и заводов, фермерах и предпринимателях. Местное печатное издание всегда стояло на службе простых читателей из села. Пусть газеты выглядели, как бы сейчас сказали, непрезентабельными на вид, но статьи были и остаются разножанровыми, злободневными и актуальными.

Районные газеты всегда являлись глашатаями государственной политики на местах. В тонкостях они передавали ход реализации государственных программ в регионах. Все недочёты и успехи ложились на печатные полосы с помощью талантливого пера сельских корреспондентов. Многие из них впоследствии становились известными не только в республике, но и за её пределами. Это подтверждение того, что районные СМИ остаются кузницей журналистских кадров. Именно здесь журналисты учатся профессиональному мастерству, молодые специалисты познают вкус слова, его безграничную силу.

В некоторых редакциях средний возраст сотрудников составляет не более 40 лет. И слухи, что селькоры неучи, по-ученически аккуратно скатывающие интернет-месседжи и выставляющие их в газете, неправдоподобны. Опытные мастера пера передают молодёжи свой бесценный опыт. Многие из них на «ты» общаются с оргтехникой, сотрудничают с интернет-сайтами, выкладывают в них свои материалы. Бок о бок, плечом к плечу селькоры создают шедевры журналистики, которые оцениваются, к большому сожалению, только сельчанами.

В последние четыре года в верхах муссируется мнение о необходимости реорганизации региональных СМИ. «Районки» «сидят на иголках», ожидая свой последний час, с 2014 года. Это мешает творческой деятельности журналистов. Путём оптимизации мы все уже сократили творческий штат редакций. Теперь же вопрос встаёт о полной ликвидации государственных газет с передачей их функций вновь создаваемым медиацентрам. Сотрудников местных газет при этом уволят всех без исключения, а во вновь создаваемые информационные учреждения журналистов станут набирать по конкурсу как государственных служащих. Так, по крайней мере, глаголят уста специалистов Департамента информации и массовых коммуникаций. Но до сих пор критерии отбора конкурсантов не определены.

Сам институт, именуемый медиацентром, — это диковинка на информационном ландшафте нашей страны. Что это такое и с чем его едят? Как он будет функционировать? На этот вопрос, пожалуй, не ответит никто, даже его авторы. С помощью вводимой новинки собираются создать универсального журналиста, который, предположительно, сможет работать во всех видах СМИ. Но возможно ли это на практике? Вопросов больше, чем ответов.

Все средства массовой информации принято делить на пять основных групп: печать, телевидение, радио, информационные агентства и Интернет. У каждого вида СМИ свой принцип, свои методы, своя специфика. Недаром в вузах страны журналистов каждого вида готовят раздельно. Появление универсального журналиста вдруг, откуда не возьмись, неправдоподобно и нереально. Для этого надо вводить новую специальность на факультетах журналистики и заниматься их подготовкой.

Универсальные журналисты начнут якобы снимать материал и передавать его по смартфону. Зачем же тогда вообще нужны журналисты-профессионалы, когда сейчас любой желающий делает это на многих каналах Кыргызстана под рубриками типа «Репортёр» («Эл эмне дейт», «Элдик репортёр» и так далее). Телеканал КТРК заключает договоры с обычными гражданами, чтобы получать информацию с мест. Не проще ли вновь создаваемому медиацентру поступить подобным образом — и расходов меньше, и головной боли не возникнет…

Что написано пером, того не вырубишь топором, говорят в народе. Поэтому журналисты-газетчики чувствуют свою высокую ответственность за свои материалы. Несмотря на то что уже много лет подряд прогнозируют уход «печатки» в небытие как устарелого вида СМИ, она до сих пор существует. Более того, она развивается, и ежегодно по всему миру появляются её новые представители. Объяснения тому — высокий уровень доверия, доступность, возможность вернуться к информации в удобное для вас время.

Бесспорно, что теоретики-журналисты основным недостатком печатных СМИ считают низкий уровень оперативности. Даже ежедневное издание сообщает о произошедшем позже, чем другие виды СМИ. Но печатное издание служит историческим документом, который можно прочитать. Через газету ощущаешь запах типографской краски, становишься свидетелем стремительно текущего времени через чтение, анализ и вывод.

Сотрудники Департамента информации и массовых коммуникаций Минкульта говорят в различных интервью, что в областях начнёт выходить в свет одна газета на все районы. Но как расположат материалы в этом печатном издании, не вызовет ли такой подход «битву за полосы» среди районов? Следует помнить, что газетные статьи размещаются на полосах по значимости. Какому же району отдадут предпочтение в этой общей газете, и зачем жителю одного района информация о другом? Планируемая газета потеряет читабельность. На примере нынешнего состояния областных газет можно сделать вывод, что подобный печатный орган обречён заранее.

Безусловно, «районки» переживают не лучшие времена. Слабая материальная база, низкий уровень заработной платы, большая текучесть кадров… Но готово ли государство потерять на местах своего верного помощника в лице региональной газеты, которая, несмотря ни на что, защищает позицию государства, объясняя и разъясняя людям в глубинке перспективы развития экономики, политики? Следует ли отдавать государству на готовом блюдечке с голубой каёмочкой информационное пространство частным периодическим изданиям, которые уже злорадствуют и потирают ладони, планируя за счёт ухода государственных печатных СМИ из регионов расширить своё влияние на местах? К чему приведёт опрометчивый шаг по упразднению местных государственных СМИ? Кто обеспечит на местах информационную безопасность страны? Не лучше ли найти другой путь развития «районок» с учётом мнения региональных журналистов. Кому, как не им, знать специфику районных газет.

Реформа государственных региональных СМИ необходима, с этим никто не спорит. Но районные издания следует сохранить. К примеру, остаются же местные газеты, находящиеся на хозяйственном расчёте. Получается полная чехарда. Несправедливо оставлять некоторые районы республики с газетой, а другие нет. Это приведёт к дисбалансу ОМСУ. Что имеем, не храним, потерявши плачем. Реорганизацию районных газет надо поручить тем, кто сведущ в этой проблеме, а не тем, кто набегами занимался в общих чертах журналистикой. Здесь нужен научный подход, с привлечением компетентных специалистов в области СМИ, вопрос-то политический. Следует в принципе изучить необходимость самого Департамента информации и массовых коммуникаций при Министерстве культуры, информации и туризма. Нужен ли орган, контролирующий деятельность государственных СМИ? Это идёт вразрез с понятием свободы слова. Раньше главного редактора назначал аким района, теперь же это привилегия министра культуры, информации и туризма. То есть главный редактор автоматически должен был превратиться в госслужащего, однако этого не произошло. Да и логически быть этого не может, потому как должность руководителя газеты творческая.

Самое интересное в этом запутанном деле то, что ликвидация региональных газет (а иначе сей процесс не назовёшь) проходит в Год развития регионов. Получается, что реорганизацией местных СМИ не укрепляют, а ослабляют регионы, забирая у сельчан газету, которая была с ними и в годы войны, и в годы застоя, и в годы перестройки, и в годы независимости…

Николай ПРАВДИН,
http://otvet.mail.ru/question/198270509 Улук ТУРГУНБАЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *